Статус документа
Статус документа

Проектирование детских дошкольных учреждений. (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89)

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ



2.1. Земельный участок - неотъемлемая часть детского дошкольного учреждения. Участок предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию.

Участки детских дошкольных учреждений общего типа размещаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания следует принимать согласно табл.5 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в городах - 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах при одно- и двухэтажной застройке - 500 м.

Участки специализированных дошкольных учреждений рекомендуется размещать в зеленой зоне селитебной территории или в пригородах. Радиус обслуживания их не нормируется, но рекомендуется, чтобы он не превышал 30-минутной транспортной доступности.

2.2. Выбор участка для строительства детского дошкольного учреждения должен производиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории.

Для обеспечения условий инсоляции необходимо здание на участке размещать в пределах допустимых секторов ориентации согласно его градостроительной маневренности и выдерживать необходимую величину разрыва между дошкольным учреждением и затеняющим объектом, определяемую с помощью графика-диаграммы (рис.9).

Рис.9. График для определения величины разрыва между дошкольным учреждением и затеняющим объектом на равнине (ЦНИИЭП учебных зданий)



2.3. По условиям шумозащиты размещать дошкольные учреждения следует в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА (глава СНиП II-12-77 "Защита от шума"), а для специализированных учреждений - 60 дБА.

Оптимальным для детских дошкольных учреждений является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспортных коммуникаций. Если конкретные градостроительные условия не позволяют осуществить это требование, необходимо обеспечить защиту детских дошкольных учреждений от транспортных и иных уличных шумов различными градостроительными средствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистных древонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защитной полосы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м. Следует иметь в виду, что густолиственные деревья эффективны по звукозащитным свойствам в возрасте не менее 25 лет, а ели - в возрасте от 15 лет при круглогодичной зеленой кроне.

2.4. По условиям аэрации участки дошкольных учреждений во всех климатических районах, кроме IV, должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза. Особенно важно эти рекомендации соблюдать в районах Крайнего Севера, где необходимо обеспечивать ветро- и снегозащиту территории земельного участка и самого здания, которая может создаваться как жилыми домами, так и специальными преградами.

2.5. На территории со сложным рельефом рекомендуется строить здания блочной композиции, что дает возможность не только сохранить рельеф, но и интереснее и живописнее решить планировку участка при наименьших затратах на строительство и благоустройство. При этом рекомендуется размещать групповые площадки в пределах площади застройки здания: на крышах-террасах, под зданием, на элементах рельефа - земляных террасах, сохраняемых склонах (рис.10).

Рис.10. Варианты решения зданий яслей-садов для размещения на рельефе
(ЦНИИЭП градостроительства)

     
а - с перепадом объемов в полэтажа на уклонах 10-35%; б - террасного типа на уклонах 35-60%



2.6. Размеры земельных участков дошкольных учреждений общего типа, размещаемых в жилой застройке, рекомендуется принимать согласно прил.7 (рекомендуемому) СНиП 2.07.01-89: "При вместимости яслей-садов, м на одно место: до 100 мест - 40; свыше 100 мест - 35; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест - 30. Размеры земельных участков могут быть уменьшены, %: на 30-40 - в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА; на 25 - в условиях реконструкции; на 15 - при размещении на рельефе с уклоном более 20%; на 10 - в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения)".

Для дошкольных учреждений сельской местности вместимостью от 25 до 50 мест, объединенных с начальной школой на 40 и 80 учащихся, размеры земельных участков рекомендуется принимать соответственно 0,4 и 0,7 га.

Площадь земельных участков сельских детских дошкольных учреждений общего типа с увеличением мест на летний период следует принимать по максимальной вместимости учреждений.

Допускается уменьшать размеры земельных участков яслей-садов: при смежном размещении нескольких участков за счет объединения хозяйственных площадок и подъездов (рис.11); при примыкании земельных участков непосредственно к лесным или парковым территориям.

Рис.11. Пример парного размещения дошкольных учреждений в жилой застройке
(ЦНИИЭП жилища)

     

1 - здание яслей-сада; 2 - игровые площадки ясельных групп; 3 - игровые площадки дошкольных групп;
4 - общая физкультурная площадка; 5 - цветочно-огородный участок; 6 - теневые навесы; 7 - крытый бассейн;
 8 - вальер с птицами; 9 - хозяйственная  площадка