Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. В самом общем виде принцип рассматривается как основное положение, начало, основополагающий закон, лежащий в основе какого-либо процесса. Применительно к рассматриваемой сфере правоотношений принцип выступает в качестве основополагающего начала, определяющего основы государственной политики и государственного регулирования в сфере образования. Его можно рассматривать и в качестве руководящего положения, основного правила деятельности в сфере образования.


Принципы призваны определить особенности государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования с учетом условий реальности и требований международного законодательства.

Принципы государственной политики в области образования выступают в качестве основных положений, на которых базируется деятельность государства в области образования. Автономность большинства образовательных учреждений, т.е. предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников свидетельствует о том, что деятельность государства ориентирована в большинстве своем лишь на определение таких основных направлений.

1.1. Признание приоритетности образования ориентировано на сохранение общего уровня грамотности населения, развитие национальной культуры. В первую очередь, реализация данного принципа базируется на нормах Конституции РФ, которая, с одной стороны, позиционирует российское государство в качестве социального, политика которого направлена на интересы его граждан, а также иных лиц, пребывающих на территории РФ, с другой стороны, на конституционном праве каждого на образование. Закрепление указанных аспектов в рамках предписаний Основного закона государства свидетельствует об их приоритетном значении для государства. Следует заметить, что указанные нормы основаны на предписаниях международных актов, подчеркивающих, что образование относится к общечеловеческим ценностям, а его уровень должен поддерживаться и развиваться каждым государством мирового сообщества. В этой связи государство разрабатывает и реализует ряд специальных программ повышения уровня грамотности населения, расширения круга субъектов, получающих высшее образование, и т.п.


Регламентируя основные принципы государственной политики в сфере образования, комментируемый закон объединяет в рамках своих предписаний как всеобщие, так и отраслевые и межотраслевые принципы. Всеобщие принципы охватывают своим регулированием большинство правоотношений, возникающих в государстве. Межотраслевые принципы ориентированы на несколько смежных отраслей права и носят более ограниченный характер своего регулирования. Учитывая особенности образовательного процесса, межотраслевые принципы в данной сфере применяются в меньшей степени. Отраслевые принципы призваны отражать специфику отдельной отрасли правового регулирования и распространяют свое действие исключительно на общественные отношения, составляющие ее предмет.

1.2. В рамках регулирования комментируемой нормы наибольший интерес представляют собой отраслевые принципы, отражающие особенности реализации образовательной деятельности и получения образовательных услуг заинтересованными субъектами. Однако, наряду со специальными принципами, комментируемый закон уделяет значительное внимание и всеобщим, например, обеспечению права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Указанное положение представляет собой ни что иное, как трансформацию общего конституционного положения, гарантирующего право на образование каждому человеку, независимо от наличия или отсутствия у него российского гражданства. При этом также следует учитывать, что Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, а соответственно и право на образование, в качестве высшей ценности в государстве.


Таким образом, роль государства сводится к обеспечению возможности реализации предоставленного субъектам права, независимо от каких-либо личностных качеств и свойств человека. Реализация всеобщего права на образование исключает возможность дискриминации по признаку пола, расы, национальности и иным критериям. Единственным основанием отказа в предоставлении образовательной услуги может выступать несоответствие абитуриента требованиям образовательной организации, например, низкий результат вступительного испытания. Необоснованный отказ в предоставлении образовательных услуг недопустим и может быть предметом судебного разбирательства.

Следует отметить, что рассматриваемый принцип предполагает, в свою очередь, и необходимость обеспечения соответствующих условий для образовательного процесса.

Например, определением Приморского краевого суда от 13 мая 2014 года по делу N 33-4164 установлено, что иск о возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение комплектов учебников и учебных пособий, учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания, возложить на образовательное учреждение обязанность обеспечить учащихся комплектами учебников и учебных пособий удовлетворен правомерно, так как установлено, что в нарушение действующего законодательства необходимые материалы на бесплатной основе в рамках реализации основных общеобразовательных программ не выдаются в образовательном учреждении.

