Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 февраля 2011 года N 26

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2011-2015 ГОДЫ

(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Дагестан от 30.12.2011 N 531 НГР:RU05000201100654)

(Утратил силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 14.11.2013 N 587, НГР:RU05000201300562)

В целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации", обеспечения государственного регулирования занятости населения в республике Правительство Республики Дагестан постановляет :

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Республики Дагестан на 2011-2015 годы (далее - Программа).

2. Органам исполнительной власти Республики Дагестан, администрациям муниципальных районов и городских округов направлять ежегодно, до 1 января, в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство труда и социального развития Республики Дагестан информацию о ходе реализации мероприятий Программы.

3. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан:

совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов, работодателями обеспечить выполнение мероприятий Программы;

представлять ежегодно, к 1 февраля, в Правительство Республики Дагестан информацию о ходе реализации Программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.

Председатель Правительства

Республики Дагестан

М. Абдулаев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Дагестан

от 3 февраля 2011 г. N 26

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2011-2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ Программы содействия занятости населения Республики Дагестан на 2011- 2015 годы


Наименование -
 Программы

Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 2011- 2015 годы (далее -Программа)

Основание для разработки -Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Государственный заказчик -
 Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Основной разработчик -
 Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Цель Программы -

оказание гражданам содействия в трудоустройстве
 и повышение их конкурентоспособности на рынке труда

Задачи Программы -

реализация мероприятий по содействию занятости граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости населения в поиске подходящей работы;

   актуализация банка вакансий, увеличение количества предприятий республики, получающих государственные услуги службы занятости;

   содействие работодателям, создающим рабочие места, в том числе в сельской местности, в подборе подходящих работников;

     повышение мотивации к труду, ориентация граждан на профессии, пользующиеся спросом на рынке труда;

   содействие самозанятости безработных граждан;

   создание условий для занятости инвалидов и лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, надомным трудом и гибкими формами занятости;

   организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

   организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

   оказание психологической поддержки безработным гражданам;

   организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

   организация социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

   информирование населения о положении на рынке труда в республике

Сроки и этапы -
 реализации Программы

2011-2015 годы
 I этап - 2011-2013 годы, II этап – 2014-2015 годы

Основные мероприятия -
 Программы

оказание государственных услуг по:
   содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

   организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

   содействию самозанятости безработных граждан;

   организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

   организации профессионального обучения с учетом спроса экономики на рабочую силу;

психологической поддержке безработных граждан;

   социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

   осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

Объемы и источники -
 финансирования Программы

расходы средств федерального бюджета на реализацию Программы ежегодно определяются Федеральной службой по труду и занятости после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
  На 2011 год общие расходы средств федерального бюджета составят 746,0 млн рублей, в том числе 168,6 млн рублей - расходы на реализацию мероприятий по содействию занятости населения (из них 58,3 млн рублей – на мероприятия по содействию трудоустройству населения, 110,3 млн рублей – на профессиональное обучение и профориентацию), 577,4 млн рублей – на социальную поддержку безработных граждан

Ожидаемые результаты - реализации Программы
 и показатели социально- экономической эффек-тивности

снижение уровня регистрируемой безработицы к концу реализации Программы до 2,4 проц. экономически активного населения;

   посредничество в трудоустройстве до 461 тыс. человек, в том числе в 2011 году - до 92,3 тыс. человек;

   обеспечение временного трудоустройства на общественных работах до 175 тыс. человек, в том числе в 2011 году - до 35 тыс. человек;

   осуществление профобучения (переобучения) до 50 тыс. безработных граждан, в том числе в 2011 году - до 9,4 тыс. человек;

   оказание профориентационных и профконсультационных услуг до 600 тыс. человек, в том числе в 2011 году - до 122,5 тыс. человек

Контроль за реализацией -
 Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

1. Введение


Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 2011-2015 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и направлена на содействие свободно избранной и продуктивной занятости граждан, повышение качества рабочей силы, обеспечение потребности работодателей в квалифицированных работниках, совершенствование системы социальных гарантий и оказание материальной поддержки безработным гражданам в период их вынужденной безработицы.

Программа подготовлена в соответствии с Методологией разработки программ содействия занятости населения для территориальных органов по вопросам занятости населения, разработанной Федеральной службой по труду и занятости, и предусматривает переход от политики сдерживания роста безработицы к политике содействия занятости населения на основе повышения мобильности рабочей силы, перераспределения ее высококвалифицированной части по отраслям, территориям и видам занятости в интересах дальнейшего экономического развития, роста эффективности труда и социальной стабильности в Республике Дагестан. В частности, система мероприятий Программы включает в себя основные направления содействия занятости населения, предусмотренные по Республике Дагестан федеральной целевой программой "Юг России (2008-2013 годы)", программами развития малого предпринимательства, другими отраслевыми и территориальными программами экономического и социального развития, Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

Кроме того, Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, органов службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по реализации экономической и социальной политики в регионе и обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Республики Дагестан на 2006-2010 годы.

