Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июля 2022 года N 444


О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)"

(с изменениями на 1 ноября 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 08.12.2022 N 739, от 01.11.2023 N 527)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240 "О системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2023 года:


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 360 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 г. N 496 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 360";


постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2022 г. N 250 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 360".


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 18 июля 2022 г. N 444



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

(в ред. постановлений Правительства РС(Я) от 08.12.2022 N 739, от 01.11.2023 N 527)



ПАСПОРТ государственной программы Республики Саха (Якутия)

Наименование государственной программы

Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)

Куратор государственной программы

Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычков К.Е.

Ответственный исполнитель программы

Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия)

Соисполнители программы

Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

Участники программы

Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия);

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики Республики Саха (Якутия);

НО "Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)"

Перечень структурных элементов

Задачи:

1) создание условий для реализации государственной программы, предусматривающих финансовое обеспечение деятельности ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы;

2) создание условий для развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов;

3) развитие на территории Республики Саха (Якутия) архитектурной и градостроительной политики.

Целевые показатели (индикаторы):

1) индекс качества городской среды, балл;

2) прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году, %

Цели программы

1. Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

2. Комплексное развитие территорий городов и поселений в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий и архитектурно-строительного проектирования

Сроки реализации программы

2023 - 2027 годы

Объем финансового обеспечения программы

1. Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 1 661 576,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 1 118 034,9 тыс. рублей;

2024 год - 345 213,2 тыс. рублей;

2025 год - 66 532,9 тыс. рублей;

2026 год - 65 893,0 тыс. рублей;

2027 год - 65 902,0 тыс. рублей;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 181 393,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 36 532,9 тыс. рублей;

2024 год - 36 532,9 тыс. рублей;

2025 год - 36 532,9 тыс. рублей;

2026 год - 35 893,0 тыс. рублей;

2027 год - 35 902,0 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 1 281 478,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 1 002 798,0 тыс. рублей;

2024 год - 278 680,3 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов - 198 704,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2023 год - 78 704,0 тыс. рублей;

2024 год - 30 000,0 тыс. рублей;

2025 год - 30 000,0 тыс. рублей;

2026 год - 30 000,0 тыс. рублей;

2027 год - 30 000,0 тыс. рублей;

г) за счет внебюджетных средств - 0 тыс.

рублей, в том числе по годам:

2023 год - 0 тыс. рублей;

2024 год - 0 тыс. рублей;

2025 год - 0 тыс. рублей;

2026 год - 0 тыс. рублей;

2027 год - 0 тыс. рублей.

2. Объем налоговых расходов отсутствует

(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 01.11.2023 N 527)

Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации

Комфортная и безопасная среда для жизни/улучшение качества городской среды в полтора раза



Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛИТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА



1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации программы


Создание условий для системного повышения качества и комфорта современной городской среды на всей территории Российской Федерации является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации.


Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016 года утвержден паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10). Главным принципом формирования комфортной городской среды является комплексный подход при создании эффективной системы благоустройства, в том числе за счет реализации мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий в населенных пунктах с численностью населения более 1000 человек и обустройство мест массового отдыха населения (городских парков) в городах с численностью до 250 000 человек.


Республика Саха (Якутия) является динамично развивающимся субъектом Российской Федерации и становится все более привлекательной для инвесторов в рамках реализации производственных, культурных, спортивных, образовательных проектов, которые способствуют формированию имиджа и перспектив развития региона.


Существуют факторы, сдерживающие развитие республики как многофункционального, комфортного, эстетически привлекательного региона. К одним из них следует отнести уровень благоустройства и санитарного состояния территорий поселений республики. Поэтому создание комфортной городской среды является одним из стратегических направлений в развитии республики.


Сегодня гражданам важно, как благоустроены их дворовые территории, обеспечено освещение улиц, обустроены тротуары, скверы, парки, набережные, центральные улицы и другие объекты общего пользования.


Проведенный анализ сферы благоустройства муниципальных образований показал, что мероприятия проводились точечно и носят несистемный характер, во многих населенных пунктах отсутствовал комплексный подход при реализации мероприятий по благоустройству. На территории республики недостаточно многофункциональных общественных территорий для разных групп населения. Мероприятия в части повышения показателей доступности объектов и услуг для маломобильных групп направлены на обеспечение доступности отдельных объектов. Встречаются участки территорий, имеющие неприглядный вид. Во многих городах республики наблюдается размещение афиш, объявлений, листовок, нанесение надписей и графических изображений вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления.


