ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 года N 171
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.
2. Органам исполнительной власти Калужской области:
2.1. Рассмотреть рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, изложенные в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.
2.2. Включать Уполномоченного по правам человека в Калужской области (по согласованию) в состав рабочих групп по разработке нормативных правовых актов по вопросам реализации и соблюдения прав граждан, вносимых на рассмотрение в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области.
3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области рассмотреть рекомендации, содержащиеся в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2009 году.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
Шестой ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области (далее - Уполномоченный, доклад) за 2009 год подготовлен в соответствии со статьей 27 Закона Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области".
Настоящий доклад имеет своей целью привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности Калужской области к существующим проблемам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также способствовать принятию мер по их разрешению.
В основе доклада - анализ обстоятельств, изложенных в жалобах, ходатайствах и других обращениях граждан к Уполномоченному, и выводы, сделанные после их рассмотрения. Кроме того, при подготовке настоящего доклада были использованы сведения, полученные Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе проведения личного приема, "прямых линий", поездок в районы области, посещения организаций, учреждений, мест заключения. Необходимая информация была предоставлена по запросам Уполномоченного органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями. При подготовке доклада анализировались публикации в калужских средствах массовой информации.
В докладе представлены:
- деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области и его аппарата в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года;
- ситуация в регионе с соблюдением прав и свобод человека и гражданина на текущий момент (на основе проведенного мониторинга), обобщенный анализ имеющихся фактов нарушения прав человека на территории Калужской области;
- причины нарушений прав и свобод человека и гражданина различными органами государственной власти и местного самоуправления Калужской области;
- рекомендации Уполномоченного по устранению имеющихся нарушений прав и свобод.
Рекомендации, адресованные конкретным органам и должностным лицам, являются важной составляющей настоящего доклада. Они направлены на ликвидацию имеющихся нарушений прав граждан, провозглашенных Конституцией Российской Федерации.
Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Калужской области, в Законодательное Собрание Калужской области, органы государственной власти и местного самоуправления Калужской области, а также по принадлежности другим адресатам.
Поступившие к Уполномоченному обращения граждан являются важным индикатором состояния соблюдения прав человека в регионе, настроения людей. Изучение обращений, а также их статистический анализ по различным параметрам позволяет определить проблемные точки, требующие решения и особого внимания властей.
Обращения жителей Калужской области к Уполномоченному поступают по различным информационным каналам: по обычной и электронной почте, непосредственной доставкой заявителями, через депутатов, помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях, путем непосредственного общения с гражданами на личных приемах, во время проведения выездных приемов, посещения областных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, мест отбывания наказания и содержания под стражей.
Обращения граждан к Уполномоченному за 2005-2009 годы
Показатели | Количество обращений граждан | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
1. Письменные обращения | 1275 | 1207 | 1644 | 1605 | 1661 |
2. Устные обращения | 1462 | 1347 | 1171 | 966 | 1518 |
а) принято Уполномоченным на личном приеме | 346 | 298 | 341 | 284 | 393 |
б) принято сотрудниками аппарата на личном приеме | 1116 | 1049 | 830 | 682 | 1125 |
Всего обращений | 2737 | 2554 | 2815 | 2571 | 3179 |
В 2009 году к Уполномоченному поступило 3179 обращений (+608 к 2008 году), что стало наибольшим количеством за все время работы начиная с 2005 года. Во многом это объясняется активизацией работы Уполномоченного и сотрудников его аппарата в формате выездов в муниципальные образования, развитием сети общественных помощников Уполномоченного на местах, а также текущей экономической ситуацией.
Особого внимания среди поступивших обращений (жалоб, заявлений и предложений) требует рассмотрение жалоб. Основная тематика жалоб граждан к Уполномоченному не меняется вот уже несколько лет (см. таблицу 2).
Больше всего умы жителей региона продолжает будоражить жилищная проблема - 426, или 24,5% от общего числа жалоб (в 2008 году соответственно - 306, или 28,0%). Так что "квартирный вопрос" испортил не только москвичей.
С сожалением приходится констатировать, что предпринимаемые с различных сторон усилия в сфере создания рынка доступного жилья пока не принесли ощутимого результата в ситуации и настроениях граждан.
Второе место занимают жалобы, связанные с получением гражданства Российской Федерации и паспортизацией, - 203, или 11,6% (в 2008 году соответственно - 165, или 15,1%).
На третьем месте продолжают оставаться жалобы по вопросам несогласия с судебным решением (приговором) - 160 жалоб, или 9,2%. Их число за истекший 2009 год выросло на 71.
