ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2019 года N 187-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 517-пп



В соответствии с законом Белгородской области от 18 декабря 2017 года N 211 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и законом Белгородской области от 19 декабря 2018 года N 337 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в целях корректировки государственной программы Белгородской области "Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014 - 2020 годы" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 517-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014 - 2020 годы":


- в заголовке к тексту постановления, в пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;


- государственную программу Белгородской области "Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды", утвержденную в пункте 1 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;


- во втором абзаце пункта 5 постановления слова "к 15 апреля ежегодно до 2021 года" заменить словами "к 15 апреля ежегодно до 2026 года".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.



Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО



Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 29 апреля 2019 г. N 187-пп



ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ВОДНОГО И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

N п/п

Наименование государственной программы Белгородской области "Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды" (далее - государственная программа)

1.

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области

2.

Соисполнители государственной программы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области;

управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области;

управление экологического надзора Белгородской области;

департамент строительства и транспорта Белгородской области

3.

Участники государственной программы

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области;

департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области;

управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области;

управление экологического надзора Белгородской области;

департамент строительства и транспорта Белгородской области

4.

Подпрограммы государственной программы

1. Развитие лесного хозяйства.

2. Развитие водохозяйственного комплекса.

3. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

4. Сохранение, воспроизводство и использование животного мира.

5. Любительское рыболовство и охрана водных биоресурсов.

6. Обеспечение реализации государственной программы.

7. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области

5.

Цель государственной программы

Сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды области

6.

Задачи государственной программы

1. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

2. Создание условий для эффективного развития водохозяйственного комплекса.

3. Создание условий для стабилизации и улучшения качества окружающей среды области, экологической безопасности, повышение экологической культуры населения.

4. Обеспечение эффективного, устойчивого, неистощимого использования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия на территории области.

5. Развитие рыболовства на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов области.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти в сфере развития водного и лесного хозяйства Белгородской области, охраны окружающей среды.

7. Повышение экологической безопасности населения на территории Белгородской области путем модернизации существующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами

7.

Сроки и этапы реализации государственной программы

Реализация государственной программы осуществляется в 2 этапа:

1 - 2014 - 2020 годы;

2 - 2021 - 2025 годы

8.

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета, а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников

Общий объем бюджетных ассигнований государственной программы в 2014 - 2025 годах - 6163272,8 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 2013631,0 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета - 3620817,8 тыс. рублей;

в том числе по годам:

2014 год - 255470 тыс. рублей;

2015 год - 228279 тыс. рублей;

2016 год - 229683 тыс. рублей;

2017 год - 227913 тыс. рублей;

2018 год - 293595 тыс. рублей;

2019 год - 621832,6 тыс. рублей;

2020 год - 524847 тыс. рублей;

2021 год - 257988,2 тыс. рублей;

2022 год - 242574,2 тыс. рублей;

2023 год - 244379,8 тыс. рублей;

2024 год - 246205,2 тыс. рублей;

2025 год - 248050,8 тыс. рублей.

за счет средств консолидированных бюджетов муниципальных образований - 105305,0 тыс. рублей;

за счет средств иных источников - 423519,0 тыс. рублей

9.

Конечные результаты реализации государственной программы

Планируется:

1. Увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, до 38 процентов к 2016 году.

2. Снижение удельного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 0,087 тонн/млн руб. валового регионального продукта к 2025 году.

3. Снижение удельного сброса загрязненных сточных вод до 0,05 куб. м/млн руб. валового регионального продукта к 2025 году.

4. Снижение удельного объема образующихся отходов производства и потребления до 121,6 тонн/млн руб. валового регионального продукта к 2018 году.

5. Индекс прироста численности косули до 19,3 процента к 2025 году.

6. Доля проведенных водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране окружающей среды от установленного перечня мероприятий, проводимых за счет бюджетов всех уровней, до 100 процентов к 2025 году



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп (далее - Стратегия области), определено, что стратегической целью развития области является достижение для населения Белгородской области качества жизни, достойного человека, и его постоянное улучшение, что во многом определяется улучшением состояния окружающей среды и рациональным природопользованием.


Мировой опыт свидетельствует, что экологически безопасное природопользование в значительной мере обусловлено совершенствованием действующих механизмов государственного управления в области рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов.


