Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2009 года N 512

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2010-2012 ГОДЫ)"

(с изменениями от 09.03.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 98, НГР RU19000201000074)

(с изменениями от 10.08.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 404, НГР RU19000201000375)

(с изменениями от 23.11.2010 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 608, НГР RU19000201000554)

(с изменениями от 25.01.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 15, НГР RU19000201100011)

(с изменениями от 25.03.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 160, НГР RU19000201100137)

(с изменениями от 23.06.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 378, НГР RU19000201100311)

(с изменениями от 14.11.2011 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 765, НГР RU19000201100663)

(с изменениями от 23.01.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 22, НГР RU19000201200021)

(с изменениями от 04.07.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 441, НГР RU19000201200586)

(с изменениями от 19.10.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 696, НГР RU19000201200974)

(с изменениями от 28.12.2012 г., постановление Правительства Республики Хакасия N 923, НГР RU19000201201275)

(фактически утратил силу)

В целях комплексного решения проблем культурного потенциала и эффективного использования культурного наследия народов Республики Хакасия, Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую долгосрочную республиканскую целевую программу "Культура Республики Хакасия (2010-2012 годы)".

Председатель Правительства Республики Хакасия В.Зимин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 24.11.2009 N 512

ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2010-2012 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ долгосрочной республиканской целевой программы "Культура Республики Хакасия (2010-2012 годы)"


Наименование

- долгосрочная республиканская целевая программа "Культура Республики Хакасия (2010–2012 годы)" (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке

- постановление Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых программах, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2010 год и на плановый период 2011–2012 годов"

Государственный заказчик-координатор

- Министерство культуры Республики Хакасия

Государственный заказчик

- Министерство культуры Республики Хакасия;

 Министерство регионального развития Республики Хакасия

Цель

- увеличение охвата населения услугами культуры, стимулирование и поддержка профессионального искусства и творческих коллективов, развитие культурно-досуговой деятельности и традиционной культуры народов Республики Хакасия, обеспечение безопасности культурных ценностей на территории республики на основе сохранения культурного наследия и развития культурного многообразия

Задачи

- повышение эффективности использования культурного потенциала Республики Хакасия;

 сохранение и развитие системы художественного образования в сфере искусства и культуры;

 обеспечение условий для безопасности и сохранности музейных, библиотечных и архивных фондов;

 обеспечение условий для поддержки народных художественных, традиционных промыслов в Республике Хакасия;

 повышение статуса книги и привлечение к чтению и пользованию библиотеками жителей Республики Хакасия;

 осуществление государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Хакасия;

 обеспечение сохранности и популяризации историко-культурного наследия Республики Хакасия

Показатели
 результативности
 (целевые индикаторы)
 по годам

- количество клубных формирований в государственных досуговых учреждениях:
 2010 год - 2397 единиц;

 2011 год - 2412 единиц;

 2012 год - 2421 единица;

 ежегодное количество посещений государственных библиотек:
 2010 год - 195900 раз;

 2011 год - 196900 раз;

 2012 год - 197900 раз;

 ежегодное количество посещений республиканских музеев:
 2010 год - 49700 посещений;

 2011 год - 52700 посещений;

 2012 год - 53700 посещений;

 ежегодное количество участников (зрителей) культурно-досуговых мероприятий:
 2010 год - 341674 человека;

 2011 год - 342374 человека;

 2012 год - 342874 человека;

 количество творческих проектов в области культуры и искусства:
 2010 год - 5 проектов;

 2011 год - 20 проектов;

 2012 год - 35 проектов;

 ежегодное количество участников фестивалей, конкурсов, концертов творческих школ искусств:
 2010 год - 450 человек;

 2011 год - 500 человек;

 2012 год - 560 человек;

 ежегодное количество преподавателей детских музыкальных, художественных и детских школ искусств, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации:
 2010 год - 470 человек;

 2011 год - 500 человек;

 2012 год - 535 человек;

 ежегодное число лауреатов межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов из числа учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств:
 2010 год - 640 человек;

 2011 год - 700 человек;

 2012 год - 770 человек;

 увеличение контингента обучающихся детских музыкальных, художественных и детских школ искусств:
 2010 год - до 6489 человек;

