Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 10393-2009

Группа Д56

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОМПРЕССОРЫ И АГРЕГАТЫ КОМПРЕССОРНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Compressors and compressor units for the railway rolling stock. General specifications



МКС 45.060

ОКП 31 8434

Дата введения 2010-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 35 от 11 июня 2009 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины



4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2009 г. N 425-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10393-2009 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2010 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 10393-99


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на поршневые и винтовые маслозаполненные компрессоры (далее - компрессоры) и компрессорные агрегаты, предназначенные для снабжения сжатым воздухом пневмосистем подвижного состава железных дорог: локомотивов (кроме паровозов), моторвагонного и специального самоходного подвижного состава.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 12.1.023-80 Система стандартов безопасности труда. Шум. Методы установления значений шумовых характеристик стационарных машин

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 3956-76 Силикагель технический. Технические условия

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 20073-81 Компрессоры воздушные поршневые стационарные общего назначения. Правила приемки и методы испытаний

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 24484-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Методы измерения загрязненности

ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования

ГОСТ 28567-90 Компрессоры. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28567, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 компрессорный агрегат: Специфицированное изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава качественным сжатым воздухом и включающее в себя компрессор, приводной электродвигатель, устройство передачи энергии к компрессору, системы охлаждения и подогрева, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы регулирования, защиты, контроля и диагностики.

3.1.2 регулирование компрессора: Периодическое автоматическое воздействие на компрессор или его привод для временного прекращения и последующего возобновления подачи сжатого воздуха с целью поддерживания в главных резервуарах подвижного состава установленного диапазона рабочего давления и обеспечения равенства подаваемого компрессором и расходуемого потребителями воздуха.

3.1.3 блок очистки и осушки сжатого воздуха: Устройство, способное осушать и очищать воздух от загрязняющих веществ, находящихся в твердом, жидком и аэрозольном состоянии, а также от воды в парообразном состоянии.

3.1.4 компрессорный модуль: Составная часть компрессорного агрегата (сборочная единица), имеющая законченное конструктивное решение и выполняющая одну или несколько функций компрессорного агрегата; при монтаже с другими компрессорными модулями образует компрессорный агрегат.

3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

ПС - подвижной состав, включающий в себя локомотивы, а также моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав;

АК - компрессорный агрегат;

БОСВ - блок очистки и осушки сжатого воздуха;

ПВ - продолжительность включения компрессора.

     4 Основные параметры компрессорных агрегатов

4.1 Основные параметры составных частей АК в зависимости от его исполнения приведены в таблице 1.


Таблица 1

Наименование параметра

Значение для исполнения


1

2

3

4

5

6

1 Производительность компрессора, м/мин

0,6

0,8-1,2

2,5

3,5

4,5

6,0

2 Конечное избыточное давление, МПа

0,9

1,0

3 Номинальная частота вращения вала компрессора, об/мин

От 700 до 3000 включ.

4 Удельная мощность компрессора, включая затраты мощности на привод вентилятора, масляного насоса (при наличии), при конечном давлении по пункту 2, кВт·мин/м, не более

8,5

8,3

5 Отношение мощности, потребляемой компрессором с неотключаемым приводом на холостом ходу, к мощности компрессора на рабочем ходу, не более

0,25

6 Расход масла при работе компрессора с ПВ 100 %, г/ч, не более:

- для поршневых компрессоров

6

12

20

25

30

- для винтовых компрессоров

2

6

8

10

7 Количество загрязняющих веществ в сжатом воздухе на выходе из БОСВ, мг/м, не более:

- твердых частиц

4

- масла

10

- воды в жидком состоянии

Не допускается

Размер твердой частицы, мкм, не более

25

8 Температура точки росы осушенного сжатого воздуха в питательной магистрали ПС на выходе из БОСВ

Не менее чем на 10 °C ниже температуры атмосферного воздуха при изменении температуры в диапазоне от минус 25 °C до плюс 45 °C; не выше минус 30 °C в диапазоне температур атмосферного воздуха от минус 25 °C до минус 50 °C

9 Температура масла, °С, не более:

- для поршневых компрессоров

85

- для винтовых компрессоров

100

Примечания

1 При отсутствии в составе АК БОСВ настоящий стандарт не устанавливает требований к качеству сжатого воздуха.

2 По согласованию с заказчиком допускается устанавливать промежуточные значения производительности по пункту 1 за счет изменения частоты вращения коленчатого вала (роторов) компрессоров.



4.2 Условное обозначение должно состоять из букв и цифр, расположенных в следующей последовательности:

- А - для компрессорного агрегата;

- К - для компрессора;

- П - для поршневого компрессора;

- В - для винтового компрессора;

- цифровое обозначение в виде дроби, числитель которой соответствует производительности компрессора в метрах кубических в минуту, а знаменатель - конечному избыточному давлению в мега-паскалях;

- направление вращения вала компрессора, если смотреть со стороны привода: Л - против часовой стрелки, П - по часовой стрелке;

- обозначение климатического исполнения и категории размещения компрессора - по ГОСТ 15150.

Примечание - Для компрессоров, серийное производство которых началось до 2005 г., допускается указывать условное обозначение предприятия-изготовителя.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»