В условиях активного проявления деградационных процессов современное природопользование должно быть ориентировано на рациональное использование природных ресурсов.


Развитие лесного хозяйства.


Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, неистощимое использование являются стратегически важной задачей.


Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесном хозяйстве. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обуславливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины. Сегодня в лесном хозяйстве накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса.


К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.


По учету на 1 января 2012 года общая площадь земель лесного фонда области составляет 228,55 тыс. га, в том числе лесные земли занимают 220,11 тыс. га, или 96,3 процента. Покрытые лесной растительностью земли от общей площади составляют 94,6 процента, не покрытые лесной растительностью - 1,7 процента. Нелесные земли составляют 3,7 процента. Городские леса, поставленные на кадастровый учет, составляют 608 га.


В целом по области площади, занятые основными лесообразующими породами, остаются на протяжении последнего десятилетия достаточно стабильными при увеличении площади дуба высокоствольного и уменьшении площади дуба низкоствольного.


Лесной фонд области имеет значительную природную пожарную опасность и требует постоянного наблюдения в период с апреля по ноябрь. В среднем за год на территории области регистрируется до 40 лесных пожаров со средней площадью каждого пожара 1 га (за исключением аномально жаркого лета в 2010 году - 39 га). Наибольшее число пожаров возникает в апреле, мае (пик возгораемости - самый высокий класс пожарной опасности по условиям погоды), августе, сентябре.


Происходящие лесные пожары обусловлены высокой плотностью населения и большой рекреационной нагрузкой на лесные насаждения.


В целях предупреждения возникновения лесных пожаров ежегодно обеспечивается выполнение мер противопожарного обустройства лесов, включающих реконструкцию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, устройство и уход за минерализованными полосами, благоустройство зон отдыха граждан, установку и эксплуатацию шлагбаумов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.


Основная задача лесозащиты - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств. С этой целью в лесах области проводится комплекс работ, включающих санитарно-оздоровительные мероприятия и лесопатологический мониторинг. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах области проводятся в виде выборочных, сплошных санитарных рубок и уборки захламленности, которые являются наиболее действенным и быстрым способом, позволяющим улучшить санитарное состояние насаждений и уменьшить потери древесины в результате гибели древостоя. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов проводится по мере необходимости.


Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов и должно обеспечивать воспроизводство лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов. За период 2001 - 2012 годов создано 3111 га лесных культур, из них переведено в покрытые лесной растительностью земли 725 га (23,3 процента). Лесовосстановление осуществляется способом естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства лесов. Естественное восстановление лесов осуществляется путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления. Лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.


Развитие водохозяйственного комплекса.


Белгородская область относится к числу наиболее маловодных регионов России: водотоками и водоемами занято около 1 процента ее территории. Водный фонд области состоит из поверхностных вод и запасов подземных вод, объем среднегодового стока составляет 2,7 куб. км, в маловодные годы, которые повторяются один раз в 4 года (обеспеченность 75 процентов) - 2 куб. км, а в очень маловодный год (обеспеченность 95 процентов), повторяющийся один раз в 2 года, объем местного стока снижается до 1,3 куб. км, т.е. в 2 раза меньше среднегодового. До 70 процентов речного стока уходит на территорию Украины.


Зарегистрировано свыше 500 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Более 90 процентов территории Белгородской области занимают водосбросы четырех рек: Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна (бассейн Дона - 78 процентов) и Ворскла (бассейн Днепра - 22 процента). Речная сеть лучше развита и более полноводна в западной части области (0,20 - 0,25 кв. км), восточнее р. Оскол густота речной сети составляет 0,10 - 0,15 кв. км. Характерно, что все реки, за исключением Оскола и его притока - реки Убля, берут начало на территории области. Наиболее крупными водотоками в области являются: р. Северский Донец, р. Тихая Сосна, р. Оскол, р. Ворскла, причем все они, за исключением р. Тихая Сосна, являются трансграничными водотоками, уходят на территорию Украины.


Кроме того, для области характерно обилие искусственных прудов и водохранилищ - построено свыше 1000 прудов и водохранилищ, из них 421 - объемом 100 тыс. куб. м и более. Наиболее крупными водохранилищами являются Старооскольское и Белгородское, полный объем которых соответственно 86 млн куб. м и 76 млн куб. м, которые построены для целей промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.


