ПОСОБИЕ
по проектированию промышленных железнодорожных станций
(к СНиП 2.05.07-85)



РАЗРАБОТАНО Промтрансниипроектом (инженеры В.И.Поляков, Н.И.Провотворов, Т.А.Панькова, Л.И.Элькес, Т.Р.Лукьянова, кандидаты техн. наук Б.А.Евдокимов, В.А.Сидяков, М.Н.Маничев) и ГПИ Харьковского Промтранспроекта (инженеры А.Г.Мирошников, Е.М.Ханин).

РЕКОМЕНДОВАНО к изданию решением научно-технического совета Промтрансниипроекта

УТВЕРЖДЕНО приказом Союзпромтрансниипроекта от 14 октября 1986 г. N 200


Приведены классификация промышленных станций, основные технические требования к плану и профилю станционных путей и сортировочных устройств, рекомендации по проектированию верхнего строения и путевого развития станций, методика расчета числа и длины станционных путей и других элементов станций.

 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие разработано к СНиП 2.05.07-85 и содержит методические указания, рекомендации и вспомогательные материалы по проектированию промышленных станций.

1.2. Под промышленными станциями понимаются железнодорожные раздельные пункты, расположенные на внутренних путях, предназначенные для переработки или распределения вагонопотоков предприятий и организаций и выполнения маневровых работ по обслуживанию фронтов погрузки или разгрузки;

железнодорожные пути грузовых пунктов*, объединенные общим путевым развитием, предназначенные для выполнения маневровых работ по обслуживанию фронтов и обеспечивающих погрузку или разгрузку вагонов;

распределительные посты и станции (в том числе разъезды и обгонные пункты), предназначенные для выполнения операций по распределению вагонопотоков между другими станциями, а также для обеспечения пропускной способности и намечаемой организации движения;

грузовые станции (в том числе технологические), предназначенные для выполнения преимущественно маневровой работы по обслуживанию пунктов или фронтов погрузки-выгрузки;

сортировочные станции, предназначенные для переработки вагонопотоков отдельных предприятий или групп предприятий (промышленных узлов).

_____________________

* В дальнейшем - грузовые пункты.

Примечания: 1. К внутренним железнодорожным путям относятся пути, расположенные на территории заводов, фабрик, шахт, портов, лесных и торфяных разработок, электростанций, складских баз, карьеров и других предприятий; пути промышленных станций и постов, станций промышленных узлов, а также пути, соединяющие между собой эти станции и посты, погрузочно-выгрузочные фронты, предприятия или отдельные производства, расположенные на обособленных площадках. Внутренние пути подразделяются на соединительные, станционные и погрузочно-выгрузочные. 2. К технологическим станциям относятся грузовые станции, обслуживающие погрузочно-разгрузочные фронты, связанные непосредственно с технологическим процессом производства.

1.3. Промышленные станции надлежит проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.07-85. Промышленный транспорт и СНиП II-39-76. Железные дороги колеи 1520 мм (в части увязки их с проектированием внешних (подъездных) путей), положений по разработке раздела "Транспорт" в схемах генеральных планов промышленных узлов (в части увязки с общими планировочными решениями), "Положений о порядке проведения согласования с Министерством путей сообщения при проектировании и строительстве объектов промышленного железнодорожного транспорта", а также других общесоюзных нормативных документов по проектированию и эксплуатации сооружений и устройств промышленного транспорта, отражающих технологические требования основного производства.

При проектировании технологических станций необходимо учитывать специфические требования, вызываемые технологическим процессом соответствующего производства, и рекомендации к проектированию промышленных станций настоящего Пособия.

При проектировании промышленных станций необходимо соблюдать постановления директивных органов об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов и о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах, правила технической эксплуатации железных дорог СССР и правила технической эксплуатации железнодорожных путей соответствующего министерства (ведомства), противопожарные и санитарные нормы, требования по обеспечению безопасности людей, а также другие общесоюзные нормы и правила проектирования, распространяющиеся на объекты промышленного транспорта.

1.4. Дополнительное путевое развитие станций железных дорог общего пользования, вызываемое примыканием к ним внешних (подъездных) железнодорожных путей, разъезды и обгонные пункты, располагаемые на железнодорожных подъездных путях, соединяющих станции примыкания общей сети железных дорог с внутренними железнодорожными путями промышленных предприятий, а также приемоотправочные парки промышленных станций, передаваемые в ведение железных дорог общего пользования, должны проектироваться в соответствии с указаниями СНиП II-39-76 и Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР.

