В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Терминологические базы данных ИСО и МЭК доступны по следующим интернет-адресам:
- электронная база МЭК Electropedia по адресу: http://www.electropedia.org/;
- электронная платформа ИСО с функцией онлайн-просмотра терминов по адресу: http://www.iso.orq/obp.
3.1 важная информация о дорожной ситуации (traffic situation relevant information): Информация, получаемая через каналы коммуникации, такие как радио- или телевизионный приемник и бортовые датчики, временем получения которой водитель (3.3) не может управлять.
Пример - Информация о загруженности дорог, помощь в навигации по маршруту или предупреждение о столкновении.
3.2 ввод данных (data entry): Действие водителя по предоставлению системе информации, необходимой для выполнения выбранной функции (3.27).
3.3 водитель (driver): Человек, управляющий транспортным средством.
3.4
время удержания взгляда (dwell time): Суммарная продолжительность последовательности отдельных фиксаций и саккад одного взгляда, направленных на получение зрительной информации от исследуемой области. [ГОСТ Р ИСО 15007-1-2016, пункт 4.1.2] |
3.5 движущееся транспортное средство (vehicle in motion): Транспортное средство, скорость движения которого по отношению к опорной поверхности больше нуля.
Примечание - Практические ограничения существующих датчиков транспортных средств могут привести к ситуации, когда низкая скорость (как правило, 5 км/ч) может быть распознана как нулевая.
3.6 диалог (dialogue): Обмен информацией между водителем (3.3) и системой, инициируемый любой стороной, для достижения конкретной цели, состоящий из последовательности управляющих действий (3.26), которые могут включать в себя более одной модальности.
3.7 дисплей (display): Устройство, позволяющее передавать водителю (3.3) визуальную, звуковую или тактильную информацию в динамической форме.
3.8 задача (task): Последовательность управляющих действий (например, в соответствии с определенным методом), выполняемых водителем (3.3) для достижения установленной цели или конечного состояния.
3.9 задача управления транспортным средством (primary driving task): Управляющие действия (3.26), выполняемые водителем (3.3) при управлении транспортным средством и его маневрировании на дорогах.
Пример - Изменение траектории движения, торможение или разгон.
3.10 запрос на ввод данных (prompt): Индикация состояния, в котором система ожидает от пользователя ввода данных.
3.11 изготовитель (manufacturer): Лицо или организация, ответственные за рабочие характеристики информационно-управляющей системы транспортного средства (3.13).
Примечание - Изготовителем могут быть конструктор, поставщик комплектующих изделий, сборщик и поставщик системы, которые помещают свой торговый знак или другие обозначения на систему.
3.12 интерфейс (interface): Физические приспособления (или аппаратные средства), обеспечивающие взаимодействие водителя (3.3) с системой.
3.13 информационно-управляющая система транспортного средства; ИУС ТС (transport information and control system, TICS): Информационная система помощи водителю в управлении транспортным средством, имеющая единственную функцию (3.27), например помощь в навигации по маршруту, или набор функций, разработанный для совместной работы.
Примечание - См. ГОСТ Р ИСО 14813-1 для информации об услугах, предоставляемых ИУС ТС.
3.14 информация, инициированная системой (system initiated information): Информация, предоставляемая водителю (3.3) системой без его запроса.
3.15 информация системы (system acknowledgement): Информация, предоставляемая системой водителю (3.3) в ответ на его запрос.
3.16 коммуникация (communication): Обмен информацией или передача информации.