 2011 год - до 6586 человек;

 2012 год - до 6700 человек;

 ежегодное сокращение количества списанных по причине ветхости единиц хранения:
 2010 год - 11000 единиц;

 2011 год - 10000 единиц;

 2012 год - 9000 единиц;

 увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных д окументов:
 2010 год - на 6%;

 2011 год - на 7%;

 2012 год - на 8%;

 ежегодное снижение количества информационных источников, несанкционированно вынесенных за пределы библиотек:
 2010 год - 800 единиц;

 2011 год - 700 единиц;

 2012 год - 650 единиц;

 количество республиканских выставок-конкурсов, фестивалей народных промыслов и ремесел:
 2011 год - 1 мероприятие;

 2012 год - 3 мероприятия;

 ежегодное пополнение фондов библиотек, в том числе детской и отраслевой литературой, к общему объему имеющихся фондов:
 2010 год - на 43000 экземпляров;

 2011 год - на 50000 экземпляров;

 2012 год - на 65200 экземпляров;

 ежегодное увеличение количества новых поступлений (книг) на 1000 человек населения;

 2010 год - 70 экземпляров;

 2011 год - 90 экземпляров;

 2012 год - 144 экземпляра;

 ежегодное увеличение количества музеефицированных объектов культурного наследия:
 2011 год - на 4 объекта;

 2012 год - на 5 объектов;

 ежегодное увеличение количества объектов культурного наследия, для которых установлены границы их территорий:
 2011 год - на 50 объектов;

 2012 год - на 60 объектов;

 ежегодное увеличение количества учетных карт объектов, представляющих историко-культурную ценность:
 2011 год - на 25 учетных карт;

 2012 год - на 40 учетных карт;

 ежегодное увеличение количества выявленных объектов культурного наследия:
 2011 год - на 25 объектов;

 2012 год - на 40 объектов;

 выпуск научных изданий о Хакасии:
 2012 год - 4 издания

Сроки реализации

2010-2012 годы

Перечень подпрограмм

- "Развитие культурного потенциала Республики Хакасия";

 "Сохранение и развитие художественного образования в сфере искусства и культуры в Республике Хакасия";

 "Безопасность и сохранность фондов государственных музеев, библиотек и архива Республики Хакасия";

 "Поддержка народных художественных, традиционных промыслов в Республике Хакасия";

 "Читающая Хакасия";

 "Сохранение и популяризация историко-культурного наследия в Республике Хакасия"

Объемы и источники финансирования

- затраты на весь срок реализации Программы составляют 272368,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия – 40808,0 тыс. рублей;
мероприятия, проводимые Министерством культуры Республики Хакасия, – 16496,0 тыс. рублей;
обеспечение деятельности казённых учреждений – 1090,0 тыс. рублей;
субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 4808,0 тыс. рублей;
субсидии бюджетным учреждениям на иные цели – 1139,0 тыс. рублей;
субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 21439,0 тыс. рублей;
субсидии автономным учреждениям на иные цели – 5585,0 тыс. рублей;
Министерство регионального развития Республики Хакасия – 119974,0 тыс. рублей.
 Из них:
 2010 год - 19094,0 тыс. рублей;

 2011 год - 105878,0 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 10600,0 тыс. рублей;
субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 1816,0 тыс. рублей;
Министерство регионального развития Республики Хакасия – 51522,0 тыс. рублей;

 2012 год - 147396,0 тыс. рублей, в том числе субсидии муниципальным образованиям Республики Хакасия – 30208,0 тыс. рублей;
мероприятия, проводимые Министерством культуры Республики Хакасия, – 16496,0 тыс. рублей;
обеспечение деятельности казённых учреждений – 1090,0 тыс. рублей;
субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 4808,0 тыс. рублей;
субсидии бюджетным учреждениям на иные цели – 1139,0 тыс. рублей;
субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) – 19623,0 тыс. рублей;
субсидии автономным учреждениям на иные цели – 5585,0 тыс. рублей, Министерство регионального развития Республики Хакасия – 68277,0 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации

- количество клубных формирований в государственных досуговых учреждениях - 2421 единица;

 ежегодное количество посещений государственных библиотек -197900 раз;

 ежегодное количество посещений республиканских музеев - 53700;