Реализация Программы предусмотрена на период с 2011 по 2015 годы, в два этапа. Первый этап - 2011-2013 годы, второй этап – 2014-2015 годы.

Контрольные показатели количества участников и объемов финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 1.

2. Анализ ситуации на рынке труда Республики Дагестан


В 2010 году в Республике Дагестан сохранилась положительная динамика основных макроэкономических и социальных индикаторов. Так, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в 2010 году по сравнению с предыдущим годом составил 106,9 процента. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности в действующих ценах в 2010 году составил 129 019,0 млн рублей.

По предварительным итогам 2010 года, индекс промышленного производства по трем видам экономической деятельности - "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составил 103,4 проц. к уровню 2009 года.

Объем производства валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям сельхозтоваропроизводителей в 2010 году составил 43 959,2 млн рублей, или 102,0 проц. к уровню 2009 года в сопоставимых ценах.

В 2010 году инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций составили 54 272,5 млн рублей, что на 9,2 проц. выше уровня 2009 года.

По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, начисленная среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за 2010 год возросла на 15,2 проц. и составила 9 793,8 рубля. При этом реальная заработная плата возросла на 4,7 проц., а реальные располагаемые денежные доходы увеличились по сравнению с 2009 годом на 8,1 процента.

Денежные доходы в 2010 году в расчете на душу населения в среднем за месяц составили 15 012,2 рубля, что на 17,8 проц. превысило показатель 2009 года.

Региональная величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за III квартал 2010 года составила 4 449 рублей (рост по сравнению с 2009 годом составил 10 процентов).

В результате принимаемых мер в области экономического развития в республике отмечается рост численности занятых практически во всех отраслях экономики, численность которых в среднем составляет 942 тыс. человек. При этом за последние пять лет прирост числа занятых в экономике составил в среднем 6,7 проц., или 50,7 тыс. человек. Кроме того, наблюдается рост предпринимательской активности граждан, и, соответственно, увеличение числа занятых на малых, в основном, частных предприятиях.

По данным органов статистики, высокими остаются и показатели оборота рабочей силы по крупным и средним предприятиям. Так, в 2010 году с крупных и средних предприятий выбыло по различным причинам 32,9 тыс. человек, или 0,9 проц. среднесписочной численности персонала, из них 26,3 тыс. человек (79,7 проц. общей численности выбывших) уволились по собственному желанию. Выбытие работников компенсировалось приемом новых кадров. В 2010 году было принято на работу на крупные и средние предприятия около 40,1 тыс. человек. В целом же за последние три года на крупные и средние предприятия республики принято около 92 тыс. человек.

Одновременно в 2010 году почти вдвое сократилась численность работников крупных и средних предприятий, которым предоставлялись вынужденные отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации. В режиме неполного рабочего времени работали в среднем от 441 до 2 800 работников предприятий, от 121 до 273 человек находились в простое по вине работодателя и до 840 человек - в отпусках без сохранения заработной платы.

Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги в сфере занятости населения, Республика Дагестан остается одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации, в котором дисбаланс между имеющимися рабочими местами и численностью граждан, ищущих работу, проявляется достаточно ощутимо. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, суммарный неудовлетворенный спрос населения на рабочие места за 2010 год оценивается в 160 - 170 тыс. единиц, а уровень общей безработицы в республике (по методологии МОТ) в среднем составил свыше 13 процентов экономически активного населения. При этом значительная часть незанятого населения, испытывающая трудности в самостоятельном поиске работы, обращается в органы государственной службы занятости населения. Так, в 2009 году работу через органы службы занятости искали 145,1 тыс. человек, а в 2010 году услуги службы занятости были востребованы 138,5 тыс. человек. В 2010 году в составе граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, 34,3 проц. общей численности составили жители горных районов республики, 21,9 - жители предгорных районов, 18,9 – равнинных районов, 24,7 проц. – жители городов. При этом в составе обратившихся граждан 53,8 проц. составили граждане, длительное время или ранее не работавшие, 6,5 проц. – лица, уволившиеся с последнего места работы по собственному желанию, 1,4 проц. – уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, 0,6 проц. – выпускники учебных заведений всех уровней. При этом доля выпускников учебных заведений сокращается (с 1,5 проц. в 2009 году), а доля граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, или впервые ищущих работу, увеличивается (с 38,5 проц. в 2009 году).

Определенные тенденции характерны и для состава зарегистрированных безработных граждан. Так, из числа безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения в муниципальных образованиях (далее также - центры занятости населения), 34,3 тыс. человек (или 82,3 проц. общей численности) проживают в сельской местности, 23,4 тыс. человек (56,1 проц.) составляют женщины. Возрастной состав безработных распределяется следующим образом: 15,9 тыс. человек (38,1 проц.) – молодежь в возрасте 16-29 лет, 0,1 тыс. человек (0,2 проц.) – лица предпенсионного возраста, 24,9 тыс. человек (59,7 проц.) – лица других возрастов. При этом 28,8 проц. общей численности безработных граждан не имеют профессии (специальности), а к самым невостребованным на рынке труда можно отнести профессии бухгалтера (с низким уровнем профподготовки), учителя (по городской местности), водителя (без профессиональных прав), экономиста, финансиста, менеджера (без опыта работы).

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в республике составляет 4 - 5 месяцев, а доля безработных, состоящих на учете более 8 месяцев, в общей численности зарегистрированных безработных составляет всего 3,2 процента. Причем просматривается достаточно устойчивая тенденция снижения последнего показателя (2009 год – 3,3 процента).

На данный показатель в значительной степени повлияло повышение возможностей службы занятости в части содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, прежде всего за счет активизации взаимодействия с предприятиями и организациями и предоставления ими все большего числа вакансий в службу занятости. Так, если в 2008 году в органы службы занятости было заявлено 96,7, в 2009 году - 106,4 тыс. вакансий, то в 2010 году центры занятости располагали информацией о 107,3 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей. В результате доля граждан, трудоустроенных органами службы занятости в 10-дневный срок, возросла с 70,6 проц. в 2008 году до 71,1 проц. в 2009 году и 71,2 проц. в 2010 году.

В профессиональной структуре неудовлетворенного спроса на рабочую силу преобладают преимущественно рабочие профессии: разнорабочий (14,1 проц. имеющихся свободных вакансий на конец отчетного периода), водитель (10 проц.), слесарь-ремонтник и ученик рабочих специальностей (7,8 проц.), токарь (3,8 проц.).

В целом же основные показатели состояния рынка труда и деятельности органов службы занятости представлены в следующей таблице:

Наименование
 мероприятия

2007 год

2008 год

2009 год

2010
 год

1

2

3

4

5

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в поисках работы, тыс. чел .

131,9

129,7

145,1

138,5

Численность граждан, трудоустроенных и принявших участие в общественных работах при содействии органов службы занятости, тыс. чел.,
  в том числе:

86,5

92,2

103,7

110,5

на заявленные вакансии

28,4

29,1

28,6

29,0

за пределами республики

4,2

10,1

10,8

10,9

подростки в свободное от учебы время

14,7

15,2

15,7

16,5

приняли участие в общественных работах

35,1

33,7

37,7

38,8

на временные рабочие места с поддержкой доходов безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

3,0

3,3

4,5

4,9

Численность граждан, направленных на профессиональное обучение, тыс. чел.

10,1

9,9

10,2

10,5

Численность безработных граждан на конец отчетного периода, тыс. чел.

53,6

46,8

45,8

40,1

Численность безработных граждан, которым назначено пособие по безработице на конец отчетного периода, чел.

47661

39087

43049

37765

То же в процентах к безработным

89,0

83,5

93,9

94,3

Количество свободных рабочих мест и вакантных должностей на конец отчетного периода, ед.

444

386

417

450

Принимая во внимание высокую напряженность рынка труда в Республике Дагестан, при которой на одну вакансию, заявляемую в органы службы занятости населения, приходится более 100 не занятых трудовой деятельностью граждан, уровень безработицы остается достаточно высоким на протяжении всего рассматриваемого периода. Вместе с тем следует отметить, что в результате принимаемых органами службы занятости мер по трудоустройству безработных граждан их общая численность снизилась до 40 тыс. человек.

3. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда Республики Дагестан


Данный прогноз ориентирован на долгосрочную перспективу развития при сохранении существующих подходов и приоритетов, а также на практическую консервацию структуры экономики, сохранение складывающейся под воздействием внутренних и внешних факторов умеренной динамики экономического развития республики.

Кроме того, прогноз предусматривает сохранение, поддержку и развитие традиционных видов производств и сфер специализации экономики республики (топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, машиностроение, строительство, рекреационный комплекс, рыбное хозяйство, народные промыслы, туризм) с одновременным повышением их эффективности, стабилизацию налогового потенциала, развитие и совершенствование межбюджетных отношений, организацию общественных работ и создание новых рабочих мест, сокращение государственных расходов, а также поддержание умеренных, но достаточно устойчивых темпов прироста валового регионального продукта (7 - 9 проц. в год) и инвестиций в основной капитал (до 10 проц.), обеспечивающих относительно стабильное состояние экономики республики. По мере преодоления кризисных явлений в экономике в 2010-2015 годах существенное внимание должно уделяться созданию институциональной среды для формирования и развития инноваций, качественной модернизации образования и здравоохранения. При этом приоритетным для государственной политики становится стимулирование создания на территории республики высокотехнологичных производств, решение ключевых задач инфраструктурного обеспечения роста и развития, формирования институтов развития человека, общества и бизнеса. Эти задачи едины для всех этапов развития и формирования инновационной экономики в республике.

В качестве одного из сценарных вариантов прогноза учитывались основные показатели Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на 2012-2017 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»