Недействующий

     

Проект

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"



Внести в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2002, N 41, ст.3970; 2004, N 25, ст.2482, N 35, ст.3607; 2007, N 26, ст.3076) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, не связанных с проведением аварийно-спасательных работ.";

2) абзац третий статьи 7 изложить в следующей редакции:

"разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;";

3) в статье 8:

а) абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:

"создают и поддерживают в пределах своих полномочий в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;";

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"создают и поддерживают в пределах своих полномочий в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.";

4) в статье 9:

а) абзац пятый пункта 1 исключить;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, имеющие опасные производственные объекты, аварии на которых могут являться источниками чрезвычайных ситуаций, и эксплуатирующие их, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, кроме нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии готовности.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.";

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Организации, имеющие опасные производственные объекты, аварии на которых могут являться источниками чрезвычайных ситуаций, и эксплуатирующие их, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения при условии, что зона действия поражающих факторов сценариев аварий, описанных в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, выходит за пределы территории опасного производственного объекта.";

5) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:

"1. Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности функционирования сил гражданской обороны, а также создания дополнительных условий для выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Законопроектом предусмотрено изложение в новой редакции абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), а также дополнение пункта 2 указанной статьи абзацем, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Одновременно предусмотрено закрепление в статье 7 Федерального закона "О гражданской обороне" такого полномочия федерального органа исполнительной власти, как создание необходимых сил и средств гражданской обороны.

Вместе с тем внесение соответствующих изменений в статьи 7 и 8 направлено лишь на формальное уточнение формулировки полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях более точного изложения уже имеющихся полномочий.

Это объясняется тем, что в настоящее время в соответствии с пунктом 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - постановление) основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил гражданской обороны, являются создание и оснащение современными техническими средствами сил и средств гражданской обороны. То есть в соответствии с этим постановлением силы гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления уже созданы в рамках реализации задач по обеспечению их постоянной готовности и функционируют на всех уровнях. Поэтому корректировка редакции полномочий в данной части просто уточняет их в более корректной форме и не требует новых затрат ресурсов на выполнение данных мероприятий.

Кроме того, в действующей редакции пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О гражданской обороне" не учтено, что в состоянии постоянной готовности могут содержаться только силы, созданные на штатной основе, например, аварийно-спасательные службы и формирования. При этом такие формирования, как звено по обслуживанию убежищ и укрытий, санитарная дружина или пункт выдачи средств индивидуальной защиты, создаются, как правило, на нештатной основе и не могут находиться в состоянии постоянной готовности.

В соответствии с пунктом 12 Плана мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2012 года N 341-р, МЧС России поручено подготовить проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне", направленного на уточнение критериев отнесения объектов к категории потенциально опасных производственных объектов, а также критериев отнесения организаций к имеющим важное оборонное и экономическое значение или представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, в том числе в целях ограничения случаев возникновения обязанностей по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований и локальных систем оповещения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" организации, продолжающие работу в военное время, подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Согласно Положению о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, данные организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и должны предусматривать создание сил гражданской обороны. К указанным силам относятся нештатные аварийно-спасательные формирования, создание которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Указанный Федеральный закон обязывает проводить подготовку и аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны.

При этом законом не предусмотрено создание других, не подлежащих аттестации формирований, которые могли бы взять на себя в субъектах Российской Федерации обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне, таких как приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны, развертывание подвижных пунктов питания и вещевого снабжения, создание эвакуационных органов, автосанитарных колонн, развертывание медицинских постов, звеньев радиационной химической разведки, а также различных команд, групп и звеньев, которые до 2004 года входили в состав служб гражданской обороны.

В связи с этим, в целях оптимизации затрат организаций целесообразно предусмотреть создание организациями, продолжающими работу в военное время, но не имеющими опасных производственных объектов, только нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, к которым не предъявляются требования по их аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Поэтому законопроектом предусмотрено изложение пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" в новой редакции, согласно которой организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Данным пунктом также определено, что организации, имеющие опасные производственные объекты, аварии на которых могут являться источниками чрезвычайных ситуаций, и эксплуатирующие их, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, кроме нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии готовности.

Закрепление за организациями, продолжающими работу в военное время, но не имеющими опасных производственных объектов, обязанности по созданию формирований гражданской обороны на нештатной основе значительно оптимизирует затраты указанных организаций на создание и содержание сил гражданской обороны. Это объясняется тем, что создание и содержание нештатных аварийно-спасательных формирований, к которым предъявляются более высокие требования, значительно дороже, чем создание нештатных формирований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, которые будут применяться только в военное время.

Кроме того, в законодательстве отсутствуют четкие критерии по созданию организациями, имеющими опасные производственные объекты локальных систем оповещения (далее - ЛСО).

Законопроектом определяется, что организации, имеющие опасные производственные объекты, аварии на которых могут являться источниками чрезвычайных ситуаций, и эксплуатирующие их, создают и поддерживают в состоянии готовности ЛСО при условии, что зона действия поражающих факторов сценариев аварий, описанных в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, выходит за пределы территории опасного производственного объекта.

Установление четких критериев по данным вопросам значительно сузит круг организаций, к которым могут быть предъявлены требования по созданию и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданию локальных систем оповещения.

С учетом вносимых изменений, положениями законопроекта также дополняется статья 1 Федерального закона "О гражданской обороне" нормой, в соответствии с которой закрепляется понятие нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Так, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования создаваемые организациями в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, не связанных с проведением аварийно-спасательных работ.

В целом законопроект направлен на оптимизацию выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации государственной политики и выполнения мероприятий в области гражданской обороны.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне"



Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (далее - законопроект) предусмотрено изложение в новой редакции абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), а также дополнение пункта 2 указанной статьи абзацем, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Одновременно предусмотрено закрепление в статье 7 Федерального закона "О гражданской обороне" такого полномочия федерального органа исполнительной власти как создание необходимых сил и средств гражданской обороны.

Вместе с тем внесение соответствующих изменений направлено лишь на формальное уточнение формулировки полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях более точного изложения уже имеющихся полномочий.

Это объясняется тем, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" федеральные органы исполнительной власти имеют полномочия организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют полномочия на осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности. При этом в соответствии с подпунктами 45 и 51 пункта 2, статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключение субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации и осуществлению на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с подпунктами 23 и 24 пункта 1 статьи 14 главы 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Указанные службы и формирования в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" относятся к силам гражданской обороны.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - постановление) мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях. Основными мероприятиями по гражданской обороне, в соответствии с пунктом 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил гражданской обороны, являются создание и оснащение современными техническими средствами сил и средств гражданской обороны.

В связи с вышеизложенным силы гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления уже созданы в рамках обеспечения их постоянной готовности и функционируют на всех уровнях. Поэтому корректировка редакции полномочий в данной части обеспечивает их уточнение в более корректной форме и не требует новых финансовых и материальных затрат на выполнение данных мероприятий.

Таким образом, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходных обязательств федерального бюджета и позволит повысить эффективность реализации государственной политики в области гражданской обороны.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт МЧС России

www.mchs.gov.ru

по состоянию на 16.07.2013

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»