ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2012 года N 294
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы и рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2011 году" (далее - доклад).
2. Органам исполнительной власти Калужской области:
2.1. Рассмотреть рекомендации Уполномоченного по правам человека в Калужской области, изложенные в докладе.
2.2. Включать Уполномоченного по правам человека в Калужской области (по согласованию) в состав рабочих групп по разработке нормативных правовых актов по вопросам реализации и соблюдения прав граждан, вносимых на рассмотрение в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области.
3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Калужской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калужской области к рассмотрению рекомендации, изложенные в докладе.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 ГОДУ
Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).
Руководствуясь данными принципами, Уполномоченный по правам человека в Калужской области (далее по тексту - Уполномоченный) в 2011 году, как и прежде, осуществлял деятельность, приоритетными направлениями которой являлись обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, содействие их соблюдению органами государственной власти и органами местного самоуправления в Калужской области, а также их должностными лицами.
В прошедшем году в соответствии с Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" решались следующие задачи:
- содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
- содействие совершенствованию законодательства Калужской области в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- содействие совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие осуществлению и совершенствованию правового просвещения в Калужской области;
- информирование жителей Калужской области о положении в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Доклад Уполномоченного за 2011 год основан: на анализе письменных обращений граждан; информации, полученной в ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата, в результате посещений ими муниципальных образований Калужской области, образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения, пенитенциарной системы и других организаций; сведений, предоставленных государственными и муниципальными органами и учреждениями, общественными организациями, правозащитниками; материалов семинаров, "круглых столов", научно-практических конференций; публикаций средств массовой информации.
В докладе помимо сведений о деятельности Уполномоченного и его аппарата представлены оценка ситуации, сложившейся с соблюдением прав человека и гражданина в Калужской области, рекомендации органам государственной власти, местного самоуправления Калужской области по обеспечению гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Законом Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" ежегодный доклад Уполномоченного направляется Губернатору Калужской области, в Законодательное Собрание Калужской области, а также в органы государственной власти и местного самоуправления Калужской области, другим заинтересованным адресатам, в средства массовой информации для опубликования.
Статистический учет обращений граждан к Уполномоченному и анализ характеристик этих обращений ведутся с первого дня работы Уполномоченного. Анализируя данные статистического учета, можно сделать выводы как о ситуации с соблюдением прав человека в регионе, так и об отдельных аспектах деятельности самого Уполномоченного, проблемных вопросах, волнующих население региона, проблемных местах в работе органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления.
Статистический анализ начинается с представления общей информации об обращениях граждан к Уполномоченному. По-прежнему высокий уровень показателя обращений граждан к Уполномоченному - 3250 человек за год - свидетельствует о том, что региональный институт государственной защиты прав и свобод граждан востребован, и ситуация с соблюдением прав и свобод человека на территории Калужской области требует постоянного внимания.
Снижение количества обращений мы связываем с существенным улучшением социально-экономической обстановки в области. Кроме того, Уполномоченный и специалисты его аппарата, как и в предыдущие годы, продолжили практику выездов в районы области для проведения личных приемов и встреч с гражданами. С 2011 года выезды специалистов осуществлялись не в районные центры, как ранее, а в основном в отдаленные небольшие населенные пункты, куда редко попадают представители региональной власти и правозащитники. И хотя подобные выезды всегда встречали живейшую реакцию со стороны местного населения, в целом количество таких посетителей по вполне естественным причинам меньше, чем в районных центрах. Если в районном центре на прием приходят, как правило, 15-20 человек, то в деревне - 5-6. Понимая необходимость оказывать помощь не только наиболее нуждающимся, но и как можно большему числу граждан, в 2012 году Уполномоченным запланировано посещение как небольших населенных пунктов, так и районных центров.
Обращения граждан к Уполномоченному за 2005-2011 годы
Показатели | Количество обращений граждан | ||||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Всего обращений В том числе: | 2737 | 2554 | 2815 | 2571 | 3179 | 3598 | 3250 |
1. Письменные обращения | 1275 | 1132 | 1644 | 1605 | 1661 | 1908 | 1694 |
2. Устные обращения В том числе: | 1462 | 1347 | 13471 | 966 | 1518 | 1690 | 1556 |
а) принято Уполномоченным на личном приеме | 346 | 298 | 341 | 284 | 393 | 376 | 337 |
б) принято сотрудниками аппарата на личном приеме | 1116 | 1049 | 830 | 682 | 1125 | 1314 | 1219 |
В течение года к Уполномоченному поступают обращения самого различного характера. В одних из них граждане жалуются на действия (бездействие) государственных и муниципальных органов власти, в других просят что-то разъяснить или в чем-то посодействовать, в третьих излагают свои предложения по поводу того, как улучшить работу чиновников, предлагают изменить действующее законодательство для повышения защищенности людей в различных сферах.
Аппарат Уполномоченного ведет статистический учет обращений граждан. В соответствии с действующим законодательством все эти обращения делятся на три категории: жалобы, заявления и предложения. В анализе обращений мы обращаем внимание в первую очередь на жалобы. В них заявители сообщают о том, чем они недовольны в действиях (бездействии) органов государственной власти и местного самоуправления.
