• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Документ в силу не вступил

ГОСТ 34657-2020


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЦЕНТРЫ КОЛЕСНЫЕ ЛИТЫЕ И КАТАНЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методы неразрушающего контроля

Cast and rolled wheel centers for the railway rolling stock. Nondestructive inspection methods


МКС 45.060

19.100
ОКПД 2 24.10.80

Дата введения 2021-01-01


Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии" (АО "НИИ мостов") при участии Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 мая 2020 г. N 130-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2020 г. N 338-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34657-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2021 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к методам, средствам и порядку проведения неразрушающего контроля при контрольных испытаниях литых и катаных колесных центров для железнодорожного подвижного состава.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 3.1105 Единая система технологической документации. Формы и правила оформления документов общего назначения

ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.001 Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 4491-2016 Центры колесные литые железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 10791 Колеса цельнокатаные. Технические условия

ГОСТ 14782ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55724-2013 "Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые".

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 18576 Контроль неразрушающий. Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковые

ГОСТ 21014 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 21105ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 56512-2015 "Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод. Типовые технологические процессы".

ГОСТ 23479ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требования
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58399-2019 "Контроль неразрушающий. Методы оптические. Общие требования".

ГОСТ 23829 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24450ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55612-2013 "Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения".

ГОСТ 26266ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые. Общие технические требования
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55725-2013 "Контроль неразрушающий. Преобразователи ультразвуковые пьезоэлектрические. Общие технические требования".

ГОСТ 30893.1 Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками

ГОСТ 33514 Продукция железнодорожного назначения. Правила верификации методик неразрушающего контроля

ГОСТ 34513 Система неразрушающего контроля продукции железнодорожного назначения. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 21014, ГОСТ 23829, ГОСТ 24450, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

заказчик: Предприятие, организация или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка колесных центров.

[ГОСТ 4491-2016, пункт 3.7]

3.1.2 изготовитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, непосредственно изготавливающее колесные центры и несущее ответственность за соответствие их заданным требованиям.

3.1.3 катаный колесный центр с предварительной механической обработкой: Колесный центр, полученный из цельной заготовки методом деформирования в нагретом состоянии (горячего деформирования), состоящий из обода, диска и ступицы, подвергнутый термической обработке и прошедший предварительную механическую обработку по всем поверхностям.

3.1.4 литой колесный центр: Деталь составного колеса с ободом, дисковой, коробчатой (двухдисковой) или спицевой частью и ступицей, изготовленная методом литья в соответствии с требованиями ГОСТ 4491.

3.1.5

методика неразрушающего контроля: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов неразрушающего контроля объекта (группы объектов) конкретного типа.

Примечание - Методика неразрушающего контроля может быть изложена в виде самостоятельного документа или являться основой технологической инструкции по ГОСТ 3.1105. Технологическая инструкция может включать одну или несколько методик неразрушающего контроля.


[ГОСТ 33514-2015, пункт 3.1.13]

3.1.6 мера неразрушающего контроля; мера НК: Образец в виде твердого тела с моделями дефектов, являющийся средством измерения и предназначенный для воспроизведения и передачи значений физических величин, подлежащих измерениям при выполнении неразрушающего контроля с особенностями реализуемых им методов.

3.1.7 настроечный образец: Образец, изготовленный из объекта контроля (или его части) с естественными или искусственными дефектами, используемый для настройки и оценки параметров аппаратуры и дефектоскопических материалов при заданной технологии контроля.

3.1.8 нормальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная перпендикулярно к поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.9 область эффективной намагниченности: Область на поверхности намагниченного объекта, в которой тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля достаточна для проведения магнитопорошкового контроля, а отношение нормальной и тангенциальной составляющих напряженностей магнитного поля менее или равно трем.

3.1.10 потребитель: Предприятие, организация или иное юридическое лицо, приобретающее и (или) использующее колесный центр по назначению.

3.1.11 пороговый уровень амплитуды: Значение по оси ординат развертки типа А, задаваемое с целью настройки чувствительности ультразвукового дефектоскопа и (или) оценки амплитуды сигналов.

3.1.12 предельная чувствительность контроля эхо-методом ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля, ммГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля: Чувствительность, выражаемая площадью минимального выявляемого плоскодонного искусственного отражателя, ориентированного перпендикулярно к акустической оси пьезоэлектрического преобразователя и расположенного на заданном расстоянии от поверхности ввода, амплитуда эхо-сигнала от которого достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.13 тангенциальная составляющая напряженности магнитного поля: Составляющая напряженности магнитного поля, направленная параллельно поверхности объекта в зоне контроля.