1.5. При проектировании следует стремиться к сокращению числа станций, совмещая на общих станциях сортировочную и грузовую работу по распределению вагонопотоков между станциями и маневровые операции по обслуживанию пунктов или фронтов погрузки-выгрузки.

Промышленные станции следует проектировать с учетом комплексного использования путевого развития станций, расположенных на внешних и внутренних железнодорожных путях предприятий, а также станций примыкания железных дорог общего пользования.

1.6. Принципиальное размещение промышленных станций, их путевое развитие, тип сортировочного устройства устанавливают при решении общей схемы железнодорожного транспорта при разработке схем генеральных планов промышленных узлов, генеральных схем железнодорожного транспорта промышленных районов или в технико-экономических обоснованиях проектирования и строительства сооружений промышленного железнодорожного транспорта, исходя из условий рационального распределения работы между станциями общей сети железных дорог и промышленными станциями с концентрацией сортировочной работы на наименьшем числе станций.

Принимаемые решения по станциям должны обеспечивать необходимую пропускную способность подъездных и соединительных путей, пропускную и перерабатывающую способность элементов станции при соблюдении безопасности движения и при оптимальных капитальных затратах и эксплуатационных расходах (минимальных приведенных расходах). Для этого следует предусматривать:

применение методов эксплуатации, способствующих быстрейшей доставке маршрутных составов и отдельных групп вагонов к грузовым пунктам, а также сокращению простоя вагонов;

организацию поточной обработки вагонопотоков и передвижения маневровых средств при обслуживании нескольких предприятий;

оснащение станций совершенными техническими устройствами: электрической централизацией стрелок и сигналов, автоматической очисткой стрелок, механизацией торможения вагонов, радиосвязью, пневмопочтой и др.;

возможность механизации ремонта станционных путей, в том числе устройство точек электросети для подключения путевых электроинструментов и машин.

1.7. Принимаемые проектные решения должны обеспечивать возможность последующего развития станций по мере увеличения объема их работы. При этом размещение станций, их принципиальные путевые схемы и длины станционных площадок должны назначаться на расчетный срок, за который принимается год достижения предприятиями, для которых проектируется железнодорожный транспорт, полной проектной мощности и должна учитываться перспектива дальнейшего развития предприятий, расположенных в данном районе.

Установленное на расчетный срок полное развитие станции должно, как правило, осуществляться по очередям, позволяющим вводить в эксплуатацию отдельные пусковые комплексы (парки, пути, сооружения, здания, устройства), определяемые в проектах в зависимости от срока ввода в эксплуатацию отдельных предприятий, производств или их очередей.

Постовые устройства электрической централизации стрелок и сигналов станции должны предусматриваться на полную проектную мощность обслуживаемых ею промышленных предприятий.

1.8. Земляное полотно на промышленных железнодорожных станциях и постах следует проектировать по СНиП 2.05.07-85.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СТАНЦИЙ

     
Продольный профиль станционных путей

2.1. Станции, отдельные парки и их элементы следует размещать в профиле согласно табл.1.

 Таблица 1

Станции и их элементы

Условия расположения в профиле

нормальные

трудные

особо трудные

1. Площадки, отдельные парки и тупики маневровых районов станций, на которых предусматривается сортировка и отцепка вагонов от состава

На горизонтальной площадке

На уклоне не свыше 1,5‰

2. То же, на реконструируемых станциях, разъездах и обгонных пунктах

То же

При технико-экономическом обосновании допускается сохранять существующие уклоны

3. Площадки и пути разъездов и обгонных пунктов, на которых не предусмотрены маневры и отцепка локомотива или вагонов от состава

"

При соответствующем обосновании допускается располагать на уклонах до 12‰, а в карьерах - до 75‰ руководящего уклона соединительного пути

4. Пути, соединяющие отдельные парки станции, а также пути для перестановки составов и отдельных групп вагонов

На уклонах, соответствующих массе обращающихся составов и силе тяги локомотивов, но не более 20‰

5. Пути одиночного следования электровозов и тепловозов

На уклонах не свыше 60‰

6. Удлинение приемоотправочных путей на станциях

На горизонтальной площадке

На уклонах не круче
1,5‰

При технико-экономическом обосновании допускается размещать удлиняемую часть путей на уклонах не круче 2,5‰ при отсутствии отцепки вагонов от состава и при принятии мер по самопроизвольному уходу вагонов на перегон

7. Диспетчерские съезды и отдельные стрелочные переводы на подходах к станциям и перегонах за пределами стрелочных горловин

