Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56825-2015 Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук (Переиздание)

     7 Общие требования к управлению интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук

7.1 Под управлением интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук понимается область управленческой деятельности, ориентированная на эффективное управление исключительными и иными имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности и использование данных объектов интеллектуальной собственности в экономической деятельности государственных академий наук, научных организаций, включая:

- государственное воздействие на управленческую деятельность, осуществляемое преимущественным образом через формирование системы заказов;

- установление правил распределения и оформления интеллектуальных прав, их использования и распоряжения, а также защиты в ходе осуществления экономической деятельности (в том числе на уровне локальных нормативных актов и стандартов организации);

- организацию учета, экспертизы, оценки и использования интеллектуальной собственности, в том числе для целей капитализации, налогообложения и коммерциализации;

- создание системы управления рисками в сфере интеллектуальной собственности в отношениях уполномоченные государственные органы - государственные академии наук - научные организации;

- разработку и применение системы показателей аудита эффективности правовой охраны, оборота и правовой защиты интеллектуальной собственности;

- подготовку/переподготовку кадров в сфере интеллектуальной собственности;

- обеспечение координации и контроля на всех этапах жизненного цикла интеллектуальной собственности и ее использования в инновационном процессе.

7.2 Система управления интеллектуальной собственностью в государственных академиях наук в интересах повышения своей эффективности и результативности для инновационного развития промышленности и экономики страны в целом, должна предусматривать следующие условия:

- усиление роли уполномоченных государственных органов, отвечающих за реальный сектор экономики, в регулировании бюджетного финансирования научных исследований и разработок в интересах реиндустриализации национальной промышленности;

- участие научных организаций и предприятий в определении тематики госзаказа на разработку инновационных технологий, необходимых для модернизации производства и реиндустриализации (интерес к софинансированию);

- снижение уровня коррупции через принятие и введение антикоррупционных стандартов при размещении госзаказа на НИОКТР и закупки импортных технологий и оборудования;

- изменение показателей оценки эффективности инновационных предприятий и организаций с информационных индикаторов и показателей на экономические;

- закрепление имущественных прав на РИД за исполнителем НИОКТР, выполненных при бюджетном финансировании, на условиях мотивированного использования РИД в выпуске конечной продукции "двойного" и гражданского назначения и обеспечения баланса интересов "автор - соисполнитель - заказчик";

- введение возмездности как обязательного условия предоставления или передачи госзаказчику по лицензионному договору прав на РИД, принадлежащих другим лицам, в рамках выполнения гос-оборонзаказа, что необходимо для соответствующей мотивации, откуда будет выплачиваться соответствующее денежное вознаграждение авторам, роялти правообладателям и возвращение средств потенциальным инвесторам, при условии неувеличения цены контракта;

- упорядочение предоставления прав на использование в рамках гособоронзаказа и внешнеторговых соглашений РИД, ранее полученных при выполнении госзаказа;

- снижение "усмотрений" чиновников через нормативную регламентацию, методологию и методики, в том числе при распределении исключительных (имущественных) прав на РИД, полученных в рамках технологий военного, специального и двойного назначения, и их использовании в гражданском секторе экономики;

- повышение уровня технологий, узлов и агрегатов, которые можно отнести к продукции двойного назначения, с тем, чтобы легализовать интерес организаций, предприятий в использовании РИД двойных технологий в гражданском секторе производства;

- разработка методологии и методик отбора РИД, полученных в рамках бюджетного финансирования НИОКТР и оценки прав на них для последующей передачи от госзаказчика исполнителю этих НИОКТР;

- проведение комплексной экспертизы (экономической, правовой, технологической) при поставках импортного оборудования и технологий в интересах модернизации отечественной промышленности и снижения уровня коррупциогенных рисков;

- включение стоимости используемой интеллектуальной собственности в структуру цены инновационной продукции при госзаказе (в том числе в рамках гособоронзаказа и ВТС);

- улучшение условий кредитования и налогообложения при использовании интеллектуальной собственности в инновационных процессах и проектах;

- подготовка кадров в сфере экономики, права и управления интеллектуальной собственности на основе государственного и корпоративного заказов;

- стандартизация процедур и правил в сфере управления, использования и защиты интеллектуальной собственности.

7.3 К критериям и показателям оценки эффективности деятельности научной организации в сфере управления интеллектуальной собственностью относятся:

- публикационная активность (при условии предварительной экспертизы полученных результатов научных исследований и выбора способа их правовой охраны как РИД): число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов поисковых исследований и по итогам выполнения комплексных проектов; удельный вес научных публикаций, входящих в 10% наиболее часто цитируемых в мире, в общем числе научных публикаций страны;

- доля охраняемых РИД, полученных в общем объеме НИОКТР из всех источников финансирования;

- использование в качестве объекта рыночных отношений исключительных прав на все виды ОИС, в т.ч. за рубежом;