3.1.14 условная чувствительность контроля зеркально-теневым методом ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля ЗТМ, дБ: Чувствительность, выражаемая разностью между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и значением усиления, при котором амплитуда эхо-сигнала от противоположной (донной) поверхности на бездефектном участке контролируемого элемента или меры неразрушающего контроля, или настроечного образца достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.15 условная чувствительность контроля эхо-методом ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля ЭМ, дБ: Чувствительность, выражаемая разностью между значением усиления при данной настройке дефектоскопа и значением усиления, при котором амплитуда эхо-сигнала от отражателя в мере неразрушающего контроля СО-2 по ГОСТ 14782 или СО-ЗР по ГОСТ 18576 достигает заданного порогового уровня амплитуды.

3.1.16 условное расстояние между отражателями: Минимальное расстояние между положениями пьезоэлектрического преобразователя, при которых амплитуды эхо-сигналов от отражателей равны заданному пороговому уровню амплитуды.

3.1.17 чистовой катаный колесный центр: Колесный центр, прошедший окончательную (чистовую) механическую обработку, необходимую для комплектации колесной пары.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЗТМ - зеркально-теневой метод;

МПК - магнитопорошковый контроль;

НК - неразрушающий контроль;

ПЭП - пьезоэлектрический преобразователь по ГОСТ 26266;

УЗК - ультразвуковой контроль;

УФ - ультрафиолетовый.

4 Общие положения

4.1 НК колесных центров для железнодорожного подвижного состава литых по ГОСТ 4491 и катаных по нормативным документамГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля государств, принявших настоящий стандарт, проводят при приемочных, приемо-сдаточных, сертификационных и других видах контрольных испытаний колесных центров на основании требований конструкторской документации.
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55498-2013 "Центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Технические условия".

4.2 НК колесных центров проводят с целью выявления неоднородностей структуры металла, а также внутренних и поверхностных дефектов, недопустимых по требованиям ГОСТ 4491 или нормативных документовГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля государств, принявших настоящий стандарт, и конструкторской документации.
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55498-2013 "Центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Технические условия".

4.3 Для НК колесных центров применяют акустический (ультразвуковой), оптический и магнитный виды НК.

Допускается, по согласованию производителя и потребителя (заказчика), применение вихретокового и других видов и методов НК колесных центров, не регламентированных настоящим стандартом, если соответствующие методики НК верифицированы по ГОСТ 33514.

4.4 Оценку соответствия колесных центров требованиям ГОСТ 4491 или нормативных документовГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля государств, принявших настоящий стандарт, проводят с учетом результатов НК всеми примененными видами, методами, методиками НК.
_______________
ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55498-2013 "Центры колесные катаные для железнодорожного подвижного состава. Технические условия".

4.5 Средства НК, технологическая документация по НК, персонал по НК, а также лаборатории (подразделения) НК, выполняющие НК колесных центров, должны соответствовать требованиям ГОСТ 34513.

4.6 При инспекционном контроле по ГОСТ 16504 или верификации закупленной продукции по ГОСТ 24297 НК следует проводить по той же технологической документации и в таком же состоянии колесных центров, как и НК, ранее выполненный при приемо-сдаточных испытаниях.

5 Требования к методам неразрушающего контроля литых колесных центров

5.1 Методы неразрушающего контроля литых колесных центров

5.1.1 НК литых колесных центров проводят следующими методами:

- ультразвуковым ЗТМ с целью оценки однородности структуры металла;

- ультразвуковыми ЗТМ и эхо-методом с целью выявления внутренних дефектов;

- визуальным и магнитопорошковым методами с целью выявления поверхностных дефектов.

Магнитопорошковый метод применяют в порядке, установленном ГОСТ 4491-2016 (пункт 4.5.6).

5.1.2 УЗК литых колесных центров проводят после механической обработки. МПК проводят на обработанных и необработанных поверхностях колесных центров. Параметры шероховатости литых колесных центров в зонах НК должны соответствовать ГОСТ 4491 и конструкторской документации.

5.2 Ультразвуковой контроль структуры металла литых колесных центров

5.2.1 При УЗК структуры металла литых колесных центров ЗТМ выявлению подлежит неоднородность структуры металла согласно требованиям ГОСТ 4491-2016 (пункт 4.5.5).

5.2.2 УЗК структуры металла литых колесных центров ЗТМ проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 4491, оценивая ослабление ультразвуковых волн в ободе и ступице с использованием следующих схем контроля:

- DT - контроль обода с боковой поверхности продольными волнами в осевом направлении [рисунок А.1, а)];

- НТ - контроль ступицы с боковой поверхности продольными волнами в осевом направлении [рисунок А.1, б)].

Номинальные значения основных параметров контроля приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Значения основных параметров ЗТМ УЗК структуры металла литых колесных центров

Основной параметр контроля

Номинальное значение

Частота ультразвуковых колебаний, МГц

2,5

Диаметр пьезоэлемента ПЭП, мм

12

Угол ввода

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

Название документа: ГОСТ 34657-2020 Центры колесные литые и катаные для железнодорожного подвижного состава. Методы неразрушающего контроля

Номер документа: 34657-2020

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 30 июня 2020

Дата начала действия: 01 января 2021