Статус документа
Статус документа


ГОСТ 12.2.112-86

Группа Т58

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

Система стандартов безопасности труда

     
ТРАНСПОРТ РУДНИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗНЫЙ

     
Общие требования безопасности к подвижному составу

     
Occupational safety standards system.
Mine electric locomotive transport. General requirements for roling stock



ОКП 0012

Дата введения 1987-07-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством угольной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 04.03.86 N 475

3. Стандарт содержит все требования стандарта СЭВ 6565-89

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.1.003-83

1.2; 5.2.8

ГОСТ 12.1.012-90

1.3; 7.3

ГОСТ 12.1.026-80

7.2

ГОСТ 12.1.028-80

7.2

ГОСТ 12.1.038-82

4.1

ГОСТ 12.2.003-91

1.1; 7.1

ГОСТ 12.2.020-76

4.1

ГОСТ 12.2.021-76

7.4

ГОСТ 12.2.049-80

1.8

ГОСТ 12.4.026-76

5.1.13

ГОСТ 14254-96

4.1

ГОСТ 21753-76

3.3

ГОСТ 21889-76

2.14

ГОСТ 22614-77

3.3

ГОСТ 22615-77

3.3

ГОСТ 22782.0-81

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.1-77

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.2-77

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.3-77

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.4-77

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.5-78

4.1; 7.4

ГОСТ 22082.6-81

4.1; 7.4

ГОСТ 22782.7-81

4.1 7.4

ГОСТ 23941-79

7.2

ГОСТ 24471-80

4.1; 7.4

ГОСТ 24719-81

4.1; 7.4

ГОСТ 24754-81

4.1; 7.4

ГОСТ 24786-81

4.1



6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1990 г. (ИУС 2-91)


Настоящий стандарт распространяется на рудничные электровозы постоянного тока массой свыше 4 т, грузовые и пассажирские вагонетки и платформы (далее - подвижной состав), применяемые при откатке в горизонтальных подземных горных выработках, и устанавливает общие требования безопасности на вновь создаваемый подвижной состав.

Требования, устанавливаемые настоящим стандартом, носят обязательный характер.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Подвижной состав должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 и настоящего стандарта.

Примечание. С учетом специфики горнодобывающих отраслей к подвижному составу могут быть предъявлены дополнительные требования, установленные в технических условиях на подвижной состав.

1.2. Уровни звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте машиниста в кабине не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003.

1.3. Уровень виброскорости на рабочем месте в кабине машиниста и в пассажирских вагонетках не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.012.

1.4. Габаритные размеры подвижного состава должны обеспечивать его вписывание в сечения горных выработок, предназначенных для откатки его электровозами с соблюдением установленных правилами безопасности зазоров.

1.5. Крепление сборочных единиц и деталей подвижного состава должно исключать их самоослабление.

1.6. Сборочные единицы и детали должны быть снабжены устройствами, исключающими возможность самопроизвольного их перемещения в процессе наладки или смазки.

1.7. Составные элементы оборудования массой свыше 20 кг должны обеспечивать возможность использования при перемещении и подъеме грузоподъемных средств.

1.8. Эргономические требования к подвижному составу - по ГОСТ 12.2.049.

1.9. Оградительные устройства должны быть надежно закреплены и, при необходимости, иметь рукоятки, скобы и другие приспособления для удобного и безопасного их снятия и установки.

1.10. Сцепки должны исключать самопроизвольную расцепку подвижного состава и обеспечивать быстроту и безопасность их соединения и разъединения.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ

2.1. Конструкция электровозов должна обеспечивать удобный и безопасный доступ к агрегатам и механизмам при техническом обслуживании и ремонте.

2.2. Конструкция электровозов массой 7 т и более должна позволять устанавливать на них автоматическую или неавтоматическую сцепку.

Автосцепки электровозов, оборудованных пневмосистемой, должны управляться из кабины дистанционно.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Электровозы следует оборудовать буферно-сцепными устройствами вылетом буфера не менее 150 мм (при наличии амортизатора в сжатом его состоянии).

2.4. (Исключен, Изм. N 1).

2.5. Клиренс для электровозов массой менее 10 т должен быть не менее 80 мм и массой более 10 т - 110 мм.

2.6. Электровозы должны оборудоваться управляемым из кабины машиниста звуковым двухтональным сигнализатором и механическим сигнализатором ударного действия. Уровень звукового давления первого сигнализатора, измеренный на расстоянии 1 м от него, должен быть не менее 108 дБ.

2.7. (Исключен, Изм. N 1).

2.8. Двухсекционные электровозы должны допускать управление движением обеих секций в режиме тяги и торможения из кабины каждой секции.

2.9. На электровозах должно быть предусмотрено место для установки первичных средств пожаротушения, а также для размещения цепей для прицепки вагонеток, домкратов и приспособлений для установки локомотивов на рельсовый путь в случае их схода с рельс.

2.10. В конструкции электровоза должны предусматриваться блокировочные устройства, предотвращающие движение электровоза при отсутствии машиниста на рабочем месте.

2.9, 2.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.11. Подаче напряжения на тяговые двигатели электровозов от системы управления должна предшествовать предварительная подготовка электрической схемы (в силовых или вторичных цепях), выполняемая с помощью специального ключа заводского изготовления. При этом должна быть исключена возможность применения для этой цели любых посторонних предметов.

2.12. Электровозы со сцепной массой 7 т и более должны быть оборудованы двумя концевыми или одной центрально расположенной кабиной с выходом на обе стороны и крышу. Конструкция кабин электровозов должна обеспечивать обзор пути при движении в обоих направлениях.

2.13. Рудничные электровозы должны оснащаться закрытыми кабинами с двумя дверными проемами (выходами из кабины) минимальной шириной 600 мм. Дверные проемы могут оснащаться дверьми, при открывании которых габариты электровоза не должны увеличиваться.

Конструкция закрытых кабин электровозов должна быть такой, чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала 15 м для двухкабинных электровозов, 18 м - для электровозов с одноконцевой кабиной, 15 м - для электровозов с центрально расположенной кабиной.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.14. Конструктивные и отделочные материалы сиденья машиниста электровоза - по ГОСТ 21889. Площадь сиденья должна быть 0,12-0,15 м.

2.15. Тормозная система электровозов должна обеспечивать три вида торможения:

на стоянке, обеспечивающее двигательное удержание состава расчетной массы на уклоне 0,050 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0,17;

рабочее, обеспечивающее регулирование и снижение скорости состава до полной остановки;

экстренное, обеспечивающее остановку состава на установленном для данного типа электровоза пути торможения.

2.16. При расчете элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к массе электровозов следует принимать 0,3.

2.17. При наличии на колодочном (дисковом) тормозе двух приводов должна быть обеспечена независимость их включения.

2.18. Для стояночного торможения следует использовать колодочные (дисковые) тормоза с ручным фиксируемым приводом или нормально замкнутый колодочный механический тормоз (замыкание тормоза осуществляется усилием сжатых пружин).

2.19. Для рабочего торможения следует применять электродинамическое торможение в сочетании с колодочным (дисковым) тормозом. Колодочный тормоз при этом следует применять для дотормаживания и остановки поезда. При динамическом торможении должно быть обеспечено регулирование тормозной силы и снижение скорости движения до 2,5 км/ч и менее.

Время срабатывания тормозной системы электровоза (за исключением стояночной) не должно превышать 2 с. За время срабатывания тормозной системы (время подготовки тормозов) принимают время от момента воздействия на орган управления тормозами до достижения номинального тормозного усилия.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.20. Экстренное торможение электровоза (состава) должно быть обеспечено с помощью всех тормозных систем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»