Недействующий

О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "Общий технический регламент "О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий"



Настоящий технический регламент разработан в соответствии с федеральным законом "О техническом регулировании".

При разработке Законопроекта максимально использовалась идеология "Нового подхода", действующая в Евросоюзе, а именно:

- максимально возможный охват видов процессов эксплуатации и относящихся к ним рисков в одном законодательном акте (документе);

- установление единых важнейших общих требований к объектам регулирования, инвариантных к широкой группе объектов и устойчивых во времени;

- ограничение государственного вмешательства в вопросы технического регулирования и контроля только наиболее существенными требованиями (безопасность, достоверное информирование приобретателей).

Настоящий Федеральный Закон применяется исключительно к процессам эксплуатации здания (строения, сооружения), завершившего стадии инженерных изысканий, проектирования и строительства (реконструкция, или капитальный ремонт) и обеспечивающих его безопасную эксплуатацию. Эксплуатация считается незаконной для здания (строения, сооружения), не завершившего надлежащим образом указанные стадии.

В сферу применения Федерального Закона попадают процессы эксплуатации оборудования в составе эксплуатируемых зданий, строений, сооружений, для которых Федеральными законами в области безопасности не установлены минимально необходимые требования безопасной эксплуатации в составе эксплуатируемых зданий, строений, сооружений и прилегающих территорий.

При разработке проекта учитывались следующие принципы построения системы технического регулирования в строительстве:

- Заявительный принцип регистрации значимых объектов регулирования;

- Принцип одинаковой значимости требований вне зависимости от этапа жизненного цикла объекта регулирования;

- Принцип неодинаковой значимости требований в зависимости от количества граждан, могущих пострадать от несоответствия требованиям объекта регулирования.

Объектами технического регулирования и оценки соответствия требованиям настоящего Федерального закона являются все процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, отнесенных к категории оцениваемых по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования.

Значимость объекта технического регулирования может быть признана: локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной, в зависимости от количества граждан (субъектов регулирования), постоянно находящихся в пределах прилегающей территории и от оценки размеров границ воздействия от аварии на прилегающей территории (место нахождения субъектов регулирования).

В соответствии с указанными принципами и критерием значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования подтверждается правильность принятой концепции технического регулирования, определяющей структуру технических регламентов (Таблица):

Структура рейтингов технических регламентов в строительстве

Таблица.

Рейтинг регламента

Наименование регламента

Субъекты регулирования

1. Общий технический регламент

О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий

Население страны (эксплуатанты и третьи лица) - все граждане страны являются потребителями объекта регулирования

2. Специальный технический регламент

О безопасности строительных материалов и изделий

Ограниченная группа граждан, которые являются потребителями объекта регулирования (строители, ремонтники, эксплуатанты и третьи лица)

3. Специальный технический регламент

О безопасности теплоснабжения

Ограниченная группа граждан, которые находятся на территории воздействия от возможной аварии объекта (эксплуатанты и третьи лица)

4. Специальный технический регламент

О безопасности гидротехнических сооружений

Ограниченная группа граждан, которые находятся на территории воздействия от возможной аварии объекта (эксплуатанты и третьи лица)

5. Специальный технический регламент

О безопасности лифтов

Ограниченная группа граждан, которые пользуются лифтами (эксплуатанты и третьи лица)

6. Специальный технический регламент

О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения

Очень ограниченная группа граждан, которые могут пострадать от несоответствия объектов регулирования (изысканий, проектирования и строительства) требованиям безопасности (инвесторы, дольщики).



Общий технический регламент "О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих к ним территорий" имеет максимальный рейтинг по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования, так как все население страны (эксплуатанты и третьи лица) - все граждане страны являются потребителями объектов регулирования, которыми являются процессы эксплуатации зданий, строений, сооружений и используемых прилегающих территорий, включая процессы эксплуатации оборудования в составе эксплуатируемых зданий, строений, сооружений.

Остальные специальные технические регламенты имеют более низкие рейтинги по критерию значимости последствий несоответствия требованиям объекта регулирования для технического регулирования строительной отрасли, поэтому занимают соответствующие графы в Таблице: Структура рейтингов технических регламентов в строительстве.

Специальный технический регламент (СТР) "О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения" имеет минимальный уровень своей значимости для технического регулирования. Данный СТР имеет максимальный уровень своей значимости для стандартизации и сертификации, обеспечивающих выполнение требований технического регулирования на этапах эксплуатации строительной продукции. Данный СТР не может иметь статус общего технического регламента из-за очень ограниченной по количеству группы граждан, находящихся в отношениях производства и потребления на этапах изысканий, проектирования и производства строительной продукции в сравнении с другими группами граждан на этапах ее эксплуатации. В эту группу не входит потенциальная группа граждан, которые в будущем будут потребителями законченных строительством и переданных в эксплуатацию объектов (будущие эксплуатанты), так как они не вступают в договорные отношения с производителями строительной продукции на этапах изысканий, проектирования и строительства.

При разработке проекта Федерального закона "Общий технический регламент "О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий" учитывались следующие основания для включения требований в общий технический регламент:

1. В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона "О техническом регулировании" требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Это означает, что в общем техническом регламенте по безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий должны содержаться только инвариантные (общие для всех) требования, предъявляемые к процессам эксплуатации зданий, строений, сооружений и использования прилегающих к ним территорий - объектам технического регулирования данного технического регламента.

2. В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона "О техническом регулировании" специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Из данного условия (основания) следует, что в указанном общем техническом регламенте должна быть задана (учтена) степень риска причинения вреда при эксплуатации зданий, строений, сооружений и использовании прилегающих к ним территорий.

Степень риска причинения вреда в сфере применения указанного технического регламента (эксплуатации) определяется тремя факторами (кроме самого процесса эксплуатации):

- условия, определяющие значимость последствий возможной аварии, в которых осуществляется эксплуатация зданий, строений, сооружений и используемой прилегающей к ним территории;