Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2013 года N 22

Об утверждении республиканской целевой программы Чеченской Республики "Доступная среда" на 2013-2015 годы

{Изменения и дополнения:

постановление Правительства Чеченской Республики от 17.06.2013 г. N 147 НГР:ru20000201300258}

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", распоряжением Правительства Чеченской Республики от 2 марта 2011 года N 83-р "О реализации на территории Чеченской Республики Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", в целях обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Чеченской Республике Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики включить Программу в перечень республиканских целевых программ, финансируемых за счет средств бюджета Чеченской Республики в 2013-2015 годах.

3. Министерству финансов Чеченской Республики предусмотреть в бюджете Чеченской Республики расходы на реализацию Программы в течение всего периода реализации Программы и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Чеченской Республики.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики Р.С-Х. Эдельгериев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 04.02.2013 г. N 22

{Изложена в новой редакции

постановление Правительства Чеченской Республики от 17.06.2013 г. N 147 НГР:ru20000201300258}

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2013-2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

республиканская целевая программа Чеченской Республики "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

 - государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р;

 - примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575;

 - план мероприятий по реализации на территории Чеченской Республики Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года на территории Чеченской Республики, утвержденная распоряжением Правительства Чеченской Республики
 от 2 марта 2011 года N 83-р;

 -постановление Правительства Чеченской Республики от 18 октября 2007 года N 136 "О мерах по созданию доступной среды для инвалидов в Чеченской Республике".

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда, занятости и социальной развития Чеченской Республики

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Чеченской Республики;

 Министерство культуры Чеченской Республики;

 Министерство образования и науки Чеченской Республики;

 Министерство транспорта и связи Чеченской Республики;

 Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации;

 Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту.

Цель Программы

Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Чеченской Республике.

Задачи Программы

1) нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг;

 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов ;

 2) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

 3) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;

 4) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;

 5) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

 6) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере;

 7) доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов;

 8) количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги.

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы.

Объемы и источники финансирования Программы

-общий объем финансирования Программы составляет
 310 025,94 тыс. рублей, из них:
 бюджет Чеченской Республики -157 512,97 тыс. руб.;

 Федеральный бюджет - 152 512,97 тыс. рублей (прогноз).
 Объем затрат по годам:
 Федеральный бюджет (прогноз):
 2013 год - 51 000,00 тыс. рублей;

 2014 год -53 954,00 тыс. рублей;

 2015 год - 47 558,97 тыс. рублей;

 бюджет Чеченской Республики:
 2013 год -51 000,00 тыс. рублей;

 2014 год -58 454,00 тыс. рублей;

 2015 год -48 058,97 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступн ой среды для инвалидов и других МГН;

 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ с органами местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

 5) обеспечение доступности подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН;

 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;

 7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе.

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая вступила в силу 26 октября 2012 года.

Положения Конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение преград и барьеров, препятствующих доступности, должны распространяться, в частности:

а) на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

в) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Реализация положений Конвенции является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. В рамках ратификации Конвенции принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.

В Чеченской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2009 год - 122,9 тысяч человек, 2010 год -144,5 тысяч человек, в 2011 году – 169,5 тысяч человек), что составляет более 9,7% от общего числа населения республики, среди которых свыше 17,0 тысяч человек имеют трудности в передвижении, более 3,0 тысяч человек составляют инвалиды по зрению и слуху. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 17 тысяч человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%. В Чеченской Республике проживает около 60 тысяч детей-инвалидов, в результате проведения медико-социальной экспертизы в 2011 году признано детьми-инвалидами первично 12013 детей. В целях снижения инвалидизации населения необходимо усилить меры, направленные как на первичную, так и вторичную профилактику. Создание в республике центров реабилитации с последующим курсом санаторно-курортного лечения позволит улучшить качество восстановительного лечения, повысить реабилитационный потенциал.

Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Также необходимо совершенствовать социальную инфраструктуру в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей инвалидов качественными услугами, внедрять новые виды и формы социального обслуживания.

Законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать обеспечение доступности образовательных учреждений с целью создания условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию. Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью профессиональной реабилитации. Система специального (коррекционного) образования Чеченской Республики включает в себя 4 учреждения, в которых воспитывается 484 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009-2010 учебном году открыт ГОУ "Центр дистанционного обучения детей-инвалидов", где проходят обучение дети-инвалиды с применением дистанционных образовательных технологий. Центр оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами и автотранспортом для перевозки детей.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Необходимым условием реализации данного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В Чеченской Республике открыто специализированное учреждение реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья ГОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции". Ежегодно в этом центре проходят консультирование и реабилитацию 5500 детей.

Существует проблема трудоустройства инвалидов. По данным службы занятости населения Чеченской Республики в 2011 году число работающих инвалидов составило 2017 человек, что составляет 2,0% от общего числа работающих, в том числе по квоте - 19 инвалидов. За 2011 год 302 организации представили в центры занятости населения городов и районов республики информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, что составляет 97,7% от общей численности организаций численностью свыше 100 человек. Практика работы по квотированию рабочих мест показала, что трудоустройство инвалидов на особо режимные предприятия осложняется высокими требованиями к состоянию здоровья работников. В республике действует механизм предоставления налоговых льгот работодателям, выполнившим квоту для трудоустройства инвалидов. За последние годы законом Чеченской Республики о бюджете Чеченской Республики для юридических лиц, трудоустраивающих граждан из категории испытывающих трудности в поиске работы, ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Чеченской Республики, снижена с 17,5% до 13,5%.

Развитие спорта среди инвалидов, вовлечение их в каждодневные занятия физической культурой, является одним из основных направлений социальной реабилитации. На сегодняшний день в республике 8100 инвалидов активно занимаются физической культурой и спортом. Для этой категории граждан проводятся республиканские соревнования: по гиревому спорту, шахматам, армспорту, легкой атлетике, мини-футболу, веселым стартам. В течение года ведется подготовка спортсменов к соревнованиям. В 2011 году организовано 65 спортивно-массовых мероприятий, из них 7 республиканских. 76 взрослых спортсменов-инвалидов выступили на 16 всероссийских и международных соревнованиях.

Развитие спорта среди инвалидов имеет ряд следующих проблем:

спортивные сооружения не обеспечены пандусами и специальными техническими средствами, оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса;

в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом необходимо создать детско-юношеские школы или отделения при общеобразовательных школах с закреплением штатных тренеров - преподавателей по работе с инвалидами.

В 2011 году за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации обеспечено 4683 инвалидов.

Вместе с тем в Чеченской Республике имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.

Одной из проблем является то, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта Чеченской Республики.

Состояние материально-технической базы государственных учреждений Чеченской Республики не соответствует современным требованиям, предъявляемым к организации реабилитационного процесса инвалидов. Существует потребность в технологическом оборудовании для создания реабилитационно-производственных комплексов, лечебно-трудовых мастерских и в автотранспорте, оснащенном подъемниками.

Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Однако слабая материально-техническая база и недостаток квалифицированных педагогических кадров в учреждениях профессионального образования являются сдерживающими факторами, тормозящими внедрение дистанционной и модульной технологии обучения инвалидов. Отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.

В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями, необходимо оснащение данных учреждений специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных учреждениях необходимы дальнейшая установка пандусов, адаптация санитарных узлов, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей, приобретение звукоусиливающей аппаратуры, диктофонов для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Большое значение приобретает решение проблемы расширения сети и оснащение специальными приспособлениями учреждений социального обслуживания населения Чеченской Республики, оказывающих услуги инвалидам.

С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Чеченской Республики комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

- ухудшение социально-экономической ситуации;

-недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;

- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;

- неэффективное взаимодействие соисполнителей Программы.

Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.

Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть республиканского бюджета, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и региональном уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.

II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы


Целью Программы является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

нормативно-правовая и организационная основа создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»