Взаимодействие с Украиной осуществляется в рамках Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 19 октября 1992 года.


Территория Белгородской области наиболее эродирована среди областей Центрально-Черноземного региона. По уточненным данным, общая площадь эродированных почв области составляет 53,6 процента, в том числе сельскохозяйственных угодий - 50,7 процента. Усиление эрозионной опасности области вызвано тем, что на склонах различной крутизны размещается более половины пашни. При этом прирост смытых почв составляет в среднем 0,3 процента. Исследования по определению среднего многолетнего смыва почв с малых водосбросов показывают, что эта величина составляет 5,8 - 6,7 т/га в год. Тогда как допустимая норма смыва почвы, которая не превышает естественный темп почвообразования, должна быть в пределах от 0,2 - 0,5 т/га. Ежегодные потери вследствие эрозии почвы с пахотных земель Центрально-Черноземного региона с крутизной более 1 градуса составляют 1,25 млн. тонн гумуса.


Вместе с почвой при водной эрозии и дефляции с пашни смывается от 10 до 30 процентов вносимых удобрений и пестицидов, что оказывает негативное влияние на экологическое состояние территории, особенно на качество воды и воздуха.


Поверхностные водные объекты используются для нужд промышленности и энергетики, культурно-бытового водопользования и рекреации, водопотребления и водоотведения. Структура промышленного водопотребления в области в целом стабильна и распределяется следующим образом: 36,8 процента - на объекты хозяйственно-питьевого назначения и 38,2 процента - на производственные нужды; 21,1 процента - для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и 3,7 процента - на водоснабжение предприятий сельского хозяйства. Основной объем - 34,3 процента, или 99,63 млн куб. метров приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства и 38,7 процента (112,41 млн куб. метров) - на объекты промышленности.


Основная часть водосборов расположена в густонаселенных районах с развитой промышленностью и сельскохозяйственным производством.


По данным за 2012 год на учете в отделе водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления состоит 436 предприятий - водопользователей. Из них 416 предприятий осуществляют забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных водных объектов - 29 предприятий и 406 - из подземных. Общий забор воды отчитывающимися водопользователями из природных водных объектов в 2012 году составил 320,68 млн куб. м. Из поверхностных водных объектов забрано 34,37 млн куб. м, из подземных - 286,31 млн куб. м (в том числе 117,89 млн куб. м шахтной воды). По состоянию на 1 января 2013 года 29 предприятий осуществляли забор воды из поверхностных водозаборов. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляли 37 водопользователей. Общий сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 2012 году составил 124,09 млн куб. м. Сброс сточных вод, подлежащих очистке, - 106,95 млн куб. м, из них загрязненных сточных вод - 72,33 млн куб. м, нормативно очищенных на очистных сооружениях - 34,61 млн куб. м.


По состоянию на 1 января 2013 года в зоне деятельности департамента природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области состояло на учете 26 предприятий, имеющих 27 очистных сооружений, из них эффективно работают сооружения на 7 предприятиях. Экстремально высоких уровней загрязнения в 2012 году на водных объектах бассейна не отмечалось.


Прослеживается тенденция уменьшения поверхностного водозабора при увеличении подземного водозабора, в основном за счет увеличения забора воды на объектах сельского хозяйства - птицефабриках и свинокомплексах.


Гидротехнические сооружения прудов и водохранилищ, как правило, представляют собой земляные плотины с водосбросами и водоспусками различных типов. Сооружения Белгородского и Старооскольского водохранилищ относятся к III классу капитальности, все остальные сооружения - к IV классу.


За последние годы эксплуатации гидроузлов на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. Практически все сооружения нуждаются в проведении ремонтных работ различной степени капитальности. К тому же нарушаются правила эксплуатации гидроузлов, отсутствует постоянный надзор за сооружениями. Инструментальные наблюдения за параметрами гидротехнических сооружений не проводятся, контрольно-измерительная аппаратура на сооружениях отсутствует. На ряде гидроузлов основные водоподпорные сооружения - земляные плотины - находятся в удовлетворительном состоянии, а водопроводящие сооружения - паводковые водосбросы, водоспуски - находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Последнее особенно относится к подъемному гидромеханическому оборудованию, к состоянию бетонных поверхностей быстротоков, гасителей и рисберм.


К объективной причине снижения уровня безопасности относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»