Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

     

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) подготовлен в связи с необходимостью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Законопроект представляет собой пакет законодательных инициатив, направленных на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение специальной оценки условий труда.

Вносимые законопроектом поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают введение в законодательство Российской Федерации об охране труда процедуры специальной оценки условий труда как основного инструмента для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, замену процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда для работодателя декларированием соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда на основе результатов специальной оценки условий труда.

Изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается выделение наиболее опасных для жизни и здоровья работников нарушений законодательства об охране труда в отдельную статью 5.27_1, предусматривающую такие составы правонарушений в области охраны труда, как нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и другие.

Также изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается существенное увеличение размера административных штрафов за указанные нарушения, а также "ступенчатое" наступление ответственности.

Новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает увеличение размера наказания за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, включая ужесточение ответственности (до пяти лет лишения свободы) за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности гибель двух и более лиц.

В части пенсионного обеспечения законопроектом в качестве мер, стимулирующих работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения закрепляется положение, в соответствии с которым досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем в пользу работника и с его согласия в силу существующих (существовавших) между ними трудовых отношений, на основе пенсионного договора.

Законопроектом предлагается освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в случае формирования работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии в указанных системах с уплатой работодателями соответствующих взносов. Также законопроектом предусматривается, что правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением досрочного пенсионного договора и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работников, регулируются законодательством Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя и досрочным пенсионным договором.

Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение за работником права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования только в части, пропорционально уплаченным за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам по дополнительным тарифам. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий будут включаться периоды работы во вредных и (или) опасных условиях, за которые, с согласия работника, работодатель уплачивал пенсионные взносы в рамках созданной им системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме того, в связи с введением специальной оценки условий труда законопроектом вводятся терминологические изменения в отдельные федеральные законы в области здравоохранения.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт ГосДумы России

www.duma.gov.ru

по состоянию на 03.09.2013