ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2022 года N 543-п


О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года

(с изменениями на 22 марта 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п, от 22.03.2023 N 149-п)




В соответствии со статьей 5, частью 4 статьи 11 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 4, статьей 6 Закона Омской области "О стратегическом планировании в Омской области" Правительство Омской области постановляет:


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года.



Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков



Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 12 октября 2022 г. N 543-п



СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Омской области до 2030 года

(в ред. Постановлений Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п, от 22.03.2023 N 149-п)




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации", Законом Омской области "О стратегическом планировании в Омской области", а также постановлением Правительства Омской области от 23 декабря 2015 года N 368-п "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Омской области".


Стратегия разработана на основе Методических рекомендаций по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 23 марта 2017 года N 132.


Основной координирующий орган по разработке Стратегии - рабочая группа по разработке стратегии социально-экономического развития Омской области, состав которой утвержден распоряжением Правительства Омской области от 20 апреля 2016 года N 53-рп.


Стратегия разработана в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития региона на период до 2030 года и формирования системы мер государственного управления, основанных на долгосрочных приоритетах социально-экономической политики Омской области, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.


В целях обеспечения преемственности целей и задач социально-экономического развития федерального и регионального уровней при разработке Стратегии учтены ключевые положения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Кроме того, при разработке Стратегии учтены положения Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р, а также положения Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р, отраслевых документов стратегического планирования федерального уровня, в том числе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 642, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года N 254, и иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с Омской областью, результаты реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93 (далее - Стратегия 2025), государственных программ Омской области, модели социально-экономического развития Омской области до 2030 года и иных документов стратегического планирования Омской области.


На момент разработки Стратегии федеральные документы стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации и уточненный долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны, учитывающие положения Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации" и макроэкономические изменения, произошедшие в 2020 - 2022 годах вследствие сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации и введения в отношении Российской Федерации, ее граждан, юридических лиц политических, экономических санкций, и определяющие актуальные на современном этапе цели, направления и приоритеты федеральной политики социально-экономического развития страны, не утверждены.


В связи с вышеуказанным обстоятельством при разработке Стратегии использованы экспертные оценки тенденций долгосрочного развития страны, прогнозы макроэкономических параметров, долгосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Омской области.


Стратегия отражает специфику положения региона в экономическом пространстве Российской Федерации и направлена на реализацию ее основных конкурентных преимуществ. В Стратегии учтены планы, стратегические направления и программы развития хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области. Отраженные в Стратегии перспективы развития ключевых секторов экономики и субъектов экономической деятельности, составляющих основу экономики Омской области, задают ориентиры и являются стимулом для ее развития.


Стратегия является одним из документов единой системы стратегического планирования Омской области. Положения Стратегии, основанные на результатах прогнозирования, в дальнейшем конкретизируются в документах планирования и программирования: планах мероприятий и государственных программах Омской области, схеме территориального планирования Омской области, а также в согласованных со Стратегией документах стратегического и территориального планирования муниципальных образований Омской области.



1. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ



1.1. Социально-экономическое положение Омской области


Омская область исторически является важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части.


Регион обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным и природным потенциалом. Развитие Омской области происходит в условиях интенсивной конкуренции между субъектами Российской Федерации за ресурсы, включая инвестиции, высококвалифицированных специалистов, рынки сбыта, транспортные потоки.


Территория Омской области составляет более 140 тыс. кв.км, 1/15 Западной Сибири. Географическое положение и климатические условия, в которых расположен регион, обусловили дифференциацию территории по условиям проживания для населения, ведения хозяйственной деятельности и иным аспектам социально-экономического развития.


В регионе расположено 6 городов: Омск (областной центр, численность населения - 1147,2 тыс. человек), Тара (28,3 тыс. человек), Калачинск (22,4 тыс. человек), Исилькуль (22,2 тыс. человек), Называевск (10,8 тыс. человек), Тюкалинск (10,2 тыс. человек).




Омская область граничит с Республикой Казахстан на юге, с Тюменской областью на западе и на севере, с Новосибирской и Томской областями на востоке. В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Омская область отнесена к приграничным геостратегическим территориям Российской Федерации (Государственная граница Российской Федерации с Республикой Казахстан, проходящая по территории Омской области, имеет протяженность 1020 км), Шербакульский муниципальный район Омской области - к приграничным муниципальным образованиям, при модернизации социально-экономической сферы которых оказывается приоритетная государственная поддержка.


(в ред. Постановления Правительства Омской области от 08.02.2023 N 39-п)


Омская область не относится к регионам с полицентрической системой развития. Основная доля населения и концентрация субъектов экономической деятельности приходится на областной центр.


Областной центр и прилегающие к нему территории, объединенные общими элементами транспортной инфраструктуры и интенсивными трудовыми, экономическими, социальными связями (Омская городская агломерация), определены как один из центров роста социально-экономического развития страны.