 ежегодное количество участников (зрителей) культурно-досуговых мероприятий - 342874 человека;

 количество творческих проектов в области культуры и искусства - 35 проектов;

 ежегодное количество участников фестивалей, конкурсов, концертов творческих школ искусств - 560 человек;

 ежегодное количество преподавателей детских музыкальных, художественных школ и детских школ искусств, принявших участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации, - 535 человек;

 ежегодное число лауреатов межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов из числа учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств - 770 человек;

 увеличение контингента обучающихся детских музыкальных, художественных школ и детских школ искусств до 6700 человек;

 ежегодное сокращение количества списанных по причине ветхости единиц хранения до 9000 единиц;

 увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов (нарастающим итогом) до 71%;

 ежегодное снижение количества информационных источников, несанкционированно вынесенных за пределы библиотек до 650 единиц;

 количество республиканских выставок-конкурсов, фестивалей народных промыслов и ремесел - 3 мероприятия;

 ежегодное пополнение фондов библиотек, в том числе детской и отраслевой литературой, к общему объему имеющихся фондов, на 65200 экземпляров;

 ежегодное увеличение количества новых поступлений (книг) на 1000 человек населения - 144 экземпляра;

 количе ство музеефицированных объектов культурного наследия - 72 объекта;

 количество объектов культурного наследия, для которых установлены границы их территорий, - 200 объектов;

 количество учетных карт объектов, представляющих историко-культурную ценность, - 200 учетных карт;

 количество выявленных объектов культурного наследия - 515 объектов;

 выпуск 4 научных изданий о Хакасии

1. Характеристика проблемы


Республика Хакасия является уникальным регионом России с наличием огромного природно-ресурсного, образовательного, историко-культурного потенциала.

Активная пропаганда лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства внутри республики, а также продвижение продуктов культуры на территории Российской Федерации и за рубежом способствуют поддержке и повышению престижа культуры Хакасии в российском и мировом культурном пространстве. Об этом свидетельствует расширение гастрольной деятельности республиканских театров, артистов филармонии, самодеятельных коллективов в Италию, Францию, Египет, Анапу, Москву и т.д. Таким образом, культурный потенциал Хакасии, динамично развиваясь, имеет практически все возможности стать одной из ведущих отраслей в социально-экономическом развитии республики и вывести Хакасию в лидеры среди субъектов Сибирского федерального округа и России в целом.

Однако анализ существующей ситуации в отрасли культуры свидетельствует, что, с одной стороны, культура в регионе фактически является одним из инструментов достижения социально-экономических целей, формирует привлекательный имидж Республики Хакасия как центра уникальной культуры, стимулирует развитие образования, обеспечивает занятость населения, с другой стороны, состояние инфраструктуры не позволяет в полной мере использовать культурный потенциал республики в качестве фактора социально-экономического развития региона, а также как средство эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения.

По-прежнему существуют проблемы обеспечения республиканских учреждений культуры предметами длительного пользования (светомузыкальным оборудованием, сценическими артистическими костюмами и обувью) и необходимой мебелью. Изношенность имеющихся сценических костюмов и обуви, светомузыкального оборудования в государственных учреждениях культуры и искусства составляет 50%. А ведь активное продвижение продуктов культуры на всероссийский уровень требует стандарта качества сценических артистических костюмов и обуви на уровне всероссийского, международного стандартов.

Недостаточно решены вопросы повышения квалификации работников культуры и искусства. Так, необходимы ремонт и реконструкция некоторых учреждений культуры в городах, а в отдельных случаях и их строительство.

При общих положительных тенденциях в художественном образовании в сфере культуры и искусства в Республике Хакасия, а именно: росте числа учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, увеличении контингента обучающихся детей в образовательных учреждениях дополнительного образования, повышении качества подготовки выпускников этих учебных заведений, - развитие системы художественного образования сопряжено с целым рядом проблем.

