ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2023 года N 791


Об утверждении государственной программы Амурской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения области, а также развитие лесного хозяйства в Амурской области"

(с изменениями на 22 марта 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 26.01.2024 N 34, от 28.02.2024 N 125, от 22.03.2024 N 202)




В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Амурской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения области, а также развитие лесного хозяйства в Амурской области" (далее - государственная программа).


2. Установить, что мероприятия государственной программы Амурской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 454, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.


3. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 454, от 29 января 2014 г. N 47, от 26 февраля 2014 г. N 91, от 19 марта 2014 г. N 148, от 23 апреля 2014 г. N 257, от 27 мая 2014 г. N 327, от 24 июня 2014 г. N 381, от 27 августа 2014 г. N 512, от 22 сентября 2014 г. N 569, от 25 сентября 2014 г. N 579, от 22 октября 2014 г. N 647, от 14 ноября 2014 г. N 694, от 8 декабря 2014 г. N 725, от 24 декабря 2014 г. N 767, от 25 февраля 2015 г. N 62, от 19 марта 2015 г. N 101, от 22 апреля 2015 г. N 191, от 27 мая 2015 г. N 253, от 22 июня 2015 г. N 310, от 10 августа 2015 г. N 380, от 9 сентября 2015 г. N 423, от 25 сентября 2015 г. N 456, от 21 октября 2015 г. N 509, от 20 февраля 2016 г. N 55, от 23 марта 2016 г. N 102, от 25 мая 2016 г. N 222, от 28 июня 2016 г. N 278, от 24 августа 2016 г. N 364, от 30 сентября 2016 г. N 431, от 23 ноября 2016 г. N 524, от 19 декабря 2016 г. N 562, от 25 января 2017 г. N 29, от 15 февраля 2017 г. N 65, от 13 апреля 2017 г. N 186, от 30 мая 2017 г. N 265, от 21 июня 2017 г. N 288, от 1 августа 2017 г. N 363, от 25 сентября 2017 г. N 459, от 20 ноября 2017 г. N 542, от 8 декабря 2017 г. N 582, от 19 января 2018 г. N 19, от 20 февраля 2018 г. N 69, от 9 июля 2018 г. N 316, от 22 августа 2018 г. N 396, от 25 сентября 2018 г. N 448, от 29 ноября 2018 г. N 560, от 28 декабря 2018 г. N 662, от 25 января 2019 г. N 5, от 14 марта 2019 г. N 110, от 13 мая 2019 г. N 269, от 13 июня 2019 г. N 324, от 4 июля 2019 г. N 371, от 5 сентября 2019 г. N 507, от 25 сентября 2019 г. N 557, от 30 октября 2019 г. N 610, от 13 ноября 2019 г. N 642, от 4 декабря 2019 г. N 674, от 17 декабря 2019 г. N 724, от 19 марта 2020 г. N 117, от 30 марта 2020 г. N 150, от 15 мая 2020 г. N 312, от 23 июня 2020 г. N 407, от 31 августа 2020 г. N 581, от 25 сентября 2020 г. N 653, от 27 октября 2020 г. N 731, от 20 ноября 2020 г. N 776, от 10 декабря 2020 г. N 838, от 12 февраля 2021 г. N 77, от 27 мая 2021 г. N 328, от 24 июня 2021 г. N 404, от 16 июля 2021 г. N 489, от 26 августа 2021 г. N 629, от 22 сентября 2021 г. N 722, от 24 сентября 2021 г. N 731, от 8 октября 2021 г. N 784, от 18 октября 2021 г. N 806, от 25 октября 2021 г. N 829, от 25 ноября 2021 г. N 929, от 6 декабря 2021 г. N 963, от 16 декабря 2021 г. N 1027, от 24 декабря 2021 г. N 1084, от 4 февраля 2022 г. N 123, от 4 марта 2022 г. N 208, от 25 марта 2022 г. N 289, от 26 августа 2022 г. N 868, от 30 августа 2022 г. N 876, от 19 сентября 2022 г. N 932, от 26 сентября 2022 г. N 967, от 28 октября 2022 г. N 1049, от 28 декабря 2022 г. N 1326, от 22 февраля 2023 г. N 174, от 11 апреля 2023 г. N 337, от 18 мая 2023 г. N 453, от 19 июня 2023 г. N 544.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 22 сентября 2023 г. N 791



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 26.01.2024 N 34, от 28.02.2024 N 125, от 22.03.2024 N 202)




1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Амурской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения области, а также развитие лесного хозяйства в Амурской области"



1.1. Оценка текущего состояния гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, осуществление поиска и спасание людей на водных объектах области


Территория Амурской области подвержена рискам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате опасных климатических явлений: весеннее половодье, паводки, продолжительные осадки, сильный ветер, снегопады, засухи, лесные пожары, крайне низкие температуры, землетрясения и так далее.


Большая часть территории Амурской области расположена в зоне сейсмической опасности с максимальной интенсивностью сотрясений 7 - 9 баллов.