Еще одним критерием реализации права каждого на образование является наличие доступных образовательных организаций.

Так, апелляционным определением Верховного суда Республики Дагестан от 4 августа 2015 года N 33-3166/2015 удовлетворено требование о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления. Согласно обстоятельствам дела и заявлению истца организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных образовательных учреждений является обязанностью органов местного самоуправления. Решением суда заявленное требование удовлетворено, поскольку отсутствие дошкольных образовательных учреждений, достаточных для предоставления образования детям жителей города, и непринятие со стороны органов местного самоуправления мер к обеспечению конституционной гарантии общедоступности дошкольного образования, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение дошкольного образования.

1.3. Одним из основополагающих принципов в сфере образования является всеобщий принцип гуманизма, т.е. человечности. Прежде всего, под ним следует понимать признание человека как личности, его прав и свобод, в том числе и права на образование. Гуманизм выступает в качестве нравственной стороны общества, признающего и уважающего человека как личность, его достоинство. Принцип гуманизма базируется на приоритете человеческой личности.


Применительно к сфере образования данный принцип следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле гуманизм представляет собой человечность, уважение прав и свобод личности. В узком смысле он трансформируется непосредственно в сферу образования и указывает на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, таких как жизнь человека, воспитание ответственности, патриотизма и т.п. Указанная трактовка принципа продиктована непосредственно самой сущностью образовательного процесса, в рамках которого человек превращается в личность, в нем закладываются общие устои, общие правила жизнедеятельности, формируется член общества. В этой связи на всех стадиях и уровнях приоритетными, независимо от программы образования и иных критериев, в полной мере сохраняются общечеловеческие ценности, отсутствие которых нивелирует роль личности в обществе. Общечеловеческие ценности проходят красной нитью сквозь весь образовательный процесс, начиная с дошкольных образовательных организаций и вплоть до высших, а также организаций, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку специалистов.

1.4. Территориальная целостность государства предполагает единство всех происходящих на данной территории процессов. Образовательный процесс не является исключением из этого правила. В этой связи общий принцип единства и целостности распространяется и на образование, трансформируясь в отраслевой, - единство образовательного пространства.


Единство образовательного пространства - это базовое условие существования равенства образовательных возможностей для всех обучающихся, вне зависимости от их языка, культуры, национальности и иных особенностей обучающегося. Территориальное единство фактически закрепляет полисубъектность образования и исключает монополизированный государственный социальный заказ школе. Реализация указанного принципа в значительной степени расширяет круг субъектов, наделенных правом и возможностью удовлетворять свои потребности и реализовывать свои интересы и цели в образовании. Таким образом, в рамках единства образовательного пространства проявляется разнообразие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в рамках многонационального государства. Общие признаки и свойства образовательного процесса не могут выступать в качестве ограничения реализации национальных особенностей отдельных российских народов. В этой связи в национально-территориальных субъектах преподавание в школах ведется на двух языках: государственном (русском) и национальном языке субъекта, например, татарском, башкирском и т.п.

1.5. Создание благоприятных условий для интеграции российской системы образования с системами образования других государств - качественно новый принцип, поскольку длительное время российское образование отличалось своеобразием, характеризовалось рядом особенностей. Однако в настоящее время всеобщая интеграция требует интеграции и от образования. В первую очередь, она проявляется в принятии и практическом внедрении требований международных норм в образовательный процесс государства.


Создание благоприятных условий интеграции предполагает установление связей между структурными компонентами образовательной системы различных государств. Интеграция направлена на преодоление фрагментарности получаемых учащимися знаний, овладение целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей. В условиях постоянного роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается, в связи с чем возникает потребность в международной интеграции, заимствовании различных способов и систем овладения знаниями. Интеграция в образовании ориентирована на:


- личностную направленность обучения;

- формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности;

- приоритет смыслообразующих мотивов в обучении;

- системность в обучении;