В связи с сокращением количества учащихся в детских музыкальных школах и школах искусств на отделениях народных, оркестровых, духовых инструментов в последние годы уменьшается количество поступающих на эти специальности в музыкальные колледжи и училища. А уже сегодня учреждения культуры и образовательные учреждения Республики Хакасия и Сибирского федерального округа испытывают острый дефицит руководителей оркестров, преподавателей по классу баяна, домры, балалайки, духовых инструментов. Симфонический оркестр Государственного автономного учреждения культуры Республики Хакасия "Хакасская республиканская филармония имени В.Г. Чаптыкова" остро нуждается в скрипачах, виолончелистах, духовиках. Ограничивает возможности расширения контингента учащихся данных отделений и развития необходимых специальностей и высокая стоимость музыкальных инструментов, необходимых для обучения, и дефицит педагогических кадров, и социальная незащищенность преподавателей детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Особенно сложная ситуация с педагогическими и творческими кадрами складывается в сельской местности.

Развитие хореографического искусства в республике не представляется возможным без осуществления целевой подготовки хореографов-постановщиков, артистов балета, расширения сети хореографических отделений в детских школах искусств.

В целях сохранения и развития национальных традиций особого внимания требует подготовка специалистов по национальной хореографии, национальным видам декоративно-прикладного искусства, хакасским народным инструментам и вокальному искусству.

В республике отсутствуют профессиональные звукорежиссеры, художники по свету, сценографы.

Повышение уровня художественного образования детей и юношества крайне затруднено состоянием материально-технической базы образовательных учреждений, износ имеющихся музыкальных инструментов достигает 90%.

Неотъемлемой частью российского информационного и историко-культурного наследия являются архивные, библиотечные и музейные фонды Республики Хакасия. Многие по своей уникальности имеют не только общероссийское значение, но и относятся к культурным ценностям мирового масштаба, например, коллекция каменных изваяний и стел Окуневской археологической культуры (начало II тыс. до н. э.), хранящаяся в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова. Всего в музее хранятся более 90 тысяч музейных предметов, из которых более 1200 содержат драгоценные металлы и камни, а также более 20 тысяч археологических находок и 5 тысяч предметов этнографии. На территории Хакасского национального музея-заповедника, расположенного в селе Казановка, находятся 59 уникальных разнотипных памятников археологии.

Фонды Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова, являющиеся общедоступным информационным ресурсом республики, составляют более 450 тысяч изданий. Из них к редким и ценным относятся около 13 тысяч книг, среди которых имеются образцы, вышедшие в свет в XVII - начале XX в. Библиотека является Книжной палатой Республики Хакасия, хранит наиболее полное собрание краеведческой и национальной литературы.

В Национальном архиве Республики Хакасия собрано около 400 тысяч различных документов, отражающих исторические события, происходившие в Хакасии с XIX столетия. Среди них особо ценных около 30 тысяч документов, из которых 2,4 тысячи относятся к царскому времени.

Регулярно проводимые проверки показывают, что республиканские хранилища не в полном объеме соответствуют федеральным нормативам и стандартам, что сказывается на сохранности и безопасности фондов. Одной из главных проблем является поддержание в хранилищах необходимого температурно-влажностного режима. Важной задачей является модернизация охранной и пожарной сигнализации. Экспертная межведомственная комиссия по комплексной проверке сохранности и условий хранений культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Республики Хакасия, выявила низкий уровень инженерно-технической укрепленности хранилищ.

Республика Хакасия - уникальный регион с ярко выраженным историко-культурным и природным ландшафтом, который создавался человеком и природой в течение тысяч лет, со своим неповторимым колоритом, эпосом, фольклором, в котором отражена наша история, веками накопленный опыт.

Символ и образ народа Хакасии воплощают в себе сделанные по канонам традиционной технологии изделия народных художественных промыслов и ремесел, связанных с историей народа Хакасии, его обычаями, обрядами, праздниками, с хозяйственной и промысловой деятельностью, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда.

В Республике Хакасия народные художественные промыслы и ремесла представлены такими традиционными видами, как художественная обработка кожи, ручное ткачество, ручное кружево, обработка дерева и других растительных материалов, керамика, производство ювелирных изделий, художественная обработка кости и рога, ручная роспись, производство хакасских народных музыкальных инструментов, прочие виды производств народных художественных промыслов.

В настоящее время в республике работают 580 мастеров, из них только 10 имеют почетное звание "Народный мастер (Чон Узы) Республики Хакасия".

