Правительство Российской Федерации и Правительство Сирийской Арабской Республики, в дальнейшем именуемые Сторонами,
исходя из того, что нарушение таможенного законодательства наносит ущерб экономическим, социальным и культурным интересам государств Сторон,
принимая во внимание важность обеспечения точного исчисления и сбора таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета, ограничения и контроля в отношении ввоза и вывоза товаров,
признавая необходимость международного сотрудничества в делах, связанных с применением таможенного законодательства государств Сторон,
будучи убежденными в том, что усилия по предотвращению таможенных правонарушений будут более эффективными благодаря сотрудничеству таможенных служб государств Сторон,
принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров представляет опасность для здоровья граждан и общества,
учитывая положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года,
принимая во внимание рекомендацию Совета таможенного сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 года,
согласились о нижеследующем:
Определения понятий
1. Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
"запрашиваемая таможенная служба" - таможенная служба, которая получает запрос о помощи в таможенных делах на основании настоящего Соглашения и (или) которая оказывает такую помощь;
"запрашивающая таможенная служба" - таможенная служба, которая направляет запрос о помощи в таможенных делах на основании настоящего Соглашения и (или) которая получает такую помощь;
"информация" - любые сведения, документы, отчеты, доклады, их заверенные копии или любые другие сообщения, переданные в любой форме;
"контролируемая поставка" - метод, при котором допускается вывоз с территории государства Стороны, ввоз на территорию государства Стороны незаконных или вызывающих подозрение наркотических средств, психотропных веществ или заменяющих их веществ и других незаконно перемещаемых товаров с ведома и под контролем компетентных органов государств Сторон в целях выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и других незаконно перемещаемых товаров;
"лицо" - любое физическое или юридическое лицо;
"наркотическое средство" - любое вещество природного или синтетического происхождения, включенное в списки Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года;
"прекурсоры" - контролируемые химические вещества, используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, включенные в таблицы I и II приложения к Конвенции ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года;
"психотропное вещество" - любое вещество, природное или синтетическое, либо любой природный материал, включенные в списки Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года;
"таможенная служба":
в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба;
в Сирийской Арабской Республике - Главное таможенное управление;
"таможенное законодательство" - совокупность международных договоров, законов и подзаконных актов государств Сторон, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенные службы, а также любых правовых актов, издаваемых таможенными службами в пределах их компетенции, касающихся перемещения товаров через таможенную границу, их хранения, помещения товаров под таможенные процедуры;
"таможенное правонарушение" - любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства.
2. В случае передачи полномочий по реализации настоящего Соглашения другому органу или изменения наименования таможенной службы своего государства каждая Сторона незамедлительно информирует об этом по дипломатическим каналам другую Сторону.
Сфера действия
1. Стороны через таможенные службы своих государств в соответствии с положениями настоящего Соглашения:
а) принимают меры по облегчению и ускорению перемещения товаров между территориями государств Сторон;
б) оказывают взаимное содействие в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений;
в) обмениваются информацией, которая может помочь в обеспечении надлежащего применения таможенного законодательства, взимании таможенных платежей, включая информацию, способствующую точному определению классификации товаров, их таможенной стоимости и происхождения;
г) осуществляют сотрудничество в области исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных усилий;
д) стремятся к гармонизации и унификации своих таможенных систем, усовершенствованию таможенных технологий.
2. Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются их государства, в том числе договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам.
Формы сотрудничества и взаимной помощи
1. Таможенные службы по собственной инициативе или на основании запроса о помощи в таможенных делах, представляемого в соответствии с настоящим Соглашением (далее - запрос), передают друг другу информацию, необходимую для обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и содействия в точном исчислении и взимании таможенных платежей, а также обмениваются информацией относительно:
а) новых методов борьбы с таможенными правонарушениями, которые показали свою эффективность;
б) новых направлений, средств и методов, используемых при совершении таможенных правонарушений;
в) результатов успешного применения новых средств и методов совершения таможенных правонарушений;
г) технологий и методов совершения таможенных операций.