Опасность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций для населения и окружающей среды Амурской области обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве области большого количества объектов экономики, использующих в производстве химические, взрывчатые и взрывопожароопасные материалы (на большинстве предприятий, продолжающих производственную деятельность, имеет место высокая степень износа основных производственных фондов (на 50 - 60%), не осуществляется модернизация оборудования, переносятся сроки ремонтных и профилактических работ, наблюдается падение производственной и технологической дисциплины).


За последние 5 лет на территории Амурской области произошло 3 чрезвычайных ситуации природного характера с введением федерального (межрегионального) уровня реагирования. В зоне чрезвычайных ситуаций за указанный период находилось 150 населенных пунктов на территории 26 муниципальных образований Амурской области. В 2022 году впервые за 80 лет наблюдений с паводками и подтоплением населенных пунктов столкнулись администрации города Тында и Тындинского муниципального округа. Всего пострадало 2483 жилых дома, 12566 приусадебных участков, 36 социально значимых объектов. Общий ущерб составил около 25,5 млрд. рублей.


На территории Амурской области расположен 571 населенный пункт, подверженный угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.


Основными причинами пожаров в Амурской области является неосторожное обращение с огнем - более 50% от общего количества пожаров, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, правил устройства и эксплуатации печей - более 17%.


За последние 5 лет в Амурской области зарегистрирован 22971 пожар. Пожарами нанесен прямой материальный ущерб в размере 673,3 млн. рублей. Ими уничтожено 1416 и повреждено 5088 строений, уничтожено 540 и повреждено 685 единиц автотранспортной техники, уничтожено 27556 тонн грубых кормов, 1686 голов сельскохозяйственных животных. При пожарах погибло 385 человек, из них 6 детей, травмировано 339 человек. Ежемесячно в среднем по области регистрируется 383 пожара, или 12,6 пожаров в сутки.


В настоящее время на территории Амурской области дислоцируется 31 пожарная часть противопожарной службы Амурской области, создано 85 пожарных постов. При этом отмечается их недостаточная оснащенность новой техникой и современными средствами пожаротушения. В отдельных случаях износ пожарных автомобилей составляет более 70%, что не может не повлиять на боеготовность пожарных подразделений.


Данный факт ограничивает возможность ликвидации пожаров в кратчайшие сроки, что влияет на увеличение материальных потерь от пожаров и количества людей, погибших при пожарах.


На сегодняшний день на вооружении подразделений противопожарной службы Амурской области имеется 191 единица пожарной техники из 267 необходимых. Основная часть техники отработала более 15 лет и требует капитального ремонта или списания как выработавшая свой ресурс.


Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.


В 2022 году достигнуты следующие результаты:


1) увеличено отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на 139,5%;


2) обеспечено применение дополнительных технических средств обнаружения лесных пожаров (49 аппаратно-программных комплексов, установленных на мачтах сотовых операторов);


3) обеспечено значение показателя средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), на 50 тыс. гектаров земель лесного фонда на уровне 0,02;


4) проведены в установленные сроки проверки готовности лесопожарных формирований Амурской области к пожароопасному сезону, разработаны, согласованы и утверждены планы тушения лесных пожаров в лесничествах и сводный план тушения лесных пожаров на территории Амурской области;


5) выращен посадочный материал в количестве 13,5 млн. штук, в том числе с закрытой корневой системой - 2,3 млн. штук;


6) лесопожарные формирования Амурской области, выполняющие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, оснащены необходимой специализированной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в количестве 280 единиц;


7) осуществлен федеральный государственный лесной контроль (надзор) государственными лесными инспекторами численностью 189 человек.


Наиболее значимыми факторами недостижения показателей по лесному направлению в 2022 году являлись:


1) расторжение договоров аренды, ликвидация организаций, неисполнение договорных обязательств, отсутствие сформированных лесных участков для выставления на лесные аукционы, давность лесоустройства свыше 25 лет;


2) слабая заселенность территории и недостаточно развитая дорожная сеть;


3) давность материалов лесоустройства, что не позволяет в полной мере вести интенсивное и рациональное лесопользование, обеспечивать проектирование лесных участков на основании актуальных данных таксации лесов, недостаточная транспортная доступность не вовлеченных в хозяйственный оборот лесных ресурсов, ужесточение фитосанитарных требований в отношении круглых лесоматериалов, ввозимых на территорию Китайской Народной Республики.



1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики Амурской области в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах области определены в федеральных и областных нормативных правовых актах.


Плановые мероприятия по защите населения Амурской области от чрезвычайных ситуаций и других опасных явлений будут осуществляться по следующим основным направлениям:


1) повышение уровня защиты населенных пунктов Амурской области от пожаров;


2) повышение уровня обеспечения готовности системы гражданской обороны к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории области от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


3) повышение качества организации и выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлению поиска и спасания людей на водных объектах Амурской области;


4) обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»