ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2010 года N 171

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.

2. Органам исполнительной власти Калужской области:

2.1. Рассмотреть рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, изложенные в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.

2.2. Включать Уполномоченного по правам человека в Калужской области (по согласованию) в состав рабочих групп по разработке нормативных правовых актов по вопросам реализации и соблюдения прав граждан, вносимых на рассмотрение в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области.

3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области рассмотреть рекомендации, содержащиеся в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов






Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 4 мая 2010 года N 171

ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ

Шестой ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области (далее - Уполномоченный, доклад) за 2009 год подготовлен в соответствии со статьей 27 Закона Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области".

Настоящий доклад имеет своей целью привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности Калужской области к существующим проблемам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также способствовать принятию мер по их разрешению.

В основе доклада - анализ обстоятельств, изложенных в жалобах, ходатайствах и других обращениях граждан к Уполномоченному, и выводы, сделанные после их рассмотрения. Кроме того, при подготовке настоящего доклада были использованы сведения, полученные Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе проведения личного приема, "прямых линий", поездок в районы области, посещения организаций, учреждений, мест заключения. Необходимая информация была предоставлена по запросам Уполномоченного органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями. При подготовке доклада анализировались публикации в калужских средствах массовой информации.

В докладе представлены:

- деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области и его аппарата в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года;

- ситуация в регионе с соблюдением прав и свобод человека и гражданина на текущий момент (на основе проведенного мониторинга), обобщенный анализ имеющихся фактов нарушения прав человека на территории Калужской области;

- причины нарушений прав и свобод человека и гражданина различными органами государственной власти и местного самоуправления Калужской области;

- рекомендации Уполномоченного по устранению имеющихся нарушений прав и свобод.

Рекомендации, адресованные конкретным органам и должностным лицам, являются важной составляющей настоящего доклада. Они направлены на ликвидацию имеющихся нарушений прав граждан, провозглашенных Конституцией Российской Федерации.

Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Калужской области, в Законодательное Собрание Калужской области, органы государственной власти и местного самоуправления Калужской области, а также по принадлежности другим адресатам.

I. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ


Поступившие к Уполномоченному обращения граждан являются важным индикатором состояния соблюдения прав человека в регионе, настроения людей. Изучение обращений, а также их статистический анализ по различным параметрам позволяет определить проблемные точки, требующие решения и особого внимания властей.

Обращения жителей Калужской области к Уполномоченному поступают по различным информационным каналам: по обычной и электронной почте, непосредственной доставкой заявителями, через депутатов, помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях, путем непосредственного общения с гражданами на личных приемах, во время проведения выездных приемов, посещения областных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, мест отбывания наказания и содержания под стражей.

Таблица 1


 Обращения граждан к Уполномоченному за 2005-2009 годы

 Показатели                

 Количество обращений

 граждан         

2005

2006

2007

2008

2009

1. Письменные обращения                   

1275

1207

1644

1605

1661

2. Устные обращения                       

1462

1347

1171

 966

1518

а) принято Уполномоченным на личном приеме

 346

 298

 341

 284

 393

б) принято сотрудниками аппарата на личном

приеме                                    

1116

1049

 830

 682

1125

Всего обращений                           

2737

2554

2815

2571

3179


В 2009 году к Уполномоченному поступило 3179 обращений (+608 к 2008 году), что стало наибольшим количеством за все время работы начиная с 2005 года. Во многом это объясняется активизацией работы Уполномоченного и сотрудников его аппарата в формате выездов в муниципальные образования, развитием сети общественных помощников Уполномоченного на местах, а также текущей экономической ситуацией.


Тематика жалоб граждан


Особого внимания среди поступивших обращений (жалоб, заявлений и предложений) требует рассмотрение жалоб. Основная тематика жалоб граждан к Уполномоченному не меняется вот уже несколько лет (см. таблицу 2).

Больше всего умы жителей региона продолжает будоражить жилищная проблема - 426, или 24,5% от общего числа жалоб (в 2008 году соответственно - 306, или 28,0%). Так что "квартирный вопрос" испортил не только москвичей.

С сожалением приходится констатировать, что предпринимаемые с различных сторон усилия в сфере создания рынка доступного жилья пока не принесли ощутимого результата в ситуации и настроениях граждан.

Второе место занимают жалобы, связанные с получением гражданства Российской Федерации и паспортизацией, - 203, или 11,6% (в 2008 году соответственно - 165, или 15,1%).

На третьем месте продолжают оставаться жалобы по вопросам несогласия с судебным решением (приговором) - 160 жалоб, или 9,2%. Их число за истекший 2009 год выросло на 71.

