ГОСТ 10393-2009
Группа Д56
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОМПРЕССОРЫ И АГРЕГАТЫ КОМПРЕССОРНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие технические условия
Compressors and compressor units for the railway rolling stock. General specifications
МКС 45.060
ОКП 31 8434
Дата введения 2010-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 35 от 11 июня 2009 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минторгэкономразвития |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2009 г. N 425-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10393-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 10393-99
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на поршневые и винтовые маслозаполненные компрессоры (далее - компрессоры) и компрессорные агрегаты, предназначенные для снабжения сжатым воздухом пневмосистем подвижного состава железных дорог: локомотивов (кроме паровозов), моторвагонного и специального самоходного подвижного состава.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.1.023-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин
ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия
ГОСТ 3956-76 Силикагель технический. Технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 20073-81 Компрессоры воздушные поршневые стационарные общего назначения. Правила приемки и методы испытаний
ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения
ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности
ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования
ГОСТ 28567-90 Компрессоры. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 компрессорный агрегат: Специфицированное изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава качественным сжатым воздухом и включающее в себя компрессор, приводной электродвигатель, устройство передачи энергии к компрессору, системы охлаждения и подогрева, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты, контроля и диагностики.
3.1.2 регулирование компрессора: Периодическое автоматическое воздействие на компрессор или его привод для временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью поддерживания в главных резервуарах подвижного состава установленного диапазона рабочего давления и обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха.
3.1.3 блок очистки и осушки сжатого воздуха: Устройство, способное осушать и очищать воздух от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также от воды в парообразном состоянии.
3.1.4 компрессорный модуль: Составная часть компрессорного агрегата (сборочная единица), имеющая законченное конструктивное решение и выполняющая одну или несколько функций компрессорного агрегата; при монтаже с другими компрессорными модулями образует компрессорный агрегат.
3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
ПС - подвижной состав, включающий в себя локомотивы, а также моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав;
АК - компрессорный агрегат;
БОСВ - блок очистки и осушки сжатого воздуха;
ПВ - продолжительность включения компрессора.
4.1 Основные параметры составных частей АК в зависимости от его исполнения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование параметра | Значение для исполнения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 Производительность компрессора, м/мин | 0,6 | 0,8-1,2 | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 6,0 |
2 Конечное избыточное давление, МПа | 0,9 | 1,0 | ||||
3 Номинальная частота вращения вала компрессора, об/мин | От 700 до 3000 включ. | |||||
4 Удельная мощность компрессора, включая затраты мощности на привод вентилятора, масляного насоса (при наличии), при конечном давлении по пункту 2, кВт·мин/м, не более | 8,5 | 8,3 | ||||
5 Отношение мощности, потребляемой компрессором с неотключаемым приводом на холостом ходу, к мощности компрессора на рабочем ходу, не более | 0,25 | |||||
6 Расход масла при работе компрессора с ПВ 100 %, г/ч, не более: | ||||||
- для поршневых компрессоров | 6 | 12 | 20 | 25 | 30 | |
- для винтовых компрессоров | 2 | 6 | 8 | 10 | ||
7 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе из БОСВ, мг/м, не более: | ||||||
- твердых частиц | 4 | |||||
- масла | 10 | |||||
- воды в жидком состоянии | Не допускается | |||||
Размер твердой частицы, мкм, не более | 25 | |||||
8 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха в питательной магистрали ПС на выходе из БОСВ | Не менее чем на 10 °C ниже температуры атмосферного воздуха при изменении температуры в диапазоне от минус 25 °C до плюс 45 °C; не выше минус 30 °C в диапазоне температур атмосферного воздуха от минус 25 °C до минус 50 °C | |||||
9 Температура масла, °С, не более: | ||||||
- для поршневых компрессоров | 85 | |||||
- для винтовых компрессоров | 100 | |||||
Примечания 1 При отсутствии в составе АК БОСВ настоящий стандарт не устанавливает требований к качеству сжатого воздуха. 2 По согласованию с заказчиком допускается устанавливать промежуточные значения производительности по пункту 1 за счет изменения частоты вращения коленчатого вала (роторов) компрессоров. |
4.2 Условное обозначение должно состоять из букв и цифр, расположенных в следующей последовательности:
- А - для компрессорного агрегата;
- К - для компрессора;
- П - для поршневого компрессора;
- В - для винтового компрессора;
- цифровое обозначение в виде дроби, числитель которой соответствует производительности компрессора в метрах кубических в минуту, а знаменатель - конечному избыточному давлению в мега-паскалях;
- направление вращения вала компрессора, если смотреть со стороны привода: Л - против часовой стрелки, П - по часовой стрелке;
- обозначение климатического исполнения и категории размещения компрессора - по ГОСТ 15150.
Примечание - Для компрессоров, серийное производство которых началось до 2005 г., допускается указывать условное обозначение предприятия-изготовителя.