Недостаточно внимания уделяется содержанию и благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, учитывая то, что значительная часть населения (60 процентов) проживает в многоквартирном жилищном фонде. Основная часть многоквартирных домов построена более 40 лет назад, объекты благоустройства пришли в ветхое состояние и не отвечают градостроительным, санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям. В большинстве дворов отсутствуют или пришли в негодность проезды и тротуары, отсутствует необходимый минимальный набор малых архитектурных форм, не обустроены площадки, отсутствуют парковки для автомобилей. Уход за внутридомовыми территориями, зелеными насаждениями в плановом порядке не ведется. До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Из-за ограниченности средств недостаточно внедряются передовые технологии и новые современные материалы при благоустройстве территорий, незначительно обновляется парк специальной уборочной техники. В связи с этим имеется необходимость комплексного подхода к благоустройству дворовых территорий.


Важным моментом формирования комфортной городской среды является обеспечение благоустройства наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, набережные, центральные улицы, благоустройство городских площадей, благоустройство или организация муниципальных рынков и т.п.), а также знаковых и социально значимых объектов общего пользования, объектов физической культуры и спорта, мемориальных комплексов, обладающих исторической и культурной значимостью, иными памятными и отличительными признаками, имеющими особое значение для муниципального образования.


Во многих муниципальных образованиях объекты благоустройства (пешеходные зоны, зоны отдыха, тротуары, объекты уличного освещения) нуждаются в ремонте и реконструкции. В настоящее время на территории республики более 50 процентов улиц и общественных зон в сельских муниципальных образованиях не обеспечены уличным освещением. Необходимо внедрение энергосберегающих технологий при освещении улиц, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, других объектов благоустройства муниципальных образований региона.


В рамках настоящей государственной программы Республики Саха (Якутия) (далее - программа) планируется реализовать мероприятия, направленные на развитие современной городской среды, прежде всего, в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) с численностью населения свыше 1000 человек.


Реализация программы, предусматривающая согласованные действия Правительства Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и населения республики, позволит комплексно подойти к решению вопроса благоустройства территорий и обеспечить комфортные условия проживания.


2019 год явился стартовым для национальных проектов, утвержденных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Реализация мероприятий программы продолжена в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". В состав федерального проекта включен региональный проект Республики Саха (Якутия) "Формирование комфортной городской среды" (далее - региональный проект), утвержденный Главой Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2019 г. N Пр-75-А1.


Кроме благоустройства территорий, основными на сегодня являются вопросы совершенствования архитектурной и градостроительной политики Республики Саха (Якутия).


Градостроительная деятельность включает в себя семь различных видов производственной активности:


1) территориальное планирование;


2) градостроительное зонирование;


3) планировку территорий;


4) архитектурно-строительное проектирование;


5) строительство;


6) капитальный ремонт;


7) реконструкцию объектов капитального строительства.


Республика Саха (Якутия) одной из первых среди субъектов Российской Федерации в 2020 году внесла на законодательном уровне определение понятия архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства. Появление на законодательном уровне требований по согласованию архитектурно-градостроительного облика позволяет обеспечить пространственную интеграцию, средовое разнообразие в архитектурном облике муниципальных образований Республики Саха (Якутия), повысить республиканские стандарты качества организации жилых, общественных, производственных и рекреационных территорий.


Своевременное обеспечение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов (государственных программ) напрямую зависит от качественной разработки проектно-сметной документации.


Подготовка проектно-сметной документации - ответственный этап на пути к успешной реализации проекта. От качества проектной документации зависит скорость прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство, а также это минимизирует риски ошибок и несогласованных действий участников строительного процесса.


Управление архитектуры Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по согласованию и утверждению заданий на проектирование объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


При рассмотрении заданий на проектирование наблюдается недостаточная и поверхностная проработка внесенных требований и исходных данных, копирование и перенос из устаревшего материала сведений, что говорит об отсутствии должного внимания со стороны разработчиков и непонимания важности самого задания на проектирование для разработки качественной проектной документации. Качество проектной документации во многом зависит от полноты и достоверности исходных данных, содержащихся в исходно-разрешительных документах: задании на проектирование, технических условиях на подключение объектов строительства к коммуникациям инженерного обеспечения, документации по планировке территории и иных данных.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»