Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56645.1-2015 Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению дизайном промышленной продукции (Переиздание)

Введение

Настоящий стандарт идентичен стандарту BS 7000-2:2008 "Design management systems - Part 2: Guide to managing the design of manufactured products" ("Системы дизайн-менеджмента. Часть 2. Руководство по управлению дизайном промышленной продукции").

Производство и поставка продукции высокого качества с рыночной привлекательностью и высоким уровнем удовлетворенности клиентов требуют комплексного подхода к дизайну от директоров до менеджеров проектов и специалистов из разных отделов.

Передовой опыт в области дизайна является важным дифференцирующим фактором между конкурирующей продукцией и может быть ключевым фактором выживания компании в условиях растущей конкуренции на мировых рынках.

Сложные интеллектуальные задачи при разработке дизайна продукта требуют, чтобы этот процесс управлялся эффективно при успешном результате. Концепции, принципы и элементы системы качества, описанные в настоящем стандарте, применяются для всех видов выпускаемой продукции.

Применение описанных принципов облегчит создание продукции, которая производится в срок и в рамках бюджета, будет способствовать удовлетворению требований клиентов и организационных потребностей, а также даст возможность успешно конкурировать на мировых рынках.

Данный стандарт определяет задачи и обязанности при создании и реализации эффективной методики дизайна в отношении:

a) высшего руководства (см. раздел 4);

b) руководителей проектов и тех лиц, которые участвуют в дизайн-процессе (см. раздел 5).

В таблицах 1 и 2 представлен краткий обзор ключевых вопросов для каждого из этих уровней управления.


Таблица 1 - Контрольные вопросы по ключевым видам деятельности для руководителей

Дизайн должен быть формализован на основе стратегического планирования. Ниже приведен краткий перечень ключевых видов деятельности:

a) укрепить стратегическую важность дизайна в решении вопросов дизайн-менеджмента, проводя регулярные совещания высшего руководства;

b) определить и периодически обновлять дизайн-цели и стратегии, способствующие выполнению целей организации;

c) сформулировать концепцию дизайна организации и продвигать ее;

d) создать дизайн-программу и осуществлять ее контроль, проверку и обновление через соответствующие промежутки времени с целью поддержания ее актуальности для выполнения целей организации;

e) обеспечить дополнение дизайн-программы, повышение ее качества и совместимость с другими крупными планами организации;

f) понять риски и предпринять меры для устранения их последствий;

g) определить эффективность инвестиций всех ресурсов, выделяемых для дизайна (а не только основные средства);

h) запланировать обеспечение необходимым финансированием и другими ресурсами для эффективной реализации дизайн-программы организации;

i) наложить обязанности в рамках деятельности по дизайну на компетентных и квалифицированных руководителей, мотивировать их на принятие данных обязанностей и их возможность осуществления деятельности в соответствии с техническими условиями;

j) довести до сведения всех участников дизайн-цели, стратегии и программу организации и обеспечить общее понимание их содержания и смысла;

k) внедрить и укрепить соответствующую систему дизайн-менеджмента и создать материально-техническую базу для поддержания соответствия дизайнерских работ требованиям стандарта, обеспечить ее интеграцию с другими процессами;

l) осуществлять мониторинг и контроль затрат по планам и срокам, а также за выполнением отчета;

m) использовать наиболее подходящий практический опыт и поднять на должный уровень выполнения стандарта за счет компетентности и профессиональной подготовки в области дизайн менеджмента;

n) поддерживать важность дизайн-процесса как стратегического ресурса, обеспечивая подлинное и видимое стремление к нему.



Таблица 2 - Контрольные вопросы по ключевым видам деятельности для руководителей, ответственных за дизайн-проект

Перечень ключевых видов деятельности по дизайн-менеджменту на проектном уровне:

a) понять требования заказчиков, непрерывно проводить анализ состояния рынка в ходе дизайн-процесса.

Примечание - Основной причиной отказа признания продукта рынком является непонимание требований заказчика;


b) внести изменения на относительно малозатратных первоначальных этапах дизайн-процесса;

c) рассмотреть области для совместной работы в начале проекта и собрать многопрофильную команду, которая включает в себя все соответствующие специализации;

d) рассмотреть дизайн-процесс на регулярной основе в отношении технического задания на разработку дизайна;

e) управление затратами путем постоянного контроля бюджета, используя такие методы, как анализ стоимости проекта с учетом освоенного объема;

f) управление конфигурацией продукта от оформления технического задания до окончательной утилизации продукта (см. стандарт BS ISO 10007 Руководства по управлению конфигурацией);

g) оценить проект и результаты по окончании дизайн-работ с целью улучшения их в будущем;

h) определить область улучшения управления процессами в ходе периодического пересмотра, проверок и окончательной оценки, внося необходимые изменения в пользу будущих проектов;

i) постоянно сохранять контроль над дизайн-проектом.


В крупных организациях эти задачи и обязанности обычно выполняются различными лицами или группами. В небольших организациях они зачастую выполняются одним лицом, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Все участники должны быть в курсе того, что от них требуется. Поэтому рекомендуется, чтобы они понимали суть данного стандарта и уделяли особое внимание пунктам, которые имеют непосредственное отношение к их конкретной роли.