Статус документа
Статус документа

     
ИЗМЕНЕНИЕ N 1
ГОСТ Р 1.6-2013 "Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы"

     

Дата введения 2016-07-18



УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2016 N 775-ст

По всему тексту стандарта заменить слова: "национальный орган Российской Федерации по стандартизации" на "федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации".

Предисловие. Заменить слова: "в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8)" на "в части 1 статьи 16 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации";

заменить слова: "(gost.ru)" на "(www.gost.ru)".

Содержание. Заголовок раздела 4 изложить в новой редакции: "4 Содержание экспертизы";

заголовок приложения А изложить в новой редакции: "Приложение А (обязательное) Требования к содержанию экспертного заключения технического комитета по стандартизации (проектного технического комитета по стандартизации)".

Пункт 1.1. Исключить слова: "виды и";

дополнить примечанием:

"Примечание - В настоящем стандарте применены термины, которые установлены в статье 2 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [14] и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации [15]".

Пункт 1.2. Третий абзац дополнить словами: "Российской Федерации";

дополнить абзацем (после первого):

"- основополагающих национальных стандартов Российской Федерации".

Пункт 1.3. Заменить слова: "в части, которая указана в основополагающем стандарте данной организации" на "и проектов технических условий".

Раздел 2. Ссылки на ГОСТ 1.3, ГОСТ 1.5, ГОСТ Р 1.2 изложить в новой редакции:

"ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены";

дополнить ссылкой: "ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов";

ссылки на ГОСТ 1.1, ГОСТ 7.67, ГОСТ Р 1.12, ГОСТ Р 1.13, ОК 002, ОК 004, ОК 034 (КПЕС 2002), МК (ИСО 3166) 004 и МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 исключить.

Раздел 3 исключить.

Раздел 4. Заголовок раздела изложить в новой редакции:

"4 Содержание экспертизы".

Пункты 4.1 и 4.2 изложить в новой редакции:

"4.1 Экспертиза проектов стандартов, указанных в 1.2 (далее - проекты стандартов, за исключением случаев, когда необходимо конкретизировать статус стандартов), включает:

- оценку соответствия проектов стандартов целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [14];

- проверку используемой в стандартах терминологии на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации;

- проверку соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации;

- оценку полноты учета в проектах стандартов замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц;

- оценку полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации.

4.2 При оценке соответствия проекта стандарта целям и задачам, установленным в статье 3 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" [14], рассматривают:

- соответствие проекта стандарта современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту и потенциальную степень удовлетворения потребностей национальной экономики в результате применения разрабатываемого стандарта;

- потенциальный технико-экономический эффект от внедрения разрабатываемого стандарта за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), снижения затрат на эксплуатацию и утилизацию, сокращения сроков ее создания и (или) освоения в производстве, а также за счет рационального использования ресурсов;

- способность стандарта содействовать повышению уровня безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, охране имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имуществ;

- степень оптимизации и унификации номенклатуры продукции, устанавливаемой в стандарте;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции при применении разрабатываемого стандарта;

- возможность создания стандартом препятствий для производства и обращения продукции (выполнения работ и оказания услуг) в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации и решения ее задач;

- полноту и достаточность уровня гармонизации разрабатываемого стандарта с аналогичным международным (региональным) стандартом.

При оценке полноты решения в проекте стандарта для обеспечения единства измерений и сопоставимости их результатов должны соблюдаться правила по межгосударственной стандартизации [11], а также рекомендации, относящиеся к проведению метрологической экспертизы [12], [13]".

Пункт 4.3. Первый абзац изложить в новой редакции:

"4.3 При проведении проверки соблюдения в проекте стандарта требований законодательства Российской Федерации проверяют содержание данного проекта на соответствие:";

третий абзац изложить в новой редакции:

"- федеральным законам";

дополнить абзацами:

"- техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза;

- нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"";

последний абзац исключить.

Пункт 4.4. Первый абзац. Заменить слова: "нормативной экспертизы" на "проверки соответствия проектов стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных стандартах Российской Федерации,";

второй абзац после слова "стандартизованы" дополнить словами: "или могут быть стандартизованы";

последний абзац. Заменить слова: "величин единиц измерения" на "единиц величин";

знак сноски - * исключить (3 раза);

сноску * исключить (2 раза).

Пункт 4.4.1 исключить.

Пункт 4.4.2. Первый абзац изложить в новой редакции:

"4.4.2 При контроле за соблюдением правил изложения и оформления проекта стандарта особое внимание уделяют:";

третий абзац изложить в новой редакции:

"соответствию структуры и (или) содержания стандарта подзаголовку в его наименовании";

седьмой абзац исключить;

одиннадцатый абзац. Исключить слова: "а также в ОК 005, ОК 002, ОК 004 или ОК 034";

последний абзац. Заменить слово: "соответствие" на "соответствию"; исключить слова: "или Межгосударственного классификатора стандартов (МКС)"; "или по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001)".

Пункты 4.4.3 и 4.4.4 исключить.

Пункт 4.4.5. Исключить ссылки: МК (ИСО 3166) 004, ГОСТ 7.67; исключить слова: "и (или) Атлас мира".

Пункт 4.4.7 исключить.

Пункты 4.5 и 4.6 изложить в новой редакции:

"4.5 При контроле за соблюдением правил разработки стандартов оценивают полноту учета в доработанном проекте стандарта замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц и организаций. С этой целью рассматривают сводку замечаний и предложений (сводку отзывов) заинтересованных лиц и организаций по первой редакции проекта стандарта или непосредственно письма с замечаниями и предложениями (отзывы). При этом особое внимание должно быть уделено полноте сводки и обоснованности изложенных в ней заключений разработчика на полученные замечания и предложения заинтересованных лиц и организаций, а также полноте их учета при разработке окончательной редакции проекта стандарта или при ее доработке.

4.6 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации осуществляют:

- проверку соблюдения требований к содержанию стандартов, установленных в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7);

- проверку наличия и оценку полноты правил и методов, которые обеспечивают возможность контроля за выполнением всех требований, устанавливаемых в стандарте;

- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил и других документов по стандартизации, действующих на федеральном уровне;

- выявление дублирования с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил и подготовку предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);

- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;

- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;

- проверку применения наименований и обозначений единиц величин, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].

4.6.1 Если в отношении объекта стандартизации разрабатываемого или обновляемого стандарта на национальном или межгосударственном уровне установлены особые требования, то проводят проверку на соответствие им.

4.6.2 При оценке полноты установления в стандартах требований к объектам стандартизации проводят проверку на использование в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне, а также на отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте.

Примечание - Термином, стандартизованным на национальном уровне, считается термин, установленный в национальном стандарте Российской Федерации на термины и определения или в действующем в этом качестве межгосударственном стандарте на термины и определения.


При отсутствии в отношении объекта стандартизации национального или межгосударственного стандарта на термины и определения оценивают целесообразность разработки такого стандарта или установления в разрабатываемом или обновляемом стандарте определений нестандартизованных терминов.

4.6.3 В процессе экспертизы проекта стандарта на термины и определения рассматривают полноту учета при разработке, оформлении и изложении данного стандарта рекомендаций по стандартизации терминологии [9], [10], а также:

- соответствие стандартизуемой терминологической системы современному уровню научного знания и технического развития;

- соответствие включенных в проект стандарта терминов и определений наименованию стандарта и его области применения;

- полноту охвата терминами и определениями предметной области, на которую распространяется данный стандарт;

- соблюдение принципа системности, заключающегося в правильной организации системы понятий, и расположение терминов в стандарте с учетом связей между понятиями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»