2. Таможенные службы, если это не противоречит законодательству каждого из государств Сторон, также сотрудничают в целях:
а) создания, разработки и улучшения программ обучения своих сотрудников;
б) организации и поддержания каналов связи друг с другом в целях содействия безопасному и оперативному обмену информацией;
в) осуществления эффективного взаимодействия, включая обмен визитами должностных лиц и назначение офицеров связи;
г) изучения и тестирования нового оборудования и процедур.
3. Взаимная помощь в рамках настоящего Соглашения оказывается в соответствии с законодательством государства запрашиваемой таможенной службы в пределах ее компетенции и возможностей.
4. В случае если запрашиваемая таможенная служба не располагает запрашиваемой информацией, она принимает меры к получению этой информации в соответствии с законодательством своего государства, действуя от собственного имени.
5. Исполнение настоящего Соглашения не должно нарушать законодательство каждого из государств Сторон.
Техническая помощь
Таможенные службы оказывают друг другу техническую помощь в таможенной сфере, включая:
а) обмен визитами должностных лиц таможенных служб в целях ознакомления с таможенными технологиями, используемыми таможенными службами;
б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков должностных лиц таможенных служб;
в) обмен информацией и опытом по использованию технических средств таможенного контроля;
г) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями относительно правил и процедур таможенного законодательства.
Обмен информацией
1. Таможенная служба государства одной Стороны по собственной инициативе или на основании запроса предоставляет таможенной службе государства другой Стороны информацию о лицах, текущая, завершенная или планируемая деятельность которых привела, приводит или может привести к совершению таможенного правонарушения на территории государства этой другой Стороны.
2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть передана в письменной форме или в электронном виде. Одновременно должны быть переданы все сопутствующие материалы и заверенные копии документов, необходимые для толкования и использования этой информации.
3. Оригиналы документов могут быть запрошены лишь в случае, если их заверенных копий недостаточно. Оригиналы документов должны быть возвращены предоставившей их таможенной службе незамедлительно.
Форма и содержание запроса
1. Запрос направляется в письменной форме с приложением документов, необходимых для его выполнения. В случаях, не терпящих отлагательства, может быть принят запрос в электронном виде, однако он должен быть незамедлительно подтвержден официально в письменной форме.
2. Запрос, представляемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должен содержать следующую информацию:
а) наименование запрашивающей таможенной службы;
б) вид разбирательства и запрашиваемое действие;
в) цель и причина запроса;
г) нормативные правовые акты, имеющие отношение к делу;
д) возможно более точные и исчерпывающие сведения о лицах, являющихся объектом расследования;
е) краткое описание обстоятельств, имеющих отношение к делу.
3. Запрос оформляется на английском языке.
4. В случае если запрос не отвечает предусмотренным настоящей статьей требованиям, могут быть затребованы его дополнение или уточнение, однако это не препятствует проведению в отношении такого запроса предварительной работы.
5. Запрос исполняется в срок, не превышающий 2 месяцев со дня его получения.
6. В случае если необходимо срочное получение информации по запросу, в запросе указываются причины и желательный срок исполнения.
Выполнение запроса
В случае если запрашиваемая таможенная служба не располагает запрашиваемой информацией, она имеет право в соответствии с законодательством своего государства:
а) инициировать расследование для получения подобной информации;
б) направить запрос в соответствующий государственный орган.
Особые случаи оказания взаимной помощи
1. Таможенные службы по собственной инициативе или на основании запроса предоставляют друг другу следующую информацию:
а) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей таможенной службы, законно вывезены с территории государства запрашиваемой таможенной службы;
б) были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей таможенной службы, законно ввезены на территорию государства запрашиваемой таможенной службы;
в) под какую таможенную процедуру были помещены данные товары.
2. Таможенные службы по собственной инициативе или на основании запроса в соответствии с законодательством своих государств осуществляют наблюдение:
а) за лицами, совершившими или подозреваемыми в совершении таможенных правонарушений в государстве запрашивающей таможенной службы, а также за въездом этих лиц на таможенную территорию государства запрашиваемой таможенной службы и выездом с нее;
б) за местами, находящимися на территории государства запрашивающей таможенной службы и используемыми для хранения товаров, известных или подозреваемых в использовании в качестве предметов таможенных правонарушений;