Недействующий

О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"



Проект федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2017 года действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", частей 20-22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, а также части 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющих соответственно порядок индексации социальных пенсий, порядок ежегодного увеличения и установления стоимости одного пенсионного коэффициента, порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также порядок ежегодной корректировки (увеличения) размера страховой пенсии.

Приостановление действия указанных норм связано с принятым в Правительстве Российской Федерации решением об индексации пенсий в меньшем размере (4 процента).

Согласно действующему законодательству стоимость одного пенсионного коэффициента, размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 февраля увеличиваются на индекс роста потребительских цен за прошедший год, индексация социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится с 1 апреля с учетом темпа роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за предыдущий год.

Индексация с 1 апреля 2016 года социальных пенсий позволит повысить уровень пенсионного обеспечения свыше 3,9 млн. пенсионеров, из которых свыше 3,1 млн. человек - получатели социальных пенсий. В результате средний размер социальной пенсии увеличится на 333 рубля и составит 8646 рублей. Расходы федерального бюджета на индексацию социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе дополнительного ежемесячного материального обеспечения, составят 12,4 млрд. рублей.

Страховые пенсии будут увеличены с 1 февраля 2016 года путем повышения стоимости одного пенсионного коэффициента до 74,27 рубля, а также увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии до 4558,93 рубля. Средний размер страховой пенсии увеличится на 490 рублей и составит 12603 рубля.

Расходы на повышение страховых пенсий с 1 февраля 2016 года составят 215,4 млрд. рублей, в том числе расходы федерального бюджета на валоризацию расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц - 24,8 млрд. рублей.

Реализация законопроекта позволит повысить уровень пенсионного обеспечения всех получателей страховой пенсии (около 39,5 млн. человек), а также около 0,69 млн. военных пенсионеров, получающих наряду с пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней).

Во втором полугодии 2016 года размеры социальных пенсий, стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии могут быть увеличены исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе их исполнения в первом полугодии 2016 года в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" и будут установлены отдельным федеральным законом.

Поскольку работающие пенсионеры имеют источник для покрытия инфляционных издержек в виде заработной платы, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном без учета предусмотренных частями 6 и 7 статьи 16 и частью 10 статьи 18 Федерального закона корректировок (индексаций), имевших место в период осуществления им работы и (или) иной деятельности.

Законопроектом предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим работу и (или) иную деятельность, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом предусмотренных частями 6 и 7 статьи 16 и частью 10 статьи 18 Федерального закона корректировок (индексаций), имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности на основании сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или представленных пенсионером.

Повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии будут выплачиваются в размере, определенном в процентном отношении к размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемому на день установления повышения (повышений).

Решение о выплате страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится на основании сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета или сведений представленных пенсионерами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет категории пенсионеров в зависимости от факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности и определяет подлежащие к выплате им суммы.

Определенные в указанном порядке суммы страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в месяце, следующем за месяцем, в котором было произведено соответствующее уточнение.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающие введение ежемесячной упрощенной отчетности работодателей о работающих у них застрахованных лицах.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере социального страхования (пенсионного обеспечения).




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ГосДумы России
www.duma.gov.ru
по состоянию на 26.10.2015