Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58498-2019
(ИСО 15005:2017)



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия

Ergonomic of vehicles. Ergonomic aspects of transport information and control system. Dialogue management principles and compliance procedures



ОКС 13.180, 43.040.15

Дата введения 2019-12-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ЗАО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. N 560-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15005:2017* "Транспорт дорожный. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия" (ISO 15005:2017 "Road vehicles - Ergonomic aspects of transportation and control systems - Dialogue management principles and compliance procedures", MOD) путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 22/SC 39.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 15005-2012

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


В настоящем стандарте рассмотрены вопросы эргономического проектирования информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУС ТС) и установлены основные эргономические принципы организации диалога с ИУС ТС независимо от особенностей применяемых для осуществления диалога методов и технических средств.

При разработке и установке ИУС ТС необходимо убедиться в том, что она не оказывает отрицательного влияния на безопасность управления транспортным средством. При этом надо учитывать условия управления транспортным средством (дорожное покрытие, обзорность, погоду, общую освещенность, интенсивность движения на дороге и т.п.).

Принципы управления диалогом с ИУС ТС должны учитывать следующее:

- ИУС ТС предназначена для использования в движущемся транспортном средстве;

- функции ИУС ТС должны быть пригодны для использования во время движения транспортного средства;

- диалоги с ИУС ТС происходят в постоянно изменяющейся среде транспортного средства;

- технологии ИУС ТС должны быть приспособлены к среде движущегося транспортного средства;

- диалоги с ИУС ТС предусматривают в качестве ответа на сообщения ИУС ТС действия водителя по управлению транспортным средством.

Водитель транспортного средства, оборудованного ИУС ТС, несет ответственность за безопасность транспортного средства, находящихся в нем людей и других участников дорожного движения. Следовательно, диалог должен учитывать общую нагрузку на водителя, включая когнитивные, физические задачи и задачи на восприятие, связанные с обеспечением безопасности и результативности управления транспортным средством. Важной целью является обеспечение результативного и эффективного функционирования ИУС ТС с учетом среды внутри транспортного средства и задачи водителя по управлению транспортным средством.

В дополнение к рекомендациям и требованиям настоящий стандарт также приводит условия соответствия ИУС ТС данным требованиям. Так как применение каждого принципа диалога зависит от характеристик конкретной ИУС ТС и используемого метода диалога, в настоящем стандарте приведены примеры применения принципов.

Настоящий стандарт разработан для отражения потребностей водителей при работе с ИУС ТС.

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на национальные и межгосударственные стандарты.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает эргономические принципы разработки диалога водителя транспортного средства с информационно-управляющей системой транспортного средства (ИУС ТС) во время движения транспортного средства. Настоящий стандарт также приводит условия проверки соответствия ИУС ТС требованиям, основанным на этих принципах.

Настоящий стандарт применим к ИУС ТС, состоящей из одного или нескольких устройств, которые могут быть независимы или связаны между собой. Настоящий стандарт не может быть применен к ИУС ТС без диалога, ИУС ТС в состоянии отказа, а также к элементам управления и дисплеям, используемым для выполнения функций, не связанных с ИУС ТС.

Требования и рекомендации настоящего стандарта в некоторых случаях могут быть изменены для водителей с ограниченными возможностями.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33988 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ ИСО 2575 Транспорт дорожный. Символы для органов управления, индикаторов и сигнальных устройств

ГОСТ Р ИСО 14813-1 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

ГОСТ Р ИСО 15006 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению звуковой информации внутри транспортного средства

ГОСТ Р 55237.1/ISO/TS 16951:2004 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Процедуры определения приоритета сообщений водителю

ГОСТ Р 58497 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы проверки их выполнения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Терминологические базы данных ИСО и МЭК доступны по следующим интернет-адресам:

- электронная база МЭК Electropedia по адресу: http://www.electropedia.org/;

- электронная платформа ИСО с функцией онлайн-просмотра терминов по адресу: http://www.iso.orq/obp.

3.1 важная информация о дорожной ситуации (traffic situation relevant information): Информация, получаемая через каналы коммуникации, такие как радио- или телевизионный приемник и бортовые датчики, временем получения которой водитель (3.3) не может управлять.

Пример - Информация о загруженности дорог, помощь в навигации по маршруту или предупреждение о столкновении.

3.2 ввод данных (data entry): Действие водителя по предоставлению системе информации, необходимой для выполнения выбранной функции (3.27).

3.3 водитель (driver): Человек, управляющий транспортным средством.

3.4

время удержания взгляда (dwell time): Суммарная продолжительность последовательности отдельных фиксаций и саккад одного взгляда, направленных на получение зрительной информации от исследуемой области.

[ГОСТ Р ИСО 15007-1-2016, пункт 4.1.2]

3.5 движущееся транспортное средство (vehicle in motion): Транспортное средство, скорость движения которого по отношению к опорной поверхности больше нуля.

Примечание - Практические ограничения существующих датчиков транспортных средств могут привести к ситуации, когда низкая скорость (как правило, 5 км/ч) может быть распознана как нулевая.

3.6 диалог (dialogue): Обмен информацией между водителем (3.3) и системой, инициируемый любой стороной, для достижения конкретной цели, состоящий из последовательности управляющих действий (3.26), которые могут включать в себя более одной модальности.

3.7 дисплей (display): Устройство, позволяющее передавать водителю (3.3) визуальную, звуковую или тактильную информацию в динамической форме.

3.8 задача (task): Последовательность управляющих действий (например, в соответствии с определенным методом), выполняемых водителем (3.3) для достижения установленной цели или конечного состояния.

3.9 задача управления транспортным средством (primary driving task): Управляющие действия (3.26), выполняемые водителем (3.3) при управлении транспортным средством и его маневрировании на дорогах.

Пример - Изменение траектории движения, торможение или разгон.

3.10 запрос на ввод данных (prompt): Индикация состояния, в котором система ожидает от пользователя ввода данных.

3.11 изготовитель (manufacturer): Лицо или организация, ответственные за рабочие характеристики информационно-управляющей системы транспортного средства (3.13).

Примечание - Изготовителем могут быть конструктор, поставщик комплектующих изделий, сборщик и поставщик системы, которые помещают свой торговый знак или другие обозначения на систему.

3.12 интерфейс (interface): Физические приспособления (или аппаратные средства), обеспечивающие взаимодействие водителя (3.3) с системой.

3.13 информационно-управляющая система транспортного средства; ИУС ТС (transport information and control system, TICS): Информационная система помощи водителю в управлении транспортным средством, имеющая единственную функцию (3.27), например помощь в навигации по маршруту, или набор функций, разработанный для совместной работы.

Примечание - См. ГОСТ Р ИСО 14813-1 для информации об услугах, предоставляемых ИУС ТС.

3.14 информация, инициированная системой (system initiated information): Информация, предоставляемая водителю (3.3) системой без его запроса.

3.15 информация системы (system acknowledgement): Информация, предоставляемая системой водителю (3.3) в ответ на его запрос.

3.16 коммуникация (communication): Обмен информацией или передача информации.

3.17 неподвижное транспортное средство (vehicle not in motion): Транспортное средство, скорость движения которого по отношению к опорной поверхности равна нулю.

Примечание - Практические ограничения существующих датчиков транспортных средств могут привести к ситуации, когда низкая скорость (как правило, 5 км/ч) может быть распознана как нулевая.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs