Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52724-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на химически опасных производственных объектах

Environmental management systems. General guidelines on creation, introduction and supporting techniques at the chemical hazardous production facilities



ОКС 0017*

______________

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 13.020.10, здесь и далее по тексту. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2020-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля "Инверсия"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 413 "Метрологическое обеспечение систем экологического управления и контроля"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 октября 2019 г. N 856-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52724-2010

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Рост негативного влияния на человека и окружающую среду концентраций вредных и опасных токсичных веществ, источником которых являются прежде всего химически опасные производственные объекты, не всегда ограничивается ростом опасностей прямого действия, источником которых является само предприятие. Также существует объективный риск образования вторичных негативных экологических воздействий, которые могут возникнуть на различных объектах, расположенных в территориальных образованиях, вклад которых, как правило, не оценивается в рамках создаваемых систем экологического менеджмента отдельных предприятий.

К этим воздействиям относятся процессы накопления в объектах окружающей среды токсичных, радиоактивных, канцерогенных и других вредных веществ, источниками которых могут являться не сами оцениваемые предприятия, а другие, расположенные в тех же территориальных образованиях, промышленные предприятия, что требует объективной оценки учета их вклада в загрязнение окружающей среды при создании систем экологического менеджмента и идентификации значимых экологических аспектов в целях разделения ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды.

При этом, как показывает опыт, основными причинами, усиливающими негативное воздействие химических факторов, генерируемых химически опасными производственными объектами, которые должны учитываться в качестве значимых экологических аспектов в системах экологического менеджмента, являются:

- разработка и внедрение в промышленное производство принципиально новых классов химических веществ нетрадиционного действия с неизученным или недостаточно изученным механизмом воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

- использование в промышленности технологий, несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности;

- неуправляемое нарастание использования в промышленности химических веществ с высокой токсичностью;

- непрерывное накопление в окружающей среде комплекса опасных химических соединений, стойких к процессам естественной деградации (разложению);

- наличие большого количества выведенных из эксплуатации химически опасных производственных объектов с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности, включая бывшие объекты химического разоружения, а также предприятия оборонно-промышленного комплекса по производству порохов, ракетных топлив, взрывчатых и других веществ;

- недостаточное число апробированных эффективных и безопасных технических решений, касающихся процессов переработки (утилизации) химически опасных (токсичных) отходов производства и рекультивации химически загрязненных территорий;

- постоянное увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала;

- сохранение и усиление угроз террористических действий в отношении химически опасных объектов, в том числе с применением опасных и токсичных химических веществ нетрадиционного механизма действия.

Таким образом, в соответствии со сложившейся практикой требуемый уровень безопасности химически опасных объектов может быть достигнут только в рамках созданной комплексной системы безопасности, гарантированно обеспечивающей требуемый уровень защищенности населения и окружающей среды от опасных химических факторов, важнейшим элементом которой является высокоэффективная система экологического менеджмента, работающая на упреждение возникновения инцидентов, аварийных или катастрофических ситуаций.

Настоящий стандарт разработан на основе пересмотра стандарта ГОСТ Р 52724-2010 "Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия" в связи с неактуальностью вопросов нормирования процессов системного управления экологической безопасностью объектов химического разоружения, связанной с фактическим завершением процесса уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, а также возрастанием значимости вопросов регулирования процессов обеспечения экологической безопасности жизненного цикла продукции при функционировании других химически опасных производственных объектов, что особенно актуально для объектов, работающих в сфере обороны и безопасности государства.

В настоящем стандарте установлены дополняющие и уточняющие положения и руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования систем экологического менеджмента, отражающие специфику химически опасных производственных объектов, которые в тексте стандарта приведены вне рамок, по отношению к установленным требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2016, которые изложены в рамках.

     1 Основные положения и область применения

1.1 Основные положения

Настоящий стандарт распространяется на систему экологического менеджмента (далее - СЭМ, система) химически опасных производственных объектов (далее - объект) и предназначен для обеспечения их эффективной производственной деятельности такими элементами СЭМ, которые в сочетании с другими системами административного управления объектов будут гарантированно способствовать достижению их устойчивого развития, высокой эколого-экономической эффективности и промышленной безопасности.

Настоящий стандарт разработан в соответствии со структурой и содержанием ГОСТ Р ИСО 14001-2016.

0.1 Основные положения

Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым условием для удовлетворения существующих потребностей без создания рисков для будущих поколений удовлетворять свои потребности. Устойчивое развитие как цель достигается за счет баланса между тремя составляющими устойчивости.

Ожидания общества в отношении устойчивого развития, прозрачности и подотчетности развивались наряду с ужесточением законодательства, растущим воздействием загрязнений на окружающую среду, неэффективным использованием ресурсов, неправильным управлением отходами, климатическими изменениями, деградацией экосистем и потерей биологического разнообразия.

Это побудило организации к применению системного подхода к экологическому менеджменту посредством внедрения систем экологического менеджмента с целью содействия экологической составляющей устойчивости.

0.2 Цель системы экологического менеджмента

Цель настоящего стандарта - предложить организациям подход для защиты окружающей среды и реагирования на изменяющиеся экологические условия в балансе с социально-экономическими потребностями. Он устанавливает требования, позволяющие организации достигать намеченных результатов, которые она установила для ее системы экологического менеджмента.

Системный подход к экологическому менеджменту может обеспечить высшее руководство информацией для достижения успеха в долгосрочной перспективе и создания возможностей для содействия устойчивому развитию посредством:

- защиты окружающей среды путем предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий;

- смягчения потенциального неблагоприятного воздействия условий окружающей среды на организацию;

- оказания помощи в выполнении принятых обязательств;

- улучшения экологических результатов деятельности;

- управления или влияния на методы проектирования, производства, поставки, потребления и утилизации продукции и услуг организации с применением концепции жизненного цикла, что может предотвратить экологическое воздействие от случайного отклонения на каком-либо этапе цикла;

- достижения финансовых и операционных преимуществ, которые могут быть результатом внедрения экологически значимых решений, направленных на укрепление позиции организации на рынке;

- доведения до соответствующих заинтересованных сторон экологической информации.

Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации.

0.3 Факторы успеха


Высокая и непрерывно возрастающая результативность системы экологического менеджмента, создаваемой на химически опасных производственных объектах, зависит, прежде всего, от постоянной готовности всего руководящего и исполнительного персонала Объектов к практическому решению вопросов обеспечения химической безопасности и экологичности процессов их производственной деятельности.

Химически опасные производственные объекты должны использовать любые разумные и экономически целесообразные возможности для предотвращения или смягчения неблагоприятных воздействий на окружающую среду, в особенности тех воздействий, которые связаны со стратегическими и конкурентными преимуществами предприятия, а также на состояние контролируемых объектов окружающей среды, персонал и население в зоне ответственности, воздействие на которые оказывают опасные химические вещества и соединения, идентифицированные как экологические аспекты СЭМ организации.

Состоятельность системы, модель которой показана на рисунке 1, зависит от реальности обоснования и четкости формулирования обязательств по охране окружающей среды, взятых на себя высшим руководством химически опасных объектов в документально оформленных экологической политике и целях, а также от результативного выполнения этих обязательств всеми подразделениями и каждым работником на всех уровнях управления, с учетом потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, работающих в интересах, или по поручению объекта.

Успех системы экологического менеджмента зависит от приверженности работников всех уровней и подразделений организации, возглавляемых высшим руководством. Организации могут использовать возможности для предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий и усиления благоприятных экологических воздействий, в особенности тех, которые связаны со стратегическими и конкурентными последствиями. Высшее руководство может результативно учитывать риски и возможности посредством интеграции экологического менеджмента в бизнес-процессы организации, стратегию и процесс принятия решений, согласуя их с другими приоритетами бизнеса, и посредством включения экологического управления в общую систему менеджмента. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии действующей результативной системы экологического менеджмента.

Применение настоящего стандарта, однако, не гарантирует само по себе получение оптимальных экологических результатов. Применение настоящего стандарта может отличаться от одной организации к другой в зависимости от среды организации. Две организации могут осуществлять аналогичную деятельность, но иметь разные принятые обязательства, обязательства, изложенные в экологической политике, экологические технологии и цели, и при этом обе могут соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Степень детализации и сложности системы экологического менеджмента будет меняться в зависимости от среды организации, области применения системы экологического менеджмента, принятых ею обязательств и характера видов деятельности, продукции и услуг, включая их экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия.

0.4 Модель "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"

В основу подхода, на котором базируется система экологического менеджмента объекта, положена концепция "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (Plan, Do, Check and Act) (PDCA). Модель PDCA представляет циклический процесс, применяемый организацией для достижения постоянного улучшения. Модель может применяться к системе экологического менеджмента и к ее отдельным элементам. Модель может быть описана следующим образом:

- Планируй (Plan): разработка экологических целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих экологической политике организации.

- Делай (Do): внедрение процессов, как запланировано.

- Проверяй (Check): проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации экологической политики, включая содержащиеся в ней обязательства, экологических целей и критериев работы, а также отчетность о результатах.

- Действуй (Act): выполнение действий по постоянному улучшению.

Рисунок 1 показывает, как подход, внедренный в настоящем стандарте, может быть интегрирован в модель PDCA, которая окажет помощь новым и существующим пользователям в понимании важности системного подхода.

Рисунок 1 - Взаимосвязь между моделью PDCA и структурой настоящего стандарта


Для достижения поставленных целей системы экологического менеджмента, обусловленных особой опасностью производства, руководство химически опасных производственных объектов должно стремиться к внедрению на производстве передовых научных знаний и производственно-технологических процессов, наилучших из существующих в мировой практике по показателям эффективности, экологичности и безопасности, конечно там, где их применение технически и экономически оправдано и обосновано по критерию эффективность/стоимость.

Главной целью настоящего стандарта является регламентация процесса создания на химически опасных производственных объектах эффективного и полностью управляемого механизма охраны и защиты окружающей среды, как при осуществлении плановой производственной деятельности, так и в аварийных ситуациях и инцидентах при любой степени риска негативного экологического воздействия и гарантированного достижения устойчивого развития химически опасного объекта.

Система экологического менеджмента, создаваемая на химически опасных производственных объектах, позволяет с учетом особенностей специфического риска их функционирования установить на основе риск-ориентированного мышления актуальную и реально выполнимую экологическую политику, экологические цели, определить задачи, процессы и критерии для оценки выполнения своих обязательств, а также предпринимать постоянно контролируемые действия, необходимые для постоянного улучшения экологической эффективности, экологической и промышленной безопасности объектов, жизни и здоровья людей

0.5 Содержание настоящего стандарта

Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают структуру высокого уровня, идентичный текст, общие термины с основными определениями, разработанные в интересах пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.

Настоящий стандарт не включает требования к другим системам менеджмента, таким как менеджмент качества, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергетический или финансовый менеджмент. Однако настоящий стандарт позволяет организации применять общий подход и риск-ориентированное мышление для интеграции ее системы экологического менеджмента с требованиями к другим системам менеджмента.

Настоящий стандарт содержит требования, применяемые для оценки соответствия. Организация, которая желает продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:

- проведения самооценки и самодекларирования или

- подтверждения ее соответствия сторонами, которые заинтересованы в организации, такими как потребители, или

- подтверждения ее самодекларирования стороной, являющейся внешней по отношению к организации, или

- сертификации/регистрации ее системы экологического менеджмента внешней организацией.

В приложении A приведена пояснительная информация для предотвращения неправильного толкования требований настоящего стандарта. В приложении B представлено широкое техническое соответствие между предыдущей и настоящей версиями данного стандарта. Руководящие указания по внедрению систем экологического менеджмента включены в стандарт ИСО 14004*.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "должна" указывает на требование;

- "следует" указывает на рекомендацию;

- "могло бы" указывает на разрешение;

- "может" указывает на способность или возможность.

Информация, обозначенная как "Примечание", предназначена для помощи в понимании или применении стандарта. "Примечания" раздела 3 предоставляют дополнительную информацию, которая добавляет терминологические данные и может содержать условия по использованию термина.

1.2 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, которую организация может применять для улучшения экологических результатов ее деятельности. Настоящий стандарт предназначен для использования организацией, стремящейся к управлению ее ответственностью в области экологии на системной основе, внося таким образом вклад в экологическую составляющую устойчивости.

Настоящий стандарт помогает организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента, представляющих ценность для окружающей среды, для самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации намеченные результаты системы экологического менеджмента включают в себя:

- улучшение экологических результатов деятельности;

- выполнение принятых обязательств;

- достижение экологических целей.

Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией независимо от размера, вида и характера, а также применяется к тем экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, которыми она может управлять или на которые может влиять с учетом концепции жизненного цикла. Настоящий стандарт не устанавливает конкретных критериев экологических результатов деятельности.

Настоящий стандарт может применяться в целом или частично для систематического улучшения экологического менеджмента. Заявления о соответствии настоящему стандарту, как правило, не принимаются, пока все требования настоящего стандарта не включены в систему экологического менеджмента организации и не выполнены без исключения.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Действие настоящего стандарта распространяется на химически опасные производственные объекты (предприятия, их цехи, участки, площадки), а также иные организации и объекты, к которым относятся объекты военной деятельности, предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие предприятия и организации, функционирующие как в сфере обороны и безопасности государства, так и в общепромышленной сфере деятельности, в которых разрабатывают, получают, производят, испытывают, используют, перерабатывают, накапливают, хранят, транспортируют, утилизируют и уничтожают химические опасные вещества и соединения (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, радиоактивные и другие химические вещества и соединения, представляющие потенциальную опасность для человека и окружающей среды).

К таким объектам в сфере применения настоящего стандарта относятся:

а) объекты военной деятельности;

б) объекты бывшего производства, хранения и уничтожения химического оружия;

в) предприятия и организации в сфере обращения порохов;

г) предприятия и организации в сфере обращения взрывчатых веществ;

д) предприятия и организации в сфере обращения жидких и твердых ракетных топлив;

е) предприятия и организации атомной, химической и нефтегазовой отраслей;

ж) предприятия и организации в сфере обращения веществ с остронаправленным механизмом действия;

з) опасные производственные объекты, в соответствии с [1];

и) предприятия и организации в сфере обращения веществ, представляющих опасность для окружающей среды, - веществ, характеризующихся в водной среде показателями острой токсичности;

к) другие предприятия и организации, которые разрабатывают, получают, производят, испытывают, используют, перерабатывают, накапливают, хранят, транспортируют, утилизируют и уничтожают химические опасные вещества и соединения в любых объемах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 Термины, относящиеся к химически опасному производственному объекту

3.1.1

промышленная безопасность опасных производственных объектов: (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов): Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

[[2], статья 1]

3.1.2

авария: Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

[[2], статья 1]

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs