Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 489


Об утверждении Государственной программы Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

(с изменениями на 4 августа 2016 года)

_________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации области от 19.12.2014 N 559;
     постановлением Администрации области от 17.04.2015 N 198;
     постановлением Администрации области от 30.06.2015 N 299;
     постановлением Администрации области от 23.09.2015 N 427, Псковская правда от 16.10.15 N 83;
     постановлением Администрации области от 04.08.2016 N 256, Сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru), 08.08.16, N 020808201602.
__________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17.1 Закона области от 06 июня 2008 г. N 769-ОЗ "О бюджетном процессе в Псковской области", постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных (региональных) программ Псковской области", распоряжением Администрации области от 22 января 2013 г. N 9-р "Об утверждении Перечня государственных программ Псковской области" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области при формировании областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предусмотреть объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

3. Объемы финансирования Государственной программы Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - Руководителя Аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.


Губернатор области                                                                           А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 28.10.2013 N 489

Государственная Программа
Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

(Программа в редакции постановления Администрации области от 17.04.2015 N 198)

Паспорт
Государственной программы Псковской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

Ответственный исполнитель Государственной программы

Управление специальных программ Администрации области

Соисполнители Государственной программы

Государственное казенное учреждение Псковской области "Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях";
Государственное управление образования Псковской области;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;

Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области (строка в редакции, введенной в действие с 08.08.16 постановлением Администрации области от 04.08.2016 N 256);

Управление делами Администрации области

Участники Государственной программы

Нет

Подпрограммы Государственной программы

"Пожарная безопасность Псковской области";
"Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области";
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области";
"Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области";
"Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области"

Цели Государственной программы

Минимизация социального и экономического ущерба, наносимого населению и экономике Псковской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах

Задачи Государственной программы

Обеспечение эффективной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах;
создание современной автоматизированной системы централизованного оповещения населения области;
создание единой системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории области

Целевые индикаторы Государственной программы

Количество погибших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
среднее время прибытия первого подразделения на пожар;
доля мест массового отдыха населения на водных объектах Псковской области, отвечающих требованиям и нормам действующего законодательства и обеспечивающих надежный уровень безопасности;
время доведения до населения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
среднее время комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по единому номеру "112"

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2014-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы (бюджетные ассигнования по ОДЦП, включенным в состав Государственной программы, и подпрограммам)

Объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 58 968,05 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 г. - 42156,00 тыс. рублей;
2015 г. - 8260,00 тыс. рублей;
2016 г. - 42203,56 тыс. рублей;
2017 г.*;
2018 г.*;
2019 г.*;
2020 г.*.
Объем финансирования мероприятий по подпрограммам:
"Пожарная безопасность Псковской области"*;
"Обеспечение безопасности людей на водных объектах Псковской области"*;
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области"*;
"Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения Псковской области"*;
"Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Псковской области"*.
*Объем финансирования определяется ежегодно при принятии областного бюджета на соответствующий год

(Раздел в редакции, введенной в действие с 08.08.16 постановлением Администрации области от 04.08.2016 N 256)

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Реализация Государственной программы позволит достичь следующих результатов к концу 2020 года:
1. прикрытие населенных пунктов подразделениями пожарной охраны области и всех социально значимых объектов на 90%;
2. уменьшение времени прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара на 5 минут;
3. создание пожарных боеспособных отдельных постов;
4. снижение количества погибших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 10 человек (10%) за время реализации Государственной программы;
5. снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 5 - 8%;
6. совершенствование системы связи и взаимообмена информацией;
7. обновление запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля и снижение рисков для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов;
8. совершенствование материально-технической базы аварийно-спасательной службы Псковской области;
9. снижение гибели и травматизма людей на водных объектах Псковской области на 30%;
10. оборудование стационарных и подвижных спасательных постов;
11. оборудование мест массового отдыха населения на водных объектах Псковской области, отвечающих требованиям и нормам действующего законодательства и обеспечивающих надежный уровень безопасности;
12. полное оснащение системы оповещения новыми комплексами оповещения, работающими по цифровым каналам передачи;
13. создание системы оповещения со стопроцентным охватом населения области;
14. сокращение времени оповещения населения до 2 минут;
15. создание муниципальных систем оповещения на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
16. создание эффективной скоординированной системы реагирования на вызовы населения при происшествиях и чрезвычайных ситуациях;
17. сокращение времени прибытия необходимых экстренных служб на место происшествия;
18. создание дополнительных рабочих мест для населения области

     

I. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы


Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Псковской области как одной из составляющих системы национальной безопасности осуществляется Главным управлением МЧС России по Псковской области на основании Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Администрацией Псковской области о передаче друг другу части полномочий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 614-р и постановлением Администрации области от 15 декабря 2011 г. N 508 "О мерах по реализации соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 614-р", в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями с учетом разграничения их функций и полномочий.

В соответствии с Положением об Управлении специальных программ Администрации области, утвержденным приказом по Аппарату Администрации области от 12 сентября 2011 г. N 409-од, на территории области реализацию полномочий Администрации области в сфере организации обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах осуществляет Управление специальных программ Администрации области.

Несмотря на устойчивую положительную динамику основных макроэкономических показателей Псковской области, существует ряд системных проблем в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

1.1. В области пожарной безопасности


В относительных показателях Псковская область в 2013 году по сравнению с показателями по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации выглядит следующим образом.

Количество пожаров, приходящихся на 100 тыс. населения, в Псковской области составляет 176,2, в Северо-Западном федеральном округе - 63,9, в Российской Федерации - 53,5. Число погибших на пожарах на 100 тыс. населения в Псковской области составляет 10,79, в Северо-Западном федеральном округе - 0,44, в Российской Федерации - 0,4.

Доля пожаров в сельской местности в общем их количестве равна 58%, материального ущерба - 47% от общей суммы; числа погибших людей - 71% от общего числа погибших при пожарах.

Одним из важных факторов, также влияющих на сложную обстановку с пожарами и гибелью людей, является удаленность населенных пунктов от мест дислокации подразделений пожарной охраны и недостаточное их обеспечение автомобильной техникой. Из 8379 населенных пунктов, расположенных на территории области, подразделениями противопожарной службы защищены только 5669. Многие населенные пункты области расположены от районных центров на расстоянии более 50 километров и чаще всего последствия пожаров в таких населенных пунктах носят необратимый характер, так как пожарные подразделения не могут в нормативный срок прибыть к месту пожара.

На сегодняшний день среднее время прибытия на пожары в сельской местности составляет 22,4 минуты, в городах - 5,2 минуты. В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Для решения данной проблемы в 2011 году в Псковской области была принята областная долгосрочная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Псковской области на 2012-2015 годы", реализация которой позволила снизить показатели по количеству пожаров с 1228 в 2011 году до 1175 в 2012 году и 571 по состоянию на 01.08.2013, по гибели людей при пожарах - со 184 человек в 2011 году до 172 человек в 2012 году и 72 человек по состоянию на 01.08.2013. Этому способствовало строительство новых отдельных пожарных постов в сельской местности.

Однако, учитывая высокие статистические показатели в Псковской области по количеству пожаров и гибели при пожарах людей по сравнению с общероссийскими, дальнейшее выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности позволит снизить показатели пожарного риска и ущерба, в том числе количество пожаров и гибель людей на пожарах.

1.2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


1.2.1. Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Анализ чрезвычайных ситуаций за период 2003-2013 гг. показал, что наиболее характерными для территории Псковской области являются чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют 92% от общего количества чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера составляют 5,5% от общего числа чрезвычайных ситуаций. В структуре данного вида чрезвычайной ситуации преобладают лесные и торфяные пожары (40%), сильные ветры (20%), сильные снегопады (20%) и сильные ливни (20%).

Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации составляет 1,5 - 2% валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Среднегодовой экономический ущерб от природных чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Псковской области, составляет 1004,8 млн. рублей.

Недостаточный уровень технического оснащения системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории области не позволяет оперативно провести качественный мониторинг возникших чрезвычайных ситуаций, накопить и обработать полученную информацию.

В целях сокращения времени на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и, следовательно, уменьшения материального ущерба от них требуется оснащение современным специальным имуществом, оборудованием и техникой многопрофильной профессиональной аварийно-спасательной службы Псковской области. Однако оснащение аварийно-спасательной службы Псковской области не в полной мере соответствует современным требованиям. В настоящее время из всей имеющейся техники и оборудования современные образцы составляют только 4,9%.