На четвертом месте - жалобы на нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - 122, или 7,0%. Их число также увеличилось по сравнению с предыдущим годом (55, или 5,0%).

Пятое место занимают жалобы, касающиеся выплаты пенсий и социального обеспечения (льготы, инвалидность и др.), - 115 жалоб, или 6,6%. За год их число выросло (в 2008 году - 76, или 7,0%).

Отрадно отметить, что количество жалоб, связанных с вопросами здравоохранения, продолжает оставаться заметно низким - 31 жалоба, или 1,8% от их общего числа.

Увеличилось число жалоб, касающихся прав детей, с 25 в 2008 году до 93 в 2009 году. В немалой степени это объясняется созданием в аппарате Уполномоченного специализированного отдела по защите прав детей, который активно включился в работу.

Рисунок*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Таблица 2


 Тематика жалоб в 2008-2009 годах

 Тематика жалоб           

 2008       

 2009       

Всего

 В % от

 общего

числа жалоб

Всего

 В % от

 общего

числа жалоб

Предоставление жилья, приватизация

 306  

 28,0

 429

 24,5

Гражданство Российской Федерации и

паспортизация                      

 165  

 15,1

 203

 11,6

Несогласие с судебным решением

(приговором)                       

 89  

 8,1

 160

 9,2

Права потребителей

жилищно-коммунальных услуг         

 55  

 5,0

 122

 7,0

Пенсии и социальное обеспечение

(льготы, инвалидность и др.)       

 76  

 7,0

 115

 6,6

Трудовые права                     

 46  

 4,2

 106

 6,1

Землевладение и землепользование   

 70  

 6,4

 98

 5,6

Права детей                        

 25  

 2,3

 93

 5,3

Права осужденных                   

 66  

 6,0

 89

 5,1

Жалобы на правоохранительные органы

 60  

 5,5

 83

 4,7

Здравоохранение                    

 21  

 1,9

 31

 1,8

Неисполнение постановлений суда    

 25  

 2,3

 26

 1,5

Права военнослужащих и сотрудников

правоохранительных органов         

 1   

 0,1

 6

 0,3

Другие права                       

 86  

 7,9

 187

 10,7

Всего жалоб                        

 1091

 100,0

 1748

 100,0


 Основные адресаты обращений граждан по компетенции


Для разрешения возникающих проблем необходимо представлять, в компетенции каких именно органов власти находятся ресурсы для их решения. В табл. 3 обращения граждан к Уполномоченному структурированы по компетенции органов власти различного уровня.

Обращения граждан к Уполномоченному по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов государственной власти, продолжают составлять наибольшее количество от всех поступивших обращений - 1156, или 36,4%. Во многом это объясняется недовольством граждан действующей системой федерального законодательства, социального обеспечения, недостаточным уровнем предоставляемых государством льгот, и невыполнением им своих обязательств.

Действия органов местного самоуправления Калужской области также не всегда находят понимание у населения региона. Число обращений, связанных с действием (бездействием) муниципалитетов, увеличилось и составило 696, или 21,9% от общего числа всех обращений.

Как и в предыдущие годы, наименьшее число обращений к Уполномоченному связано с действиями органов государственной власти Калужской области - 170, или 5,3% от общего числа обращений. Это свидетельствует о достаточно успешной деятельности областных властей. Хотя следует отметить, что с прошлого года данный статистический показатель несколько увеличился как в количественном (со 117 в 2008 году до 170 в 2009 году), так и в процентном отношении (с 4,5% до 5,3%).

Существенно выросло количество поступивших обращений, связанных с деятельностью других организаций, не являющихся органами власти: с 794 (30,9%) в 2008 году до 1157 (36,4%) в 2009 году. В основном они касались вопросов трудового права (невыплата зарплаты, увольнения), сферы жилищно-коммунальных услуг.

Таблица 3


Основные адресаты обращений по компетенции

 Статус органа, в

 компетенции которого

находится решение вопроса

 2008         

 2009         

Количество

обращений

% от общего

числа всех

 обращений

Количество

обращений

% от общего

числа всех

 обращений

Федеральные органы

государственной власти    

 1035

 40,2

 1156

 36,4

Органы государственной

власти Калужской области  

 117

 4,5

 170

 5,3

Органы местного

самоуправления Калужской

области                   

 625

 24,3

 696

 21,9

Другие организации и лица,

не являющиеся органами

власти                    

 794

 30,9

 1157

 36,4

Итого                     

 2571

 -   

 3179

 -   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»