Сдерживающим началом в развитии художественных промыслов и ремесел является отсутствие концепции развития сферы художественных народных промыслов и ремесел, профессионально подготовленных кадров, мастерских и т.д., а многие талантливые мастера из-за стесненных условий жилья не имеют возможности работать на дому.

Для возрождения и развития очагов народного искусства, выявления и оказания помощи народным мастерам, владеющим секретом традиционного ремесла, требуются материальная и финансовая поддержка, проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов по обучению и обмену опытом с мастерами других регионов Российской Федерации, республик Тыва, Алтай, Бурятия, Алтайского и Красноярского краев.

Еще одной проблемой в развитии и сохранении культурного наследия является воспитание "читающего" поколения. В России общественность бьет тревогу по поводу утраты интереса населения к книге. Отмечается, что страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Это представляет серьезную опасность, так как чтение - важнейший способ освоения и поддержания профессионального и любого другого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу мировой и российской культуры. От культуры зависит общий образовательный уровень личности, а, следовательно, экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Особую тревогу вызывает отсутствие интереса к чтению у детей и молодежи как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающихся в знаниях. Снижение интереса к чтению - общемировая тенденция.

Библиотека перестала быть главным институтом организации чтения в связи с обеднением фондов, имеющиеся издания приходят в ветхость, приобретение новой литературы ограничено из-за недостаточного финансирования. В результате происходит отвыкание от библиотеки и утрачивается потребность в чтении. Для решения этой проблемы необходимо постоянное, качественное обновление фондов.

Пополнение библиотечных фондов по-прежнему остается самой острой проблемой. По международным стандартам рекомендовано ежегодное поступление новых изданий в количестве 250 экземпляров на 1000 жителей. По библиотекам Хакасии этот показатель составил в 2008 году 204 экземпляра, в 2009 году - 195 экземпляров, в том числе дары от населения и перераспределение книг между библиотеками.

В государственных библиотеках подлежит списанию около 20% библиотечных фондов (устаревшей и ветхой литературы).

В условиях современного развития информационных технологий особо остро стоит на сегодняшний день проблема внедрения передовых технологий в работу по учету, хранению и использованию фондов. Информационные ресурсы отрасли отстают от среднероссийских показателей. Обеспеченность компьютерной и множительной техникой учреждений культуры составляет 50%, что не позволяет полностью решить вопросы создания единого информационного пространства.

Несмотря на увеличение числа специалистов, имеющих профильное среднее специальное и высшее образование, отмечается увеличение и доли работников в учреждениях культуры и искусства старше 55 лет (63%). Эта тенденция "старения" кадров устойчиво сохраняется в течение последних лет по всей России, что подтверждает необходимость обновления кадров отрасли, привлечения молодых специалистов, обладающих современной подготовкой, владеющих современными технологиями работы в разных областях культуры и искусства.

В Хакасии представлен практически весь спектр известных типов археологических объектов. Это разнотипные и разновременные курганы, грунтовые могильники, склепы и цисты, поселения от палеолита до позднего средневековья, сырцовые постройки, горные крепости, петроглифы разных эпох, каменные изваяния и менгиры, святилища, горные выработки и плавильни меди и железа, оросительные каналы и другие хозяйственные сооружения.

Широкое историко-культурное наследие Хакасии является не только достоянием и неким хранилищем ценностей, доставшихся нам от предшествующих поколений, но и обладает огромным потенциалом культурно-просветительского воздействия на современное общество. Оно является неотъемлемой частью современной культурной жизни. Памятники археологии позволяют значительно расширить горизонты исторического знания, тем самым влияя на общественное самосознание и культуру в целом. Приобщение общества к историко-культурному наследию не только приводит к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе. Популяризация культурного наследия - это один из путей повышения общего уровня культурного развития современного общества.

