Статус документа
Статус документа

Проектирование предприятий розничной торговли. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ

Основные рекомендации

3.1. Объемно-планировочная структура должна определяться функциональной системой движения товаров, учитывать задачи внедрения прогрессивной технологии, новейшего оборудования и комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и обеспечивать создание оптимальной среды для покупателей. Для решения этих задач рекомендуется:

внедрять новейшие средства механизации, автоматизации, а также методов индустриализации строительства, обеспечивающие совершенствование материально-технической базы отрасли и повышение эффективности строительства и эксплуатации зданий (предприятий);

размещать, как правило, на одном этаже помещения для хранения товаров и соответствующие этим товарам отделы торгового зала и допускать их размещение (при оборудовании магазина прогрессивными средствами вертикального перемещения товаров) на разных этажах здания (рис.3 и 4);

Рис.3. Примерная схема одноэтажного универсама торговой площадью 400-1000 м

1 - торговый зал; 2 - отделы заказов и кулинарии, кафетерий; 3 - кладовые, используемые для расширения
торгового зала; 4 - кладовые (в том числе для ночного завоза); 5 - охлаждаемые камеры; 6 - приемочная;
7 - прием стеклотары; 8 - служебные и бытовые помещения; 9 - подсобные помещения;
10 - технические помещения; 11 - разгрузочная платформа; 12 - площадка автомобилей,
разгружающих товары (может быть защищена тентовым покрытием)


Рис.4. Примерная схема двухэтажного универсама торговой площадью 1500 м и более

а - I этаж; б - II этаж; 1 - торговый зал; 2 - кафетерий, отдел кулинарии, отдел заказов; 3 - кладовые,
используемые для расширения торгового зала; 4 - кладовые (в том числе для ночного завоза);
5 - охлаждаемые камеры; 6 - прием стеклотары; 7 - приемочная; 8 - разгрузочная платформа;
9 - площадка для автомобилей, разгружающих товары (может быть защищена тентовым покрытием);
10 - служебные и бытовые помещения; 11 - подсобные помещения; 12 - технические помещения;
13 - киоски; 14 - камера пищевых отходов; 15 - помещение для приема продуктов в ночное время


предусматривать кратчайшие связи между разгрузочной платформой, приемочной, грузовыми лифтами, помещениями для хранения товаров и соответствующими отделами торгового зала в последовательности, определяемой задачами сокращения путей товародвижения как по горизонтали, так и по вертикали;   

соблюдать единый уровень полов во всех помещениях каждого этажа предприятия (торговый зал, помещения приема и хранения, подсобные помещения), допуская возможность отклонения от этого требования только для служебных и бытовых помещений;

размещать вспомогательные, подсобные и служебно-бытовые помещения в стороне от основных направлений движения товаров;

пользоваться контрольными расчетными показателями нормируемой площади (прил.4-6), а также показателями материалоемкости (в том числе металлоемкости и экономии энергоресурсов) и трудоемкости возведения и эксплуатации, установленными инструкциями и указаниями Госкомархитектуры и Минторга СССР. Кроме того, следует обеспечивать гибкую планировку предприятия и учитывать возможность изменения планировочного решения в процессе эксплуатации предприятия, имея в виду различные варианты:

техническое перевооружение предприятий новейшими средствами механизации и прогрессивным оборудованием без изменения его назначения и габаритов помещений;

трансформацию, а при необходимости реконструкцию помещений преимущественно в целях увеличения торговой площади за счет кладовых и других неторговых помещений, при сохранении назначения и габаритов предприятия (рис.5);

Рис.5. Примерная схема универсама двухъярусной структуры торговой площадью 1500 м и более

а - план на отм. 2,100; б - план на отм. 2,100; в - план на отм. 5,400; 1 - торговый зал; 2 - кафетерий
(отдел кулинарии); 3 - отдел заказов; 4 - кладовые, используемые для, расширения торгового зала;
5 - кладовые; 6 - охлаждаемые камеры; 7 - подсобные помещения; 8 - помещения для разгрузки и погрузки;
9 - платформы для разгрузки и погрузки; 10 - прием стеклотары; 11 - технические помещения;
12 - служебные помещения; 13 - бытовые помещения



переспециализацию действующих предприятий, предусматриваемую планами (схемами) развития и размещения торговой сети в городах и поселках и создание нового по назначению прогрессивного предприятия на основе использования существующих помещений и их (при необходимости) реконструкции;

расширение в отдельных случаях предприятий путем пристройки, надстройки или застройки внутренних двориков и лоджий магазина (при соответствующих архитектурных, инженерных и градостроительных обоснованиях).

3.2. Гибкая планировка должна обеспечить возможность внедрения нового оборудования и учитывать соответствующие ему ширину коридоров, ширину и высоту дверных проемов, а также необходимость размещения помещений, предназначенных для увеличения торговой площади вблизи с торговым залом, а технических помещений - вне зоны расширения зала и возможность отказа от устройства перегородки между кладовыми и торговым залом в соответствии с п.1.75 СНиП 2.08.02-89. Гибкие планировочные решения могут развиваться при внедрении унифицированных зданий магазинов, как это предложено Центросоюзпроектом (рис.6), разработавшим серию типовых проектов на основе постепенного наращивания планировочного модуля при сохранении технологической структуры зданий.

Рис.6. Принципиальная схема серии унифицированных зданий магазинов различных мощностей для сельских местностей, разработанных Центросоюзпроектом на основе применения единой функционально-планировочной системы

а - схема развития планировки по диагонали квадрата; б - схема планировки магазинов торговой
площадью 250 м и более; в - схема планировки магазинов торговой площадью до 150 м;
1 - торговый зал; 2 - помещения дополнительного обслуживания, 3 - прием, хранение и подготовка
товаров к продаже; 4 - трансформируемые помещения хранения товаров; 5 - служебно-бытовые
помещения; 6 - подсобные помещения; 7 - технические помещения; 8 - вестибюль