Потенциальную опасность для здоровья и жизни 120000 жителей области, а также окружающей природной среды представляют 12 химически опасных, 96 пожаровзрывоопасных и 5 гидротехнических сооружений, расположенных на территории области. Для обеспечения защиты населения Псковской области (неработающее население и дети) от аварий на данных объектах на складах запасов имущества гражданской обороны Псковской области имеется 434557 противогазов. Данное имущество гражданской обороны, переданное в казну Псковской области, имеет истекшие сроки хранения и требует освежения или утилизации после проведения лабораторных испытаний.

В 2013 году в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Псковской области на 2013-2016 годы" начата работа по проведению лабораторных испытаний имущества гражданской обороны - приборов радиационной разведки ДП-5 (122 ед.), по оснащению Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций специальным программным комплексом.

Дальнейшее выполнение мероприятий по прогнозированию, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Псковской области позволит снизить количество погибших и пострадавших, обеспечить безопасность людей, сохранить материальные ценности области.

1.2.2. Система экстренного оповещения населения


В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является основной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отсутствие своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях привело к человеческим жертвам и большому экономическому ущербу во время наводнения в Якутии в 2001 году, в Краснодарском крае в 2002 году и в октябре 2003 года во время землетрясения в Кемеровской области. Особенно наглядно проявилась проблема своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации при наводнении в г. Крымске в июле 2012 года. Важность системы оповещения наглядно продемонстрировали боевые действия в Югославии и война в Ираке.

Необходимость создания надежной и современной системы оповещения обусловлена еще и тем, что Псковская область, являясь приграничной, граничит со странами блока НАТО.

В настоящее время 31% населения Псковской области не имеет возможности своевременного и надежного оповещения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Из общего количества населения сельских волостей только 6% оповещаются за 40 минут, а 25% населения вообще не получают сигналов оповещения.

Необходимость принятия новых технологических решений по реконструкции системы оповещения области обусловлено требованиями, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций".

Это предполагает обязательное включение в региональную систему оповещения муниципальных образований второго уровня, что позволяет сделать применение принятого к промышленному производству и сертифицированного в 2012 году нового комплекса оповещения П-166М.

Кроме того, в Псковской области функционируют 12 потенциально опасных объектов экономики, которые, исходя из требований безопасности, обязаны иметь локальные системы оповещения, создаваемые для оповещения работающего персонала и населения, проживающего в 2,5 километровой зоне от потенциально опасного объекта.

В связи с этим в ходе реконструкции системы оповещения необходимо предусмотреть создание современных локальных систем оповещения потенциально опасных объектов и интеграцию их в общую систему оповещения. Данная работа начата в рамках областной долгосрочной целевой программы "Реконструкция системы централизованного оповещения Псковской области на 2013-2017 годы".

1.2.3. Создание единой системы вызова экстренных служб "112"


В Псковской области функционируют службы экстренного реагирования: служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов от населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств. Прием и регистрация вызовов от населения осуществляется всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб по "короткому" номеру соответствующей службы ("01", "02", "03", "04" и т.п.), с сотовых телефонов - "010", "020", "030" и т.п.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112", а также определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб (служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях).

Для достижения поставленных задач необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.

Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15 - 25%. В результате этого число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7 - 9%.

В целях уменьшения среднего времени реагирования экстренных служб с 40 минут до 20 - 25 минут на территории Псковской области была принята областная долгосрочная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на 2013-2017 годы".

1.3. В области обеспечения безопасности на водных объектах


В 2013 году показатель гибели людей на водных объектах в расчете на 100 тыс. населения в Псковской области составляет 10,1; в Северо-Западном федеральном округе - 4,8; в Российской Федерации - 3,95.

В 2012 году на водных объектах области погибло 106 человек, из них на отдыхе в необорудованных местах - 83 человека. Подобная картина с определенной долей погрешности сохраняется уже в течение ряда лет: 2010 год - 140/116; 2009 год - 125/82.

Основными факторами, влияющими на количество несчастных случаев, связанных с гибелью людей в местах массового отдыха населения на водных объектах, являются:

недостаточное количество оборудованных мест массового отдыха;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»