ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июня 2012 года N 294

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2011 году" (далее - доклад).

2. Органам исполнительной власти Калужской области:

2.1. Рассмотреть рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, изложенные в докладе.

2.2. Включать Уполномоченного по правам человека в Калужской области (по согласованию) в состав рабочих групп по разработке нормативных правовых актов по вопросам реализации и соблюдения прав граждан, вносимых на рассмотрение в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области.

3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области к рассмотрению рекомендации, изложенные в докладе.


Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов






Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 9 июня 2012 года N 294

ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ


Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).

Руководствуясь данными принципами, Уполномоченный по правам человека в Калужской области (далее по тексту - Уполномоченный) в 2011 году, как и прежде, осуществлял деятельность, приоритетными направлениями которой являлись обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, содействие их соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления в Калужской области, а также их должностными лицами.

В прошедшем году в соответствии с Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" решались следующие задачи:

- содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

- содействие совершенствованию законодательства Калужской области в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- содействие совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие осуществлению и совершенствованию правового просвещения в Калужской области;

- информирование жителей Калужской области о положении в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Доклад Уполномоченного за 2011 год основан: на анализе письменных обращений граждан; информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата, в результате посещений ими муниципальных образований Калужской области, образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения, пенитенциарной системы и других организаций; сведений, предоставленных государственными и муниципальными органами и учреждениями, общественными организациями, правозащитниками; материалов семинаров, "круглых столов", научно-практических конференций; публикаций средств массовой информации.

В докладе помимо сведений о деятельности Уполномоченного и его аппарата представлены оценка ситуации, сложившейся с соблюдением прав человека и гражданина в Калужской области, рекомендации органам государственной власти, местного самоуправления Калужской области по обеспечению гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Законом Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Калужской области, в Законодательное Собрание Калужской области, а также в органы государственной власти и местного самоуправления Калужской области, другим заинтересованным адресатам, в средства массовой информации для опубликования.

I. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ


Статистический учет обращений граждан к Уполномоченному и анализ характеристик этих обращений ведутся с первого дня работы Уполномоченного. Анализируя данные статистического учета, можно сделать выводы как о ситуации с соблюдением прав человека в регионе, так и об отдельных аспектах деятельности самого Уполномоченного, проблемных вопросах, волнующих население региона, проблемных местах в работе органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления.

Статистический анализ начинается с представления общей информации об обращениях граждан к Уполномоченному. По-прежнему высокий уровень показателя обращений граждан к Уполномоченному - 3250 человек за год - свидетельствует о том, что региональный институт государственной защиты прав и свобод граждан востребован, и ситуация с соблюдением прав и свобод человека на территории Калужской области требует постоянного внимания.

Снижение количества обращений мы связываем с существенным улучшением социально-экономической обстановки в области. Кроме того, Уполномоченный и специалисты его аппарата, как и в предыдущие годы, продолжили практику выездов в районы области для проведения личных приемов и встреч с гражданами. С 2011 года выезды специалистов осуществлялись не в районные центры, как ранее, а в основном в отдаленные небольшие населенные пункты, куда редко попадают представители региональной власти и правозащитники. И хотя подобные выезды всегда встречали живейшую реакцию со стороны местного населения, в целом количество таких посетителей по вполне естественным причинам меньше, чем в районных центрах. Если в районном центре на прием приходят, как правило, 15-20 человек, то в деревне - 5-6. Понимая необходимость оказывать помощь не только наиболее нуждающимся, но и как можно большему числу граждан, в 2012 году Уполномоченным запланировано посещение как небольших населенных пунктов, так и районных центров.


Таблица 1


 Обращения граждан к Уполномоченному за 2005-2011 годы

 Показатели    

 Количество обращений граждан              

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего обращений

В том числе:     

 2737

 2554

 2815

 2571

 3179

 3598

 3250

1. Письменные

обращения        

 1275

 1132

 1644

 1605

 1661

 1908

 1694

2. Устные

обращения

В том числе:     

 1462

 1347

 13471

 966

 1518

 1690

 1556

а) принято

Уполномоченным на

личном приеме    

 346

 298

 341

 284

 393

 376

 337

б) принято

сотрудниками

аппарата на

личном приеме    

 1116

 1049

 830

 682

 1125

 1314

 1219


 Тематика жалоб граждан


В течение года к Уполномоченному поступают обращения самого различного характера. В одних из них граждане жалуются на действия (бездействие) государственных и муниципальных органов власти, в других просят что-то разъяснить или в чем-то посодействовать, в третьих излагают свои предложения по поводу того, как улучшить работу чиновников, предлагают изменить действующее законодательство для повышения защищенности людей в различных сферах.

Аппарат Уполномоченного ведет статистический учет обращений граждан. В соответствии с действующим законодательством все эти обращения делятся на три категории: жалобы, заявления и предложения. В анализе обращений мы обращаем внимание в первую очередь на жалобы. В них заявители сообщают о том, чем они недовольны в действиях (бездействии) органов государственной власти и местного самоуправления.

