Недействующий

Об аккредитации в национальной системе аккредитации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"


Проект федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с Концепцией формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года N 1760-р, а также Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 2425-р.

Проект федерального закона направлен на:

обеспечение эффективного использования механизма аккредитации как одной из форм государственного регулирования;

создание и эффективное функционирование национальной системы аккредитации Российской Федерации, установление единой политики, единых принципов и правил аккредитации на территории Российской Федерации;

обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных и достоверных результатов деятельности аккредитованных лиц;

повышение компетентности и эффективности деятельности аккредитованных лиц;

гармонизацию правил и процедур аккредитации с международными стандартами и рекомендациями, создание условий для признания внутри страны и за рубежом результатов аккредитации и результатов деятельности аккредитованных лиц;

устранение неоправданных препятствий для развития торговли и производства;

создание условий для добросовестной конкуренции и недопущения ее ограничения в области оценки соответствия, обеспечения единства измерений и других областях;

обеспечение открытости и доступности информации в области аккредитации для всех заинтересованных лиц;

создание института независимых экспертов по аккредитации и механизма досудебного обжалования решений в области аккредитации.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение аккредитации как формы государственного регулирования, что позволяет применять механизм аккредитации в различных сферах общественных отношений и в различных целях.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по аккредитации, а также практики их применения показал следующие недостатки действующей системы аккредитации:

неоднородность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации и органам по оценке соответствия, что не дает возможности установления единого порядка аккредитации и проведения единой политики в данной области;

несоответствие организации системы аккредитации и правил по аккредитации международным документам, что создает барьеры выходу на внешние рынки российской продукции из-за отсутствия международного признания результатов оценки соответствия;

низкий уровень безопасности продукции из-за выдачи аккредитованными организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний), измерений, экспертиз, оценок и т.п.;

отсутствие института независимых экспертов по аккредитации.

Следствием сложившегося порядка аккредитации являются высокие издержки добросовестного бизнеса на оценку соответствия продукции и других объектов установленным требованиям.

Неоднородность норм, устанавливающих требования к органам по оценке соответствия и порядку их аккредитации, существующая в действующем законодательстве, не дает возможности полноценного формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации.

Разрозненность и недостаточность правовых основ организации и проведения аккредитации, отсутствие единых правил аккредитации, гармонизированных с международными документами, снижает значимость отечественной аккредитации и является препятствием для вступления России в международные организации по аккредитации и свободного продвижения российской продукции на международном рынке.

Предметом регулирования проекта федерального закона являются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при осуществлении аккредитации:

1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ по оценке соответствия, выполняемых органами государственной власти, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия авиационной техники и объектов гражданской авиации; морских и речных гражданских судов);

2) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

3) экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве", Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Положения проекта федерального закона также распространяются на случаи обращения с заявлением об аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении добровольных к исполнению требований, а также выполняющих исследования, испытания и измерения.

Проект федерального закона базируется на принципах и основных положениях международных норм и правил в области аккредитации.