(с изменениями на 9 апреля 2021 года)
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.04.2021 N 50-п)
В соответствии с ведомственным проектом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Умный город", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.10.2018 N 695/пр, Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную программу Республики Хакасия "Умный город".
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
Н.МИРОНОВ
Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 26.12.2019 N 188-п
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "УМНЫЙ ГОРОД"
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.04.2021 N 50-п)
Наименование региональной программы | - | региональная программа Республики Хакасия "Умный город" |
Ответственный исполнитель региональной программы | - | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
Соисполнители региональной программы | - | Государственный комитет цифрового развития и связи Республики Хакасия |
Исполнители региональной программы | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия; Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия; Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия; Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия; Министерство образования и науки Республики Хакасия; Министерство экономического развития Республики Хакасия; Министерство финансов Республики Хакасия; Министерство по делам юстиции и региональной безопасности Республики Хакасия; органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.04.2021 N 50-п) | ||
Цель региональной программы | - | цифровая трансформация городского хозяйства муниципальных образований Республики Хакасия в единую интеллектуальную систему, позволяющую осуществлять эффективный сбор и анализ данных в целях наиболее эффективного управления муниципальными образованиями, создания современных благоприятных условий для населения Республики Хакасия |
Задачи региональной программы | - | создание единой цифровой системы городского управления; цифровизация системы жилищно-коммунального хозяйства; внедрение инновации для создания городской среды; цифровизация системы городского транспорта; создание единой интеллектуальной системы общественной безопасности; создание единой интеллектуальной системы экологической безопасности |
Подпрограммы региональной программы | - | отсутствуют |
Связь с государственными программами Республики Хакасия | - | "Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия"; "Информационное общество Республики Хакасия"; "Жилище"; "Развитие транспортной системы Республики Хакасия"; "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Хакасия"; "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия" |
Сроки реализации региональной программы | - | 2019 - 2024 годы (этапы не выделяются) |
Участники региональной программы (муниципальные образования Республики Хакасия) | - | город Абакан |
Объемы и источники финансирования региональной программы | - | 37498,0 тыс. рублей, в том числе: в рамках государственной программы Республики Хакасия "Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия" - 1188,0 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 1188,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; из них средства федерального бюджета - 1176,12 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 1176,12 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 11,88 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 11,88 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; в рамках государственной программы Республики Хакасия "Жилище" - 36000,0 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 15400,0 тыс. рублей; 2021 год - 20600,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; из них средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 36000,0 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 15400,0 тыс. рублей; 2021 год - 20600,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; в рамках государственной программы Республики Хакасия "Информационное общество Республики Хакасия" - 150,0 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 150,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; из них средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 150,0 тыс. рублей: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 150,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; непрограммные расходы - 160,0 тыс. рублей, из них бюджет муниципальных образований: 2019 год - 160,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей |
Конечные результаты региональной программы | - | повышение среднего значения индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Республики Хакасия (IQ городов) на 25% к уровню 2019 года; доля жителей "умного" города, участвующих в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий составит 30% от общего числа жителей; доля организаций, управляющих жилищным фондом, ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации в "умном" городе, возрастет на 30% к уровню 2019 года; доля МКД, расположенных в "умном" городе, подключенных к автоматизированным системам учета потребления коммунальных ресурсов с возможностью дистанционной передачи данных в режиме онлайн, составит 60% от общего числа МКД; доля информации в сферах жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, благоустройства, критичной для принятия управленческих решений, собираемой и обрабатываемой в машиночитаемом виде, возрастет на 50% к уровню 2019 года; доля объектов уличного освещения, оснащенных энергоэффективными технологиями, составит 50% от общего числа объектов уличного освещения; доля остановок общественного транспорта, оборудованных информационными табло, составит 35% от общего числа остановок общественного транспорта; доля общественных мест, оборудованных системой видеонаблюдения, составит 50% от общего числа общественных мест; доля городских населенных пунктов, оснащенных автоматическими системами управления твердыми коммунальными отходами, составит 50% от общего числа городских населенных пунктов |
В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из задач Правительства Российской Федерации является преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая городское хозяйство, посредством внедрений цифровых технологий и платформенных решений.
Во исполнение этой задачи приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.10.2018 N 695/пр утвержден ведомственный проект цифровизации городского хозяйства "Умный город" (далее - ведомственный проект).
Ведомственный проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Основной инструмент реализации ведомственного проекта "Умный город" - широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.
С целью реализации на территории Республики Хакасия мероприятий, включенных в ведомственный проект, а также исполнения подпункта 1 пункта 3 Перечня поручений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 05.11.2019 N ПР-41п Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и Администрацией муниципального образования г. Абакан разработана региональная программа Республики Хакасия "Умный город" (далее - Программа).
Целью Программы является цифровая трансформация городского хозяйства муниципальных образований Республики Хакасия в единую интеллектуальную систему, позволяющую осуществлять эффективный сбор и анализ данных в целях наиболее эффективного управления муниципальными образованиями, создания современных благоприятных условий для населения Республики Хакасия.
В 2019 году в участники Программы включены муниципальные образования Республики Хакасия с численностью населения более 100 тыс. человек - город Абакан. В 2020 году планируется включение муниципальных образований с численностью населения более 20 тыс. человек, к которым относятся города Саяногорск и Черногорск.
Перечень показателей региональной программы*
________________
* Целевые показатели рассчитываются отдельно по каждому муниципальному образованию Республики Хакасия, включенному в Программу.
N п/п | Наименование показателя | Тип показателя | Базовое значение | Период, год | ||||||
Значение | Дата | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Среднее значение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Республики Хакасия (IQ городов) <**> | основной | N <***> | 01.12.2019 | - | N+1% <***> | N+4% <***> | N+9% <***> | N+15% <***> | N+25% <***> |
2 | Доля жителей "умного" города, участвующих в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий <**> | дополнительный | 01.12.2019 | - | 12% | 15% | 20% | 25% | 30% | |
3 | Доля организаций, управляющих жилищным фондом, ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации в "умном" городе <**> | дополнительный | N <***> | 01.12.2019 | - | N+4% <***> | N+6% <***> | