ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2019 года N 311


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие мировой юстиции в Республике Дагестан"

(с изменениями на 5 октября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 23.11.2021 N 314, от 22.12.2022 N 453, от 24.03.2023 N 96, от 05.10.2023 N 395)




Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие мировой юстиции в Республике Дагестан" (далее - Программа).


2. Министерству финансов Республики Дагестан при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы.


3. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24, ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 05002016101400002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 0500201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября N 0500201710200007, N 0500201710200002; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 2018, 17 июля, N 0500201807170016; 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; 20 июня, N 05002004306; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; 3 июля, N 05002004386, N 05002004387; 6 августа, N 05002004493; 13 сентября, N 05002004593; 30 октября, N 05002004823), изменение, дополнив его пунктом 44 следующего содержания:

"44.

Развитие мировой юстиции в Республике Дагестан

Министерство юстиции Республики Дагестан

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан,

администрации муниципальных образований и городских округов Республики Дагестан (по согласованию),

филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" по Республике Дагестан (по согласованию),

Управление Росреестра по Республике Дагестан (по согласованию)

улучшение условий для размещения мировых судей судебных участков;

повышение уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости судебных участков мировых судей;

укрепление материально-технического обеспечения судебных участков мировых судей;

развитие информационных и коммуникационных технологий кадровое обеспечение - введение на всех судебных участках мировых судей должностей помощников в связи с внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 6 декабря 2019 г. N 311



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 23.11.2021 N 314, от 22.12.2022 N 453, от 24.03.2023 N 96, от 05.10.2023 N 395)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство юстиции Республики Дагестан (далее - Минюст РД)

Участники Программы

-

Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан,

администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (по согласованию)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 23.11.2021 N 314, от 22.12.2022 N 453)

Цели Программы

-

создание условий для осуществления мировой юстицией Республики Дагестан независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации

Задачи Программы

-

организационное и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Республики Дагестан, их аппарата;

улучшение условий размещения судебных участков мировых судей;

развитие информационных и коммуникационных технологий;

кадровое обеспечение аппаратов мировых судей

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа реализуется поэтапно в течение пяти лет, в 2020 - 2024 годах

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля судебных участков, обеспеченных помощниками мировых судей Республики Дагестан;

доля судебных участков мировых судей, надлежаще обеспеченных материально-техническими средствами;

уровень обеспеченности судебных участков мировых судей зданиями, находящимися в республиканской собственности Республики Дагестан

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет, по предварительной оценке, 2907113,07 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, в том числе по годам:

2020 - 526410,6 тыс. рублей;

2021 - 404373,8 тыс. рублей;

2022 - 580206,1 тыс. рублей;

2023 - 671625,6 тыс. рублей;

2024 - 724496,9 тыс. рублей.

Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 05.10.2023 N 395)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация мероприятий Программы позволит к 2024 году:

обеспечить надлежащее размещение всех судебных участков мировых судей Республики Дагестан с обеспечением их залами судебных заседаний;

обеспечить надлежащее материально-техническое обеспечение судебных участков мировых судей, в том числе почтовыми и коммунальными услугами, расходными материалами;

совершенствовать информационно-правовое обеспечение мировой юстиции;

увеличить количество зданий и помещений судебных участков с повышением уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости и противопожарной безопасности с целью обеспечения безопасности судопроизводства;

обеспечить выполнение плана закупок компьютерной техники и материально-технических средств для судебных участков мировых судей на 100 процентов;

обеспечить мировых судей помощниками



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Обеспечение доступа граждан к правосудию и его максимальной открытости и прозрачности, а также реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями развития судебной системы.


Мировые судьи максимально приближены к населению, благодаря чему обеспечиваются более короткие сроки рассмотрения судебных дел и материалов. Отнесение к подсудности мировых судей значительного количества уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях существенно снизило нагрузку на федеральных судей районных (городских) судов республики, освободив их от необходимости рассматривать судебные дела, не представляющие наибольшую сложность.


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 13 марта 2000 года N 9 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Дагестан" в Республике Дагестан созданы 131 должность мирового судьи и такое же количество судебных участков.


Мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Однако существующий уровень материально-технического обеспечения мировых судей значительно уступает материально-техническому обеспечению федеральных судей и не в полном объеме соответствует возросшим требованиям к судебной системе.


Одной из основных проблем на сегодняшний день остается обеспеченность судебных участков служебными помещениями.


По состоянию на сентябрь 2019 года все мировые судьи республики размещены в 59 зданиях, из них 29 судей (22,1 проц.) - в 15 зданиях федеральных судов или в бывших зданиях федеральных судов, находящихся в федеральной собственности, 48 (36,6 проц.) - в 30 зданиях, переданных муниципальными органами власти в оперативное управление и безвозмездное пользование, 33 (25,2 проц.) - в 11 арендуемых зданиях, принадлежащих различным организациям, ведомствам и частным лицам, и только 21 (16,1 проц.) - в 3 зданиях, находящихся в республиканской собственности Республики Дагестан.


Размещение мировых судей в зданиях (помещениях), находящихся в собственности иного уровня власти, кроме республиканского, а также в арендованных помещениях, не согласуется с конституционным принципом независимости судей и сопряжено с возможностью постановки вопроса о высвобождении арендуемых помещений, что, соответственно, приведет к приостановлению или прекращению деятельности по отправлению правосудия.


Подобные ситуации могут возникнуть по зданиям, арендованным для размещения 33 мировых судей, размещенных в 11 зданиях, в результате внезапных требований арендодателей об их освобождении или чрезмерном увеличении арендной платы.


В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 года N Пр-3645 необходимо принять меры по обеспечению судебных участков мировых судей залами судебных заседаний.


Обеспеченность залами судебного заседания по состоянию на сентябрь 2019 года составляет 58 залов в 47 зданиях (из 59), в которых размещены мировые судьи 117 (89,3 проц.) судебных участков. В 11 зданиях, в которых размещены мировые судьи 14 (10,7 проц.) судебных участков, нет залов судебных заседаний, поскольку условия их размещения не позволяют оборудовать залы судебных заседаний.


Наличие современных систем безопасности судебных участков и поддержание их в надлежащем состоянии также является одним из основополагающих требований функционирования мировой юстиции. Согласно приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 июля 2005 года N 81 "Об утверждении паспорта безопасности суда" в целях обеспечения безопасности зданий (помещений) судов необходимо оборудовать их охранно-пожарными сигнализациями, первичными средствами пожаротушения, стационарными металлообнаружителями.


В связи с тем, что в настоящее время большинство помещений судебных участков не оснащены системами безопасности, представляется целесообразным проведение указанных мероприятий на каждом судебном участке.


В 25 зданиях, в которых размещено 89 судебных участков, установлены системы видеонаблюдения, в 31 здании (90 судебных участков) - стационарные металлообнаружители, 12 зданий (15 судебных участков) обеспечены ручными металлообнаружителями, в 34 зданиях (94 судебных участка) - имеются системы охранно-пожарной сигнализации, в 21 здании (73 судебных участка) - кнопки экстренного вызова выведены на пульт районного (городского) отделов внутренних дел, во всех зданиях установлены металлические двери и решетки на окнах.


Однако указанные условия размещения не являются достаточными для отправления правосудия в соответствии с существующими процессуальными нормами, так как не все мировые судьи имеют достойные условия для работы.


Так, например, разработанный на основании Свода правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 и утвержденный Научно-экспертным советом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации норматив размера общей площади помещений, приходящихся на одного судью и работников его аппарата, должен составлять не менее 160 кв. метров, тогда как этот показатель в Республике Дагестан, составляет 109 кв. метров, а общая площадь, занимаемая в настоящее время мировыми судьями, составляет 13324,6 кв. метра.


