ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 26 марта 2015 года 1433-З N 421-V


ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)



Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 26.03.2015 З N 422-V

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон устанавливает основные виды деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, а также содействию участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, на территории Республики Саха (Якутия).

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка").

 Статья 3. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), правовые акты органов местного самоуправления.

 Статья 4. Деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка


1. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия):

1) оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, в пределах своих полномочий;

2) определяют порядок создания и деятельности республиканского координирующего органа (штаба) народных дружин;

3) могут осуществлять за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин, материальное стимулирование деятельности народных дружинников, в том числе вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших;

4) могут устанавливать за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка;

5) осуществляют организацию проведения республиканского конкурса "Лучшая народная дружина по охране общественного порядка", положение о котором утверждается решением Правительства Республики Саха (Якутия);

6) решают иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

2. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах, общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Порядок размещения исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) информации, указанной в настоящей части, и порядок направления рекомендаций исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, для решения вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов определяются решением Правительства Республики Саха (Якутия).

 Статья 5. Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка


1. Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

2. В целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, органы местного самоуправления размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.

Порядок размещения органами местного самоуправления информации, указанной в настоящей части, и порядок направления рекомендаций органов местного самоуправления гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, для решения вопросов формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска, иных вопросов.

3. Представительные органы муниципальных образований устанавливают границы территорий, на которых могут быть созданы народные дружины.

4. Органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

5. Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников, предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территорий муниципальных образований, а также осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов их семей, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Саха (Якутия).

Порядок предоставления органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций определяется муниципальными правовыми актами.

 Статья 6. Социальные гарантии гражданам, участвующим в охране общественного порядка, и формы их поощрения


1. За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в охране общественного порядка, могут в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) представляться к награждению государственными наградами.

2. За счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) гражданам, участвующим в охране общественного порядка на территории Республики Саха (Якутия), устанавливаются следующие социальные гарантии:

1) в случае гибели в связи с участием в охране общественного порядка семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 1 миллиона рублей;

2) при причинении в связи с участием в охране общественного порядка тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере 500 тысяч рублей, а также компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 250 тысяч рублей;

3) при причинении в связи с участием в охране общественного порядка иного вреда здоровью пострадавшему компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 150 тысяч рублей;

4) при причинении ущерба имуществу в связи с участием в охране общественного порядка пострадавшему возмещается стоимость причиненного ущерба, но не свыше 250 тысяч рублей.

3. Порядок выплаты единовременных пособий, компенсаций на лечение, возмещения причиненного имуществу ущерба, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и порядок взыскания указанных сумм с виновных лиц устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).

 Статья 7. Координация деятельности народных дружин


1. Координирующие органы (штабы) народных дружин (далее - координирующий орган) создаются решениями Правительства Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин.

2. Положение о республиканском координирующем органе и его состав утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).

В состав республиканского координирующего органа могут входить представители исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, общественных объединений правоохранительной направленности, органов местного самоуправления, народных дружин и при необходимости иные лица.

3. Положение о координирующем органе в муниципальном образовании и его состав утверждаются правовым актом муниципального образования, принявшего решение о создании координирующего органа.

4. Координирующий орган возглавляет должностное лицо органа, принявшего решение о создании координирующего органа.

5. Координирующий орган:

1) организует взаимодействие народных дружин с исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, общественными объединениями правоохранительной направленности, органами местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка;

2) проводит организационную работу по созданию в муниципальных образованиях народных дружин, организует учебу командиров народных дружин, обобщает и распространяет положительный опыт работы, выявляет проблемы, возникающие в процессе их деятельности, вырабатывает предложения по решению указанных проблем;

3) привлекает к своей работе представителей заинтересованных органов, организаций и других специалистов;

4) организует работу по разработке образцов отличительной символики народных дружинников в Республике Саха (Якутия);

5) отчитывается о своей работе перед органом, принявшим решение о создании координирующего органа.

6. Материально-техническое обеспечение деятельности координирующего органа осуществляется органом, принявшим решение о создании координирующего органа.

 Статья 8. Удостоверение и отличительная символика народных дружинников


1. Гражданину, принятому в народную дружину, выдается удостоверение народного дружинника, подтверждающего его статус и членство в народной дружине.

Удостоверение народного дружинника изготавливается по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Выдача удостоверения народного дружинника производится в порядке согласно приложению 2 к настоящему Закону.

При прекращении членства в народной дружине или по истечении срока действия удостоверения народного дружинника оно подлежит сдаче командиру народной дружины.

2. К отличительной символике народного дружинника относится специальный сигнальный жилет-накидка повышенной видимости.

3. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка, кроме случаев, установленных федеральным законом, должны иметь при себе удостоверение народного дружинника и использовать отличительную символику народного дружинника.

 Статья 9. Региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности


1. Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности в Республике Саха (Якутия) подлежат включению в региональный реестр.

2. Региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности ведет Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 10. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия)


Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 1996 года З N 145-I "Об участии населения в охране правопорядка";

2) Закон Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2003 года 62-З N 127-III "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об участии населения в охране общественного правопорядка";

3) Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2005 года 260-З N 527-III "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)";

4) Закон Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 531-З N 1065-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)";

5) статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2012 года 1019-З N 929-IV "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)";

6) Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года 1329-З N 213-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)";

7) статью 27 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 года 1336-З N 227-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

8) Закон Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2014 года 1353-З N 261-V "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)".

 Статья 11. Обеспечение принятия нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом


Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления обеспечивают принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, в срок до 1 июня 2015 года.

 Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

     г. Якутск
     26 марта 2015 года
     1433-З N 421-V


Приложение 1
к Закону Республики Саха (Якутия)
"Об участии граждан в охране общественного
порядка на территории Республики Саха (Якутия)"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»