На любом уклоне до руководящего включительно

8. Стрелочные горловины, на которых не предусмотрено производство маневров

На горизонтальной площадке или на уклоне не круче 2,5‰

За пределами крайнего предельного столбика в сторону перегона (соединительного пути) - на уклоне не круче руководящего или уклона кратной тяги, уменьшенных на 2‰

При соответствующем обосновании на руководящем уклоне или уклоне кратной тяги

9. Стрелочные зоны, в пределах которых сортировка вагонов производится с вытяжных путей

На спуске в сторону сортировки крутизной не более 4‰ или на горизонтальной площадке

10. Подходы к станциям

Перед входными сигналами на протяжении, равном полезной длине приемоотправочных путей - на уклонах, обеспечивающих трогание поездов с места

11. Развязки подходов к станциям, предназначенные исключительно для движения поездов в одном направлении

На уклонах (спусках) не более руководящего

На уклонах (спусках) круче руководящего, но не более 30‰  

На уклонах (спусках) круче руководящего, но не более 40‰

12. Вытяжные пути при общем среднесуточном объеме сортировки менее 150 ваг.* при работе осаживанием

В соответствии с продольным профилем смежного пути при условии обеспечения трогания с места сортируемых составов при маневрах, а также фиксированной остановки их при выключенных вагонных тормозах, но не круче 2,5‰, или на площадке

13. Вытяжные пути при общем среднесуточном объеме сортировки 150 ваг. и более при работе толчками

На спуске не круче 2,5‰ в сторону обслуживаемых ими путей или на горизонтальной площадке

На подъеме не круче 2‰ в сторону станции

14. Длина элементов продольного профиля парковых путей станций

Не менее половины длины поезда или подачи (но не менее 100 м)

Не менее 100 м, а при обращении поездов и подач массой менее 500 т - 50 м

15. Длина элементов продольного профиля путей, соединяющих отдельные парки станций и путей одиночного следования локомотивов

Не менее 50 м

16. Сопряжение смежных прямолинейных элементов в вертикальной плоскости

По нормам, установленным для соединительных путей в нормальных условиях

17. Проектирование стрелочных переводов на вертикальных кривых

Вне пределов вертикальных кривых

Вне пределов и в пределах вертикальных кривых радиусом не менее 5000 м. При переустройстве (реконструкции) существующих станций, а также на станциях, расположенных на лесовозных ветках - в пределах вертикальных кривых радиусом не менее 2000 м

________________

* В пособии принято: вагон (ваг.).



2.2. Во всех случаях расположения станций на уклонах должны быть обеспечены условия удержания поездов установленной и перспективной массы вспомогательными тормозами локомотивов, а также условия трогания с места этих поездов.

2.3. На станциях, на которых не отцепляют локомотив от вагонов, максимально допустимый уклон , ‰, обеспечивающий удержание поездов установленной (с учетом перспективной) массы тормозами локомотивов, определяют по формуле

,                                                (1)


где - масса локомотива, т; - масса поезда, т; - сумма нажатий тормозных колодок локомотива, кН.

Если значение по расчету получается более , оно ограничивается значением , но не более 12‰, при котором локомотив может удержать состав собственными тормозными средствами.

2.4. Максимально допустимый уклон , обеспечивающий трогание поезда с места, определяется по формуле

,                                                (2)


где - касательная сила тяги локомотива при трогании поезда с места, Н; - сопротивление движению при трогании поезда с места, Н/кН; - для подшипников скольжения; - для роликовых подшипников; - нагрузка на ось вагона; - коэффициент, зависящий от числа вагонов в поезде.

Количество вагонов

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент

1,8

1,6

1,4

1,3

1,2

1,1

1


При определении наибольшей крутизны уклона следует исходить из наиболее неблагоприятных условий, которые для близкой перспективы характеризуются наименьшим удельным весом вагонов на роликовых подшипниках в поезде в размере 15-20% и средней нагрузкой на ось вагона 16. Этим условиям удовлетворяет зависимость

,                                                       (3)


где - руководящий уклон, ‰.

На участках, где намечается обращение замкнутых маршрутов из большегрузных вагонов преимущественно на роликовых подшипниках, крутизна уклона может быть определена согласно правилам тяговых расчетов.

2.5. Если станция в плане располагается на кривой, наибольшую величину уклона профиля , ‰, обеспечивающего трогание поезда с места, следует определять как разность уклона трогания и уклона, эквивалентного дополнительному сопротивлению от кривой,

          ,                                                  (4)


- суммарный угол поворота, град; - длина кривой, м.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».