В очередной раз с сожалением приходится констатировать, что проблема обеспечения жильем (453 жалобы, или 23,6%) продолжает оставаться на первом месте в череде вопросов, беспокоящих население области. Причем этот вопрос превышает по количеству жалоб по ближайшей к нему проблеме - гражданство и паспортизация, более чем в два раза. Правительство Калужской области в последние годы уделяет самое пристальное внимание вопросу строительства жилья, участвуя в федеральных программах и реализуя свои. Прилагается немало усилий к привлечению застройщиков и снижению цен на жилье. Но коренной перелом в решении проблемы социального жилья пока еще не наступил. Учитывая существенную капиталоемкость проблемы и понимая, что решить ее не так-то просто, мы все же надеемся на существенное улучшение в данном направлении в ближайшие годы.

Также в течение уже нескольких лет второе место в рейтинге проблемных вопросов региона занимают вопросы гражданства и паспортизации (217 жалоб, или 11,3%). Здесь хотелось бы сделать несколько пояснений.

Нередко при разговоре о проблемах гражданства и паспортизации вспоминают прежде всего мигрантов из бывших республик СССР, особенно азиатских республик, вплоть до гастарбайтеров. Хотя именно к последним данные вопросы относятся в меньшей степени, поскольку максимум, что им необходимо, - регистрация для легального оформления на работу, а менять гражданство из них хотят и вовсе единицы.

Основная часть проблем с гражданством и паспортизацией, как это ни парадоксально, возникает у лиц, уже длительное время проживающих на территории региона. У одних - по причине юридической неграмотности или беспечности родителей, вовремя не оформивших документы себе и ребенку, у других - в результате непрофессиональных действий работников ФМС.

Третье и четвертое места в списке жалоб занимают соответственно проблемы соблюдения прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - 209 жалоб (10,9%), пенсионного и социального обеспечения - 165 жалоб (8,6%). Процентное соотношение жалоб по этим темам не изменилось.

Перемещение с пятого места в 2010 году на восьмое в 2011 году количества жалоб по правам детей со 142 (6,4%) до 85 (4,4%), связано не только и не столько с улучшением ситуации с соблюдением прав несовершеннолетних, сколько с созданием самостоятельной службы по защите прав детей - института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. С июня 2011 года в значительной части поток жалоб по правам детей переместился к нашим коллегам.

Среди существенных изменений можно отметить сокращение количества жалоб по вопросам прав осужденных (почти в два раза, со 127 до 57). Надеемся, что это действительно свидетельствует о начавшихся улучшениях в сфере исполнения наказаний.

В то же время отметим рост числа жалоб по вопросам землевладения и землепользования - со 124 до 139 (с 5,6 до 7,2%), занявших шестое место.

В остальной части рейтинга распределение проблемных вопросов, отражаемых в жалобах граждан, существенно не изменилось.


Рисунок 1


 Тематика жалоб в 2009-2011 годах*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Таблица 2


 Тематика жалоб в 2010-2011 годах

 Тематика жалоб          

 2010       

 2011       

Всего

 в % от

 общего

числа жалоб

Всего

 В % от

 общего

числа жалоб

 1                 

 2  

 3     

 4  

 5     

Всего жалоб

В том числе:                      

 2221

 100,0

 1922

 100,0

1

Предоставление жилья, приватизация

 520

 23,4

 453

 23,6

2

Гражданство Российской Федерации и

паспортизация                     

 257

 11,6

 217

 11,3

3

Права потребителей

жилищно-коммунальных услуг        

 227

 10,2

 209

 10,9

4

Пенсии и социальное обеспечение

(льготы, инвалидность и др.)      

 193

 8,7

 165

 8,6

5

Несогласие с судебным решением

(приговором)                      

 135

 6,1

 145

 7,5

6

Землевладение и землепользование  

 124

 5,6

 139

 7,2

7

Жалобы на правоохранительные

органы                            

 88

 4,0

 99

 5,2

8

Права детей                       

 142

 6,4

 85

 4,4

9

Трудовые права                    

 97

 4,4

 70

 3,6

10

Права осужденных                  

 127

 5,7

 57

 3,0

11

Неисполнение постановлений суда   

 32

 1,4

 47

 2,4

12

Здравоохранение                   

 38

 1,7

 39

 2,0

13

Градостроительство и архитектура  

 40

 1,8

 31

 1,6

14

Права военнослужащих и сотрудников

правоохранительных органов        

 2

 0,1

 2

 0,1

15

Другие права                      

 199

 9,0

 164

 8,4


 Основные адресаты обращений граждан по компетенции


В данном разделе представлена информация о жалобах граждан в разрезе уровня органа власти, к компетенции которого относится решение вопроса.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации существуют два уровня государственной власти - федеральный и региональный уровни, а также местное самоуправление, формально не относящееся к государственной власти.

В категорию "Другие организации и лица, не являющиеся органами власти" включены все остальные адресаты обращений, к которым относятся частные лица и организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»