На четвертом месте - жалобы на нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - 122, или 7,0%. Их число также увеличилось по сравнению с предыдущим годом (55, или 5,0%).
Пятое место занимают жалобы, касающиеся выплаты пенсий и социального обеспечения (льготы, инвалидность и др.), - 115 жалоб, или 6,6%. За год их число выросло (в 2008 году - 76, или 7,0%).
Отрадно отметить, что количество жалоб, связанных с вопросами здравоохранения, продолжает оставаться заметно низким - 31 жалоба, или 1,8% от их общего числа.
Увеличилось число жалоб, касающихся прав детей, с 25 в 2008 году до 93 в 2009 году. В немалой степени это объясняется созданием в аппарате Уполномоченного специализированного отдела по защите прав детей, который активно включился в работу.
Рисунок*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Тематика жалоб в 2008-2009 годах
Тематика жалоб | 2008 | 2009 | ||
Всего | В % от общего числа жалоб | Всего | В % от общего числа жалоб | |
Предоставление жилья, приватизация | 306 | 28,0 | 429 | 24,5 |
Гражданство Российской Федерации и паспортизация | 165 | 15,1 | 203 | 11,6 |
Несогласие с судебным решением (приговором) | 89 | 8,1 | 160 | 9,2 |
Права потребителей жилищно-коммунальных услуг | 55 | 5,0 | 122 | 7,0 |
Пенсии и социальное обеспечение (льготы, инвалидность и др.) | 76 | 7,0 | 115 | 6,6 |
Трудовые права | 46 | 4,2 | 106 | 6,1 |
Землевладение и землепользование | 70 | 6,4 | 98 | 5,6 |
Права детей | 25 | 2,3 | 93 | 5,3 |
Права осужденных | 66 | 6,0 | 89 | 5,1 |
Жалобы на правоохранительные органы | 60 | 5,5 | 83 | 4,7 |
Здравоохранение | 21 | 1,9 | 31 | 1,8 |
Неисполнение постановлений суда | 25 | 2,3 | 26 | 1,5 |
Права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов | 1 | 0,1 | 6 | 0,3 |
Другие права | 86 | 7,9 | 187 | 10,7 |
Всего жалоб | 1091 | 100,0 | 1748 | 100,0 |
Для разрешения возникающих проблем необходимо представлять, в компетенции каких именно органов власти находятся ресурсы для их решения. В табл. 3 обращения граждан к Уполномоченному структурированы по компетенции органов власти различного уровня.
Обращения граждан к Уполномоченному по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов государственной власти, продолжают составлять наибольшее количество от всех поступивших обращений - 1156, или 36,4%. Во многом это объясняется недовольством граждан действующей системой федерального законодательства, социального обеспечения, недостаточным уровнем предоставляемых государством льгот, и невыполнением им своих обязательств.
Действия органов местного самоуправления Калужской области также не всегда находят понимание у населения региона. Число обращений, связанных с действием (бездействием) муниципалитетов, увеличилось и составило 696, или 21,9% от общего числа всех обращений.
Как и в предыдущие годы, наименьшее число обращений к Уполномоченному связано с действиями органов государственной власти Калужской области - 170, или 5,3% от общего числа обращений. Это свидетельствует о достаточно успешной деятельности областных властей. Хотя следует отметить, что с прошлого года данный статистический показатель несколько увеличился как в количественном (со 117 в 2008 году до 170 в 2009 году), так и в процентном отношении (с 4,5% до 5,3%).
Существенно выросло количество поступивших обращений, связанных с деятельностью других организаций, не являющихся органами власти: с 794 (30,9%) в 2008 году до 1157 (36,4%) в 2009 году. В основном они касались вопросов трудового права (невыплата зарплаты, увольнения), сферы жилищно-коммунальных услуг.
Основные адресаты обращений по компетенции
Статус органа, в компетенции которого находится решение вопроса | 2008 | 2009 | ||
Количество обращений | % от общего числа всех обращений | Количество обращений | % от общего числа всех обращений | |
Федеральные органы государственной власти | 1035 | 40,2 | 1156 | 36,4 |
Органы государственной власти Калужской области | 117 | 4,5 | 170 | 5,3 |
Органы местного самоуправления Калужской области | 625 | 24,3 | 696 | 21,9 |
Другие организации и лица, не являющиеся органами власти | 794 | 30,9 | 1157 | 36,4 |
Итого | 2571 | - | 3179 | - |