Согласно Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года важной задачей остается размещение, ремонт и увеличение служебных площадей для судов, модернизация залов судебных заседаний и архивов судов, оборудование помещений судов современными средствами технической и информационной безопасности, автоматического пожаротушения, совершенствование охраны судов и судей, организация ведомственной охраны судов.


Качественное и своевременное осуществление правосудия мировыми судьями республики невозможно в условиях нехватки площадей для размещения судейского корпуса, аппарата мирового судьи, залов судебных заседаний. Указанное обстоятельство не обеспечивает необходимую безопасность, затрудняет работу мировых судей, которые в силу данных причин лишены условий для всестороннего изучения дел.


Эти проблемы особенно актуальны для судебных участков городов Махачкала, Дербент, Дагестанские Огни.


Для улучшения обеспечения служебными помещениями мировых судей необходимо строительство (реконструкция) или приобретение зданий (помещений), также актуальным остается вопрос о поддержании зданий и помещений, выделенных мировым судьям для осуществления правосудия, в надлежащем состоянии и необходимости проведения в них текущего и капитального ремонта.


(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 23.11.2021 N 314)


Требования к помещениям судебных участков должны быть также обусловлены стоящей перед мировыми судьями задачей обеспечения права на открытое судебное разбирательство, которое подразумевает доступ для всех желающих на судебное заседание, для чего необходимо приведение площади судебных участков к обязательным нормативам, выделение дополнительных площадей. Многие помещения судебных участков не приспособлены для осуществления правосудия, часть из них располагается в жилом фонде.


Залы судебных заседаний обязательно должны иметь соответствующие места для посетителей и представителей средств массовой информации.


Лица, желающие посетить судебные слушания, не должны подвергаться каким-либо сложным процедурам допуска в залы судебных заседаний.


Соблюдение этих необходимых условий требует выделения приспособленных зданий (помещений) для размещения мирового судьи и его аппарата, доступного для граждан судебного участка, а также предусматривает создание компактно расположенных просторных залов судебных заседаний.


Для отправления правосудия необходимы достойные залы судебных заседаний, где была бы размещена не только необходимая мебель, судебная атрибутика, но и технические средства для воспроизведения в необходимых случаях фото- и видеоматериалов, имеющихся в материалах уголовных и гражданских дел. Судебные помещения должны служить обеспечению судебной деятельности, в том числе и деятельности по рассмотрению в судебном разбирательстве разрешаемых правовых споров. Кроме того, оборудованию подлежат архивные и конвойные помещения. Конвойные помещения имеются только в помещениях федеральных судов, и мировые судьи используют конвойные помещения указанных судов.


В связи с этим необходимо провести мероприятия, направленные на приведение зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями в Республике Дагестан, в максимально возможное соответствие с действующими нормативами.


В последние годы наблюдается существенное увеличение количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, что соответственно ведет также к увеличению расходов на материально-техническое обеспечение их деятельности.


Так, мировыми судьями Республики Дагестан в 2018 году рассмотрено 235270 дел (в 2017 году - 187559 дел), что составляет более 82 проц. от общего количества дел, оконченных производством районными (городскими) судами и мировыми судьями в Республике Дагестан, а в первом полугодии 2019 года ими рассмотрено 117859 дел (в первом полугодии 2018 года - 86302 дела).


Количество дел (235270), рассмотренных мировыми судьями в 2018 году, на 25,5 проц. больше по сравнению с 2017 годом (187559 дел) и на 54,0 проц. больше по сравнению с 2016 годом (152844 дела). Тенденция увеличения нагрузки по рассмотрению дел сохраняется. За 2018 год средняя нагрузка на мирового судью в месяц составила 171 дело, а некоторые мировые судьи в среднем в месяц рассматривают более 400 дел.


Одним из механизмов, получающих все большее распространение в Российской Федерации, направленных на решение проблем, связанных с размещением мировых судей, является внедрение практики функционирования в крупных населенных пунктах так называемых Домов правосудия. Примерами могут служить Дома правосудия в гг. Казани, Набережных Челнах, Магнитогорске, Астрахани и т.д.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»