Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 1998 года N 143

О СОЗДАНИИ СЛУЖБЫ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КОМИССИИ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ЗА КООРДИНАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ (СНЛК)

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (ред. от 22.04.1997 г.), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.08.1997 г. N 157 "О создании территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия" Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Создать службу наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия. Обеспечить постоянную готовность к действиям сил и средств службы наблюдения и контроля Республики Хакасия.

2. Утвердить Положение о службе наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия за координацией деятельности "Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК)" (приложение N1).

3. Утвердить перечень министерств, комитетов и ведомств Республики Хакасия, привлекаемых к формированию структуры службы наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия (приложение N2).

4. Утвердить перечень структурных подразделений, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия, без увеличения сметы расходов на гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (приложение N3).

5. Контроль за выполнением постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Саркисяна А.Р.

Председатель Правительства Республики Хакасия А. Лебедь

Приложение N1

к постановлению Правительства

Республики Хакасия

от 12.08.1998 г. N 143

Положение о службе наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия (на территориальном уровне) и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия за координацией деятельности "Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК)"

I. Общие положения.


1. Настоящее положение регулирует отношения в сфере деятельности организации службы наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 3.08.1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (на территориальном уровне).

2. Служба наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия координирует деятельность "Сети наблюдения* и лабораторного контроля** (СНЛК)", являющейся составной частью сил и средств наблюдения территориальной (Республики Хакасия) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, комитеты, ведомства и организации (независимо от форм собственности), включенных в структуру СНЛК Республики Хакасия (приложение 2).

4. Служба наблюдения и контроля комиссии по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Хакасия и Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия организуется и проводится в целях:

- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки;

- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;

- принятия управленческих решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий.

5. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) являются:

- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

- своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

- участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

- обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.

6. Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.

Территориальный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Хакасия и решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля на территориальном уровне осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти Республики Хакасия и соответствующий орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям непосредственно или через создаваемые службы наблюдения и контроля.

Местный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Объектовый уровень сети наблюдения лабораторного контроля (СНЛК) состоит в основном из бассейновых, базовых, производственных лабораторий (заводские, комбинатовские и др.) министерств, комитетов и ведомств, производственных объединений и акционерных обществ и ассоциаций Республики Хакасия. Координацию деятельности сети наблюдения лабораторного контроля на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Перечень конкретных учреждений и организации, функционирующих на территориальном уровне, определяется местными органами исполнительной власти по согласованию с министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия.

7. Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия организует и координирует деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организуют обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России по Республике Хакасия и Министерства внутренних дел Республики Хакасия. В сеть наблюдения и лабораторного контроля включаются (приложение 3):

- авиационные метеорологические станции гражданские (АМСГ), гидрометеорологические станции (ГМС) и посты (ГМП);

- научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук;

- Хакасский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ХЦГМН);

- специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа (СИГЭК и А) Государственного комитета по охране окружающей среды Республики Хакасия на воздушном и водном транспорте;

- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

- территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);

- сетевые, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (ЦСЭН);

- территориальные ветеринарные лаборатории (ВЛ);

- проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории (ПИЦАС, ПИСАС, ЦХСР, АХЛ);

- станции защиты растений (СТАЗР);

- пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений (ПСП);

- пограничные пункты по карантину растений (ППКР);

- производственные (объектовые) лаборатории министерств, ведомств и организаций Республики Хакасия;

- посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН);

- химико-радиометрические лаборатории (центры) гражданской обороны (ХРЛ).

8. Основу сети наблюдения и лабораторного контроля составляют центры госсанэпиднадзора, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры агрохимической службы, учреждения Росгидромета территориального уровня, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые министерствами и ведомствами, органами самоуправления для решения задач территориальной (Республики Хакасия) подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.

Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Хакасия являются, как правило, подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

В целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции республиканских учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. В качестве дублеров используются: один-два районных центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующие им центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и др.

Перечень головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориального уровня определяется министерствами, комитетами и ведомствами Республики Хакасия и согласовывается с Комитетом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Хакасия (приложение 3).

Перечень головных учреждений и их Дублеров местного уровня согласовывается с территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утверждается постановлением соответствующих органов исполнительной власти.

II. Порядок функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля


Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в трех режимах:

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом.

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач сети наблюдения и лабораторного контроля, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (ПДК) (предельно допустимые уровни (ПДУ)), а также отравляющие вещества (ОВ) и бактериальные средства (БС); о случаях, опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (в воздухе, почве и воде), продуктах питания, в пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ и биологических средств; о единичных случаях особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи, немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

9. На научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук возлагается:

- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных, химических, токсикологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации, выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;

- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки (РХБ).

- проведение (при необходимости) исследовательских научных экспериментов по определению способов и методов выявления и оценки радиологического, химического и биологического загрязнения в объектах окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц; приведение к нормализации радиационно-химической и биологической обстановки в объектах окружающей среды;

- оказание методической помощи головным учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля территориального и местного уровней по вопросам индикации*** химически опасных веществ, биологических средств и выявление радиоактивного загрязнения;

- разработка, пересмотр, отмена и ограничение срока действия совместно с Хакасским центром стандартизации, метрологии и сертификации государственных и отраслевых стандартных образцов я контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

10. На Хакасский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и специализированную инспекцию государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Республики Хакасия возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;

- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности радиоактивными и химически опасными веществами;

- установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»