Недействующий

     

Проект



 Концепция развития системы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период до 2020 года

     

     

1 Общие положения


Настоящая Концепция содержит совокупность целей и принципов стандартизации в нефтегазовом комплексе Российской Федерации и определяет приоритетные направления технического развития системы стандартизации на период до 2020 года (далее - Концепция). Система стандартизации в нефтегазовом комплексе включает участников системы, документы в области стандартизации и информационные ресурсы. Её деятельность направлена на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции нефтегазовой промышленности.

Концепция должна способствовать:

развитию отечественного и международного рынков нефтегазовой продукции, работ (услуг) нефтегазового комплекса и смежных отраслей промышленности;

повышению безопасности и качества создаваемой и используемой нефтегазовой продукции, работ (услуг), в том числе за счет широкого внедрения инновационных процессов и высокотехнологичного оборудования;

обеспечению энергетической эффективности, ресурсосбережению технологических процессов в нефтегазовом комплексе и в смежных отраслях промышленности.

Характеризуя общее состояние системы стандартизации в нефтегазовом комплексе, следует отметить, что она в сегодняшнем состоянии не способна адекватно ответить на вызовы, касающиеся ускоренной модернизации технологической базы нефтегазового комплекса (НГК), повышения качества выпускаемой продукции, обеспечения энергоэффективности, ресурсосбережения и экологической безопасности.

В силу экономических и иных причин государственный и нефтегазовый секторы сократили инвестиции в разработку национальных, межгосударственных и международных стандартов. Отсюда снизились эффективность и сама возможность продуктивной работы технических комитетов по стандартизации. Наметилось существенное отставание от работ, проводимых в аналогичных секторах ИСО/СЕН. Имеющиеся средства не позволяют поддерживать требуемый для развития темп обновления фонда национальных стандартов.

Однако, несмотря на серьезное отставание, имеются объективные предпосылки для ускоренного развития системы стандартизации. Огромный интеллектуальный потенциал нефтегазового комплекса и его инвестиционные возможности позволяют создать необходимые условия для сокращения разрыва между национальными и международными стандартами, а также создания системы перспективных стандартов, необходимых для реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года .

Для достижения этой цели в ближайшей перспективе предстоит осуществить ряд мер по совершенствованию сложившейся системы стандартизации. В связи с чем разработка "Концепции развития системы стандартизации в нефтегазовом комплексе до 2020 года" становится приоритетной и практически значимой задачей.

Реализация Концепции и Программы стандартизации на период до 2020 года, разработанных при активном участии нефтегазовых компаний, производителей и поставщиков средств технологического обеспечения НГК, а также технических комитетов по стандартизации (ТК) позволит на системном уровне обеспечить планомерное обновление фонда национальных и корпоративных стандартов для предприятий отрасли, ускорить внедрение признанных на глобальном рынке международных и региональных стандартов, создать доказательную базу соответствия продукции требованиям технических регламентов.

2 Правовая основа разработки Концепции


Правовую основу разработки Концепции образуют нормативные акты, принятые на национальном, межгосударственном и международном уровнях стандартизации.

2.1. На национальном уровне правовую основу составляют:

Федеральный закон "О техническом регулировании";

Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации;

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;

Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

При формировании представления о правовой основе разработки настоящей Концепции наряду с указанными документами учтены отдельные положения Федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об охране атмосферного воздуха"; Закона Российской Федерации "О недрах", "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"; Доктрины национальной энергетической безопасности; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года; международных соглашений, регулирующих вопросы стандартизации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации; документы в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, действующие в Российской Федерации.

2.2. На межгосударственном уровне правовую основу составляют:

"Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации";

"Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

"Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества";

Меморандум между Евразийской экономической комиссией и Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации о сотрудничестве в области стандартизации и обеспечения единства измерений;

2.3. На международном уровне правовую основу составляют:

"Соглашение по техническим барьерам в торговле" Всемирной торговой организации,

иные международные нормативные правовые акты, положения которых Российская Федерация обязана исполнять в соответствии с действующим законодательством.

3 Сфера реализации Концепции


Концепция охватывает следующие секторы нефтегазового комплекса России и смежных отраслей промышленности:

нефтегазодобывающую промышленность;

нефтегазоперерабатывающую промышленность;

магистральный транспорт и хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

нефтегазохимическую промышленность;

а также затрагивает:

нефтегазовый сервис;

производство средств технологического обеспечения нефтегазового комплекса (технологического оборудования, комплектующих изделий и материалов).

Концепция определяет приоритетные направления стандартизации. важнейшим из которых является поддержка инновационного развития нефтегазового комплекса посредством непрерывного процесса поиска и практической реализации новых научно-технических, технологических и организационно-экономических решений. Предстоит разработать стандарты, обеспечивающие:

создание и широкое применение отечественных программно-аппаратных комплексов, оборудования и приборов для моделирования и управления геолого-техническими мероприятиями в процессе разработки месторождений;

внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи и повышение коэффициента извлечения нефти на разрабатываемых и вводимых в разработку месторождениях, в том числе нетрадиционных видов углеводородного сырья;

разработку и освоение технологических комплексов по бурению и добыче углеводородов на континентальном шельфе;

внедрение технологий и оборудования для утилизации попутного нефтяного газа, в том числе малотоннажного производства синтетического жидкого топлива;

разработку и внедрение современных технологий нефтегазопереработки и нефтегазохимии;

создание отечественных средств технологического обеспечения процессов добычи, переработки и транспортирования нефти и газа.

4 Цели и принципы стандартизации


Стратегическими целями развития системы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период до 2020 года являются:

содействие выходу российских нефтегазовых компаний на глобальный рынок;

снижение неоправданных технических барьеров для развития нефтегазового комплекса;

обеспечение энергетической безопасности, энергоэффективности и ресурсосбережения, и экологической безопасности;

повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции нефтегазового комплекса;

формирование и совершенствование системы стандартизации в нефтегазовом комплексе, отвечающей нормам ВТО и Таможенного союза;

содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств в части вопросов, относящихся к сфере деятельности нефтегазового комплекса;

содействие трансферту наилучших лабораторных практик применительно к задачам нефтегазового комплекса;

активизация работы в технических комитетах международных и региональных организациях по стандартизации по нефтепродуктам, природному газу, материалам, оборудованию и морским сооружениям в нефтяной и газовой промышленности;

расширение применения IT- технологий в процессах планирования и разработки стандартов в нефтегазовом комплексе и в смежных отраслях промышленности;

координация деятельности нефтегазовых компаний и предприятий смежных отраслей промышленности в процессе разработки национальных, межгосударственных и международных стандартов.

Предполагается, что реализация Концепции будет осуществляться при соблюдении следующих основных принципов:

приоритетности общенациональных интересов для обеспечения энергетической безопасности и конкурентоспособности НГК на мировых рынках;

гармонизации национальных и международных стандартов для развития глобальных нефтегазовых рынков;

баланса интересов государства и бизнеса;

обязательности соблюдения требований документов по стандартизации, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;

применения в НГК международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

максимального учета мнений нефтегазовых компаний и предприятий смежных отраслей промышленности при разработке документов по стандартизации на национальном уровне;

обеспечения преемственности работ по стандартизации;

экономической и технической обоснованности устанавливаемых стандартами требований к продукции (работам, услугам);

открытости (прозрачности) процедур разработки документов по стандартизации, разрабатываемых на национальном уровне;

однозначности в понимании требований, включаемых в документы по стандартизации;

непротиворечивости документов по стандартизации нормативным правовым актам; унификации правил и процедур разработки документов по стандартизации;

обеспечения системности и комплексности стандартизации;

обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации в нефтегазовом комплексе.

5 Современное состояние стандартизации в нефтегазовом комплексе


Деятельность по стандартизации в нефтегазовом комплексе осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании".

Разработку стандартов на национальном уровне выполняют более 10 технических комитетов, охватывающих практически все сектора нефтегазового комплекса и смежных отраслей промышленности. Создан фонд документов, насчитывающий более 1000 национальных и межгосударственных стандартов. Для сравнения аналогичный фонд ИСО составляет около 900 стандартов, DIN (Германия) - около 1600.

Наряду с этим, в ведущих нефтегазовых компаниях сформированы корпоративные системы стандартизации, в документах которых нашли отражение особенности применяемых ими технологий. В ряде случаев корпоративные стандарты затрагивают сферы, пока не охваченные национальной системой стандартизации.

При этом нельзя не заметить отсутствие у нефтегазовых компаний приверженности к разработке стандартов на национальном уровне. Проблема усугубляется тем, что в силу низкой рентабельности большинство предприятий нефтегазового комплекса оказалось недостаточно восприимчивыми к современным национальным и международным стандартам. Более того, отдельные компании дистанцировались от стандартизации на национальном уровне, и до настоящего времени не проявляют должной активности в разработке и применении национальных стандартов.

Как следствие стареет фонд национальных стандартов. Средний возраст стандартов превысил 15 лет. Наблюдается существенное отставание от работ, проводимых международными и региональными организациями по стандартизации (ИСО/СЕН). Уровень гармонизации российских и международных стандартов составляет не более 30% против 65-70% у стран ЕС.

Отечественный нефтегазовый бизнес продолжает по-прежнему инвестировать средства в развитие корпоративных систем стандартизации. Между тем экономическая выгода от применения международных стандартов осознана во многих странах с развитой энергетикой. Крупные компании, работающие на глобальном рынке ("Shell", "BP", "Eni", "GdF" и др.), в основном вкладывают средства в разработку и внедрение международных стандартов. Актуальность применения западным бизнесом международных стандартов обусловлена также сложившейся практикой проведения тендеров при реализации глобальных инвестиционных проектов. В этом случае международные стандарты, как правило, выступают в качестве фильтра для подрядчиков.

Отрасль имеет значительные ресурсы для прорыва в рассматриваемой сфере деятельности. Однако для его осуществления в ближайшей перспективе потребуется разработка новой политики в области стандартизации. Предстоит нарастить правовую базу, провести структурные преобразования, повысить эффективность управления работами по стандартизации в отрасли, создать экономические условия для перехода отрасли на международные (региональные) стандарты, восстановить утраченные позиции отечественной школы стандартизации.

Уже сегодня можно говорить о некоторых позитивных шагах. Начата и набирает темпы поэтапная модернизация правовой базы. При активном содействии профессионального сообщества НГК подготовлены и внесены поправки в Федеральный закон "О техническом регулировании". Это позволило создать предпосылки для усиления роли и влияния стандартов на экономику отрасли. Большое значение для повышения эффективности стандартизации имеет совершенствование институциональной среды. В последнее время активизировалась деятельность созданных в НГК научно-общественных организаций, в состав которых вошли представители федеральных органов исполнительной власти, нефтегазовых компаний, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, в том числе зарубежных организаций (СЕН/ТК 12, ИСО/TC67, "Eni", "OGP", "IFAN", "Shell", "BP" и др.). Это позволило консолидировать усилия нефтегазовых компаний в сфере технического регулирования и стандартизации. Оптимизирована структура технических комитетов. В состав комитетов вошли ведущие нефтегазовые компании, как ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", НК "Лукойл", ООО "Межрегионгаз", ОАО "АК" "Транснефть" и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»