ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 675


О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования в Республике Башкортостан"



Правительство Республики Башкортостан постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).



Временно исполняющий
обязанности Главы
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ



Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 29 декабря 2018 г. N 675



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


1. В государственной программе "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями):


1) в паспорте государственной программы:


а) раздел "Цели и задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Цель и задачи государственной программы

Цель:

обеспечить доступность и качество образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Республики Башкортостан

Задачи:

создать современные организационно-экономические механизмы, обеспечивающие равную доступность услуг общего образования детей;

модернизировать профессиональное образование для устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в регионе;

формировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов, а также систему отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан;

создать условия для воспитания детей в семье, включая все формы семейного устройства;

создать условия для предоставления всем категориям обучающихся равных возможностей в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;

развивать кадровый потенциал сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников, в том числе внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников;

создать современную инфраструктуру, обеспечивающую равную доступность услуг общего образования детей";


б) в разделе "Перечень подпрограмм" подпункт 4 изложить в следующей редакции:


"4) "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов, а также формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";";


в) раздел "Целевые индикаторы и показатели государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей);

доля обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам в общем числе обучающихся общеобразовательных организаций;

удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);

доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;

оценка удовлетворенности населения услугами в сфере образования;

доля педагогов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации, в общем количестве педагогических работников республики;

количество новых мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях Республики Башкортостан";


г) раздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2025 годах составит 561557012,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 532364336,7 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 34055248,0 тыс. рублей;

2014 год - 34578108,2 тыс. рублей;

2015 год - 35570565,9 тыс. рублей;

2016 год - 39412145,1 тыс. рублей;

2017 год - 40584907,3 тыс. рублей;

2018 год - 44404913,8 тыс. рублей;

2019 год - 43739981,2 тыс. рублей;

2020 год - 43336411,2 тыс. рублей;

2021 год - 43336411,2 тыс. рублей;

2022 год - 43336411,2 тыс. рублей;

2023 год - 43336411,2 тыс. рублей;

2024 год - 43336411,2 тыс. рублей;

2025 год - 43336411,2 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 11151616,3 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 2797689,8 тыс. рублей;

2014 год - 1748933,5 тыс. рублей;

2015 год - 1048121,5 тыс. рублей;

2016 год - 690135,9 тыс. рублей;

2017 год - 985710,1 тыс. рублей;

2018 год - 665456,4 тыс. рублей;

2019 год - 514401,5 тыс. рублей;

2020 год - 450194,6 тыс. рублей;

2021 год - 450194,6 тыс. рублей;

2022 год - 450194,6 тыс. рублей;

2023 год - 450194,6 тыс. рублей;

2024 год - 450194,6 тыс. рублей;

2025 год - 450194,6 тыс. рублей;

в) местных бюджетов - 41680,2 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 264,8 тыс. рублей;

2014 год - 431,6 тыс. рублей;

2015 год - 1785,4 тыс. рублей;

2016 год - 19620,6 тыс. рублей;

2017 год - 7135,6 тыс. рублей;

2018 год - 6651,6 тыс. рублей;

2019 год - 5790,6 тыс. рублей;

г) государственных внебюджетных фондов - 1277,8 тыс. рублей, из них по годам:

2016 год - 638,9 тыс. рублей;

2017 год - 638,9 тыс. рублей;

д) внебюджетных источников - 17998101,6 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 1525641,4 тыс. рублей;

2014 год - 1636797,4 тыс. рублей;

2015 год - 1792122,7 тыс. рублей;

2016 год - 1680497,0 тыс. рублей;

2017 год - 1186996,1 тыс. рублей;

2018 год - 1462671,0 тыс. рублей;

2019 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2020 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2021 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2022 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2023 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2024 год - 1244768,0 тыс. рублей;

2025 год - 1244768,0 тыс. рублей";


2) в государственной программе:


а) раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы образования Республики Башкортостан" изложить в следующей редакции:


"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Реализация государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования направлена на повышение роли образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и обеспечение социального благополучия населения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Законом Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан", а также со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года, одобренной 13 декабря 2017 года на заседании Правительства Республики Башкортостан Главой Республики Башкортостан Хамитовым Р.З.


Современная система образования нуждается в модернизации согласно требованиям инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и соответствующее эффективное использование финансовых ресурсов.


Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является износ материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций, не отвечающих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования.


Актуальна проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, в связи с чем необходимо увеличивать объемы их строительства, оказывать поддержку частным детским садам, развитию и внедрению альтернативных моделей дошкольного образования.


Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных организаций в областях менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к должностным обязанностям.


В связи с введением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) второго поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов. Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.


Продолжает оставаться актуальным привлечение, в том числе с использованием мер государственной поддержки, перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные организации.


В целях расширения работы с одаренными детьми из сельской местности необходимо расширить деятельность инновационных школ-интернатов, которые характеризуются разнообразием предметной и профессиональной ориентации, среди них школы-интернаты экономической, политехнической, художественной, музыкальной, спортивной направленностей.


На базе государственной автономной организации дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан создан Научно-методический центр развития одаренности. Однако требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. В частности, недостаточно развиты меры стимулирования таких педагогов. Очевидна задача по созданию единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных организаций, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.


В целях обеспечения развития талантливых и творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям", "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя".


Обучение в организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, завершается государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА), при успешном прохождении которой выпускнику выдается аттестат об основном общем или о среднем общем образовании.


ГИА по образовательным программам основного общего образования проводится в двух формах: основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.


ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится тоже в двух формах: единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.


Обязательными для сдачи ГИА являются учебные предметы "Русский язык" и "Математика".


В целях организованного проведения ГИА в Республике Башкортостан осуществляются подготовка и обучение всех участников образовательного процесса.


В соответствии с Положением о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2014 года N 125, ежегодно выплачивается денежная компенсация в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых Министерству образования Республики Башкортостан (далее - Минобразования РБ) на указанные цели.


Для обеспечения объективности проведения единого государственного экзамена каждая аудитория пунктов, в которых он проводится, оборудована системами видеонаблюдения.


Особого внимания требует процедура проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования, а именно: тиражирование и пакетирование экзаменационных материалов; их доставка до мест проведения экзамена и обратно в Региональный центр обработки информации и сопровождения государственной итоговой аттестации для их дальнейшей обработки; выплата денежной компенсации лицам, привлекаемым к проверке и технологической обработке экзаменационных работ.


Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих организаций. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования детей при их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.


Материальная база большинства загородных детских оздоровительных организаций не отвечает современным требованиям: требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, обновление инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей.


Необходимы комплексное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, а также развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий, профессиональных образовательных организаций). Также необходимо усилить сетевое взаимодействие организаций образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными организациями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов на дому.


Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем остается низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно важных задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественных ролей. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.


Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в профессиональных образовательных организациях, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных организаций и перераспределением их потоков в пользу высшего образования. Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.


Таким образом, сфера образования Республики Башкортостан сегодня формирует современные модели дошкольного, общего и профессионального образования, направленные на обеспечение соответствия этой сферы как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества по поводу качества и доступности образовательных услуг. При этом необходимо соблюдение государственных гарантий прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования.";


б) раздел 2 "Цели и задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:


"2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


На основании Указа Главы Республики Башкортостан от 23 марта 2018 года N УП-41 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан" и распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р деятельность Минобразования РБ оценивается посредством отраслевых показателей, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Башкортостан и отрасли образования.


Цель государственной программы - обеспечить доступность и качество образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Республики Башкортостан.


Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:


создать современные организационно-экономические механизмы, обеспечивающие равную доступность услуг общего образования детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»