Для региона характерна высокая филиализация предприятий, в том числе промышленных. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, значительная часть (76%) начислений налога на прибыль в бюджет Омской области обеспечена российскими холдингами.


Основу промышленности Омской области составляют обрабатывающие производства (порядка 33,2% от общего объема валового регионального продукта (далее - ВРП)). Кроме того, существенная доля ВРП Омской области приходится на деятельность по операциям с недвижимым имуществом (10,3%), оптовую и розничную торговлю (10,2%), сельское хозяйство (8%), транспортировку и хранение (6,6%), государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение (6%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (4,9%), строительство (4,5%).


В качестве основных специализаций для Омской области рассматриваются обработка древесины и производство изделий из дерева, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (кроме производства автотранспортных средств), кокса и нефтепродуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, мебели, напитков, пищевых продуктов, прочих готовых изделий, прочих транспортных средств и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, химических веществ и химических продуктов, электрического оборудования, растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях, деятельность полиграфическая и копирование носителей информации, деятельность в области информации и связи, деятельность профессиональная, научная и техническая, транспортировка и хранение.




В Сибирском федеральном округе (далее - СФО) по объему валового регионального продукта Омская область занимает 5-е место, в Российской Федерации - 30-е место. Общая динамика данного показателя с 2010 года имеет умеренный положительный тренд. Среднедушевое значение ВРП в Омской области по итогам 2019 года составило 399,4 тыс. рублей (7-е место в СФО и 45-е в Российской Федерации).


В период 2010 - 2019 годов ВРП Омской области увеличился более чем в 2 раза (на 102%). При этом изменение физического объема ВРП (без учета влияния изменения цен) за аналогичный период составило 14,3%.




В 2015, 2016 годах наблюдается снижение данного макроэкономического показателя (индекс физического объема ВРП в 2015 году составил 97%, в 2016 году - 98,5% соответственно). Отрицательная динамика в указанные периоды во многом обусловлена замедлением темпов роста промышленности в связи с экономическим кризисом и посткризисным периодом, а также низким уровнем инновационной активности промышленных предприятий.


В 2020 году, по предварительной оценке, индекс физического объема ВРП составит 99,6%, что связано с введением в марте - апреле 2020 года ограничительных мер на территории Российской Федерации и Омской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.


Влияние ограничительных мер привело к снижению деловой активности организаций Омской области в 2020 году и отразилось на динамике большинства социально-экономических показателей.


Поскольку промышленность занимает ключевую долю в структуре ВРП Омской области, индекс промышленного производства Омской области демонстрирует схожую с ВРП динамику. В 2016, 2017 годах в связи с кризисными явлениями наблюдается его снижение. Кроме того, в этот период проводилась корректировка производственных планов вертикально-интегрированных предприятий, наблюдалось снижение спроса на промышленную продукцию, что также привело к колебаниям индекса промышленного производства.


Индекс промышленного производства в Омской области в 2019 году составил 99,9%, что в основном обусловлено снижением объемов производства ряда обрабатывающих производств, в том числе производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, а также влиянием высокой базы 2018 года.


По итогам 2020 года индекс промышленного производства в Омской области составил 100,5%, что выше, чем в среднем по Российской Федерации (97,9%) и по СФО (95,9%). Динамика индекса промышленного производства обеспечена в основном за счет обрабатывающих производств. Этот вид промышленного производства лидирует в общем объеме промышленной продукции региона (92,6%).




Омская область занимает 4-е место в СФО по объему отгрузки промышленной продукции, уступая Красноярскому краю, Иркутской и Кемеровской областям, и производит 1/8 суммарного объема промышленной продукции регионов Сибири. В целом среди всех регионов России по объему отгрузки промышленной продукции Омская область занимает 20-е место.


В регионе наблюдается высокая концентрация предприятий нефтехимической, химической, пищевой промышленности, а также машино- и приборостроения. К ним относятся один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, предприятия - производители каучука, фенола, технического углерода и шинной продукции, организации, выпускающие мясную, молочную и алкогольную продукцию, а также производители техники и оборудования военного и двойного назначения.


Также Омская область является одним из крупнейших в СФО производителей сельскохозяйственной продукции. В структуре ВРП Омской области на долю сельского хозяйства приходится 8%. Ежегодно в регионе производится более 200 тыс. тонн мяса (3-е место в СФО и 27-е место в Российской Федерации) и 600 тыс. тонн молока (4-е место в СФО и 19-е место в Российской Федерации). До 2020 года в Омской области производилось более 800 млн. штук яиц (5-е место в СФО и 22-е место в Российской Федерации). В 2020 году в связи с выявлением очагов опасного инфекционного заболевания "грипп птиц" производство яиц сократилось на 26,2% по сравнению с 2019 годом и составило 637,7 млн. штук (6-е место в СФО и 28-е место в Российской Федерации).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»