В очередной раз с сожалением приходится констатировать, что проблема обеспечения жильем (453 жалобы, или 23,6%) продолжает оставаться на первом месте в череде вопросов, беспокоящих население области. Причем этот вопрос превышает по количеству жалоб по ближайшей к нему проблеме - гражданство и паспортизация, более чем в два раза. Правительство Калужской области в последние годы уделяет самое пристальное внимание вопросу строительства жилья, участвуя в федеральных программах и реализуя свои. Прилагается немало усилий к привлечению застройщиков и снижению цен на жилье. Но коренной перелом в решении проблемы социального жилья пока еще не наступил. Учитывая существенную капиталоемкость проблемы и понимая, что решить ее не так-то просто, мы все же надеемся на существенное улучшение в данном направлении в ближайшие годы.
Также в течение уже нескольких лет второе место в рейтинге проблемных вопросов региона занимают вопросы гражданства и паспортизации (217 жалоб, или 11,3%). Здесь хотелось бы сделать несколько пояснений.
Нередко при разговоре о проблемах гражданства и паспортизации вспоминают прежде всего мигрантов из бывших республик СССР, особенно азиатских республик, вплоть до гастарбайтеров. Хотя именно к последним данные вопросы относятся в меньшей степени, поскольку максимум, что им необходимо, - регистрация для легального оформления на работу, а менять гражданство из них хотят и вовсе единицы.
Основная часть проблем с гражданством и паспортизацией, как это ни парадоксально, возникает у лиц, уже длительное время проживающих на территории региона. У одних - по причине юридической неграмотности или беспечности родителей, вовремя не оформивших документы себе и ребенку, у других - в результате непрофессиональных действий работников ФМС.
Третье и четвертое места в списке жалоб занимают соответственно проблемы соблюдения прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - 209 жалоб (10,9%), пенсионного и социального обеспечения - 165 жалоб (8,6%). Процентное соотношение жалоб по этим темам не изменилось.
Перемещение с пятого места в 2010 году на восьмое в 2011 году количества жалоб по правам детей со 142 (6,4%) до 85 (4,4%), связано не только и не столько с улучшением ситуации с соблюдением прав несовершеннолетних, сколько с созданием самостоятельной службы по защите прав детей - института Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области. С июня 2011 года в значительной части поток жалоб по правам детей переместился к нашим коллегам.
Среди существенных изменений можно отметить сокращение количества жалоб по вопросам прав осужденных (почти в два раза, со 127 до 57). Надеемся, что это действительно свидетельствует о начавшихся улучшениях в сфере исполнения наказаний.
В то же время отметим рост числа жалоб по вопросам землевладения и землепользования - со 124 до 139 (с 5,6 до 7,2%), занявших шестое место.
В остальной части рейтинга распределение проблемных вопросов, отражаемых в жалобах граждан, существенно не изменилось.
Рисунок 1
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Тематика жалоб в 2010-2011 годах
Тематика жалоб | 2010 | 2011 | |||
Всего | в % от общего числа жалоб | Всего | В % от общего числа жалоб | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Всего жалоб В том числе: | 2221 | 100,0 | 1922 | 100,0 | |
1 | Предоставление жилья, приватизация | 520 | 23,4 | 453 | 23,6 |
2 | Гражданство Российской Федерации и паспортизация | 257 | 11,6 | 217 | 11,3 |
3 | Права потребителей жилищно-коммунальных услуг | 227 | 10,2 | 209 | 10,9 |
4 | Пенсии и социальное обеспечение (льготы, инвалидность и др.) | 193 | 8,7 | 165 | 8,6 |
5 | Несогласие с судебным решением (приговором) | 135 | 6,1 | 145 | 7,5 |
6 | Землевладение и землепользование | 124 | 5,6 | 139 | 7,2 |
7 | Жалобы на правоохранительные органы | 88 | 4,0 | 99 | 5,2 |
8 | Права детей | 142 | 6,4 | 85 | 4,4 |
9 | Трудовые права | 97 | 4,4 | 70 | 3,6 |
10 | Права осужденных | 127 | 5,7 | 57 | 3,0 |
11 | Неисполнение постановлений суда | 32 | 1,4 | 47 | 2,4 |
12 | Здравоохранение | 38 | 1,7 | 39 | 2,0 |
13 | Градостроительство и архитектура | 40 | 1,8 | 31 | 1,6 |
14 | Права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов | 2 | 0,1 | 2 | 0,1 |
15 | Другие права | 199 | 9,0 | 164 | 8,4 |
В данном разделе представлена информация о жалобах граждан в разрезе уровня органа власти, к компетенции которого относится решение вопроса.
В соответствии с государственным устройством Российской Федерации существуют два уровня государственной власти - федеральный и региональный уровни, а также местное самоуправление, формально не относящееся к государственной власти.
В категорию "Другие организации и лица, не являющиеся органами власти" включены все остальные адресаты обращений, к которым относятся частные лица и организации.