Но наряду с этими положительными факторами возникает и ряд существенных проблем. Культурное наследие является невозобновляемым ресурсом, отражающим культурные особенности нации. Естественная и искусственная окружающая среда и исторические объекты, составляя культурное наследие и являясь базой для развития культурно-познавательного туризма, нуждаются в особенно продуманном менеджменте и охране. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры предписывает использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их природной среды. До недавнего времени совершенно бесконтрольно использовался наиболее известный археологический памятник Хакасии - Большой Салбыкский курган, что привело к разгулу на памятнике вандализма. В настоящее время в таком же положении находятся другие памятники истории Хакасии, например, Сулекская писаница, Туимский кромлех. С целью обеспечения сохранности наиболее посещаемых туристами исторических мест их необходимо музеефицировать, создав сеть музеев под открытым небом, в организационных рамках которых будут осуществляться охрана объектов культурного наследия, их изучение и реставрация. На основе такой музейной сети можно будет в разных вариациях разрабатывать основной туристский продукт – туристские маршруты, а также множество инвестиционных проектов, требующих серьезной работы как историков, так и экономистов.

Наиболее оптимальным средством популяризации памятников истории и культуры является развитие культурно-познавательного туризма. Оно значительно увеличит использование историко-культурного потенциала региона и расширит поток туристов, посещающих Республику Хакасия, создаст благоприятный инвестиционный климат в регионе, а культурное наследие, став экономическим потенциалом развития, будет определять облик экономики Республики Хакасия. Положительным станет создание новых рабочих мест как в сфере культуры, так и в других секторах экономики. Это значительно оздоровит социальную обстановку, особенно в сельской местности. Развитие культурно-познавательного туризма обеспечит значительные поступления в республиканский бюджет Республики Хакасия за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности, прироста налоговых и аналогичных доходов, а также инвестиционного дохода.

Для успешного функционирования культурно-познавательного туризма необходимо сформировать благоприятную информационную среду для туристов с помощью научно-популярной, справочно-рекламной литературы, буклетов, проспектов, размещения необходимой информации в сети Интернет и т.д.

В настоящее время возникла острая необходимость в квалифицированных экскурсоводах и менеджерах по культурному туризму. В республике существует дефицит профессиональных работников музейного дела, недостаточно решены вопросы обучения и повышения квалификации действующих музейных работников, научно-методическая поддержка специалистов, в связи с чем страдает популяризация научно обоснованных сведений. Проблему подготовки квалифицированных кадров необходимо решать как на местном уровне, так и путем бронирования целевых мест в ведущих вузах страны.

Помимо многочисленного и уникального археологического наследия Республика Хакасия обладает также самобытной культурой проживающих здесь народов, прежде всего коренного населения республики - хакасов. Все компоненты этой культуры: музыкальное искусство, фольклор, язык, духовная практика шаманизма, традиционная кухня, одежда, ведение хозяйства, – своеобразны и неповторимы и могут эффектно дополнить туристские предложения. Для концентрации всех этих форм проявления культуры в одном месте необходимо создать этнографическую деревню, в которой будет представлена самобытная жизнь хакасского аала конца XIX – начала XX столетий.

Международный форум "Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития региона", состоявшийся в Хакасии в июле 2011 года, наглядно показал острую необходимость государственной поддержки мероприятий по сохранению культурного наследия. Первоочередной задачей в этой области является выявление и постановка на государственный учет объектов культурного наследия. Сохранение памятников археологии без создания полного свода объектов археологического наследия немыслимо. Также необходимы организация охранно-спасательных археологических раскопок памятников, находящихся в аварийном состоянии, проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, в состав которых входят консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта для современного использования, составление проектно-сметной документации на эти работы. Это позволит обеспечить сохранность уникальных исторических памятников, которые хранят информацию об истории и культуре народов, населявших территорию Республики Хакасия с древнейших времен.

Кроме уникальности, культурное наследие Республики Хакасия имеет огромное научное значение. Изучением археологических памятников Хакасии занимались исследователи, которые входят в плеяду выдающихся российских и советских археологов. В процессе изучения выяснилось, что археологические материалы Хакасско-Минусинской котловины значимы не только для изучения региональной истории, но и огромной части Евразийского континента. Некоторые памятники, особенно связанные с изобразительным искусством, позволяют раскрыть многие неизвестные страницы истории человечества в целом. Известность многих памятников Хакасии давно достигла международного уровня. В 2012 году совместно с Министерством образования и науки Республики Хакасия планируется издание многотомника "Избранные труды исследователей XVII-XX веков о Хакасии", качественного научно-популярного издания, которое будет способствовать популяризации научного культурного наследия нашей республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»