В настоящем стандарте рассмотрены вопросы эргономического проектирования информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУС ТС) и установлены основные эргономические принципы организации диалога с ИУС ТС независимо от особенностей применяемых для осуществления диалога методов и технических средств.
При разработке и установке ИУС ТС необходимо убедиться в том, что она не оказывает отрицательного влияния на безопасность управления транспортным средством. При этом надо учитывать условия управления транспортным средством (дорожное покрытие, обзорность, погоду, общую освещенность, интенсивность движения на дороге и т.п.).
Принципы управления диалогом с ИУС ТС должны учитывать следующее:
- ИУС ТС предназначена для использования в движущемся транспортном средстве;
- функции ИУС ТС должны быть пригодны для использования во время движения транспортного средства;
- диалоги с ИУС ТС происходят в постоянно изменяющейся среде транспортного средства;
- технологии ИУС ТС должны быть приспособлены к среде движущегося транспортного средства;
- диалоги с ИУС ТС предусматривают в качестве ответа на сообщения ИУС ТС действия водителя по управлению транспортным средством.
Водитель транспортного средства, оборудованного ИУС ТС, несет ответственность за безопасность транспортного средства, находящихся в нем людей и других участников дорожного движения. Следовательно, диалог должен учитывать общую нагрузку на водителя, включая когнитивные, физические задачи и задачи на восприятие, связанные с обеспечением безопасности и результативности управления транспортным средством. Важной целью является обеспечение результативного и эффективного функционирования ИУС ТС с учетом среды внутри транспортного средства и задачи водителя по управлению транспортным средством.
В дополнение к рекомендациям и требованиям настоящий стандарт также приводит условия соответствия ИУС ТС данным требованиям. Так как применение каждого принципа диалога зависит от характеристик конкретной ИУС ТС и используемого метода диалога, в настоящем стандарте приведены примеры применения принципов.
Настоящий стандарт разработан для отражения потребностей водителей при работе с ИУС ТС.
В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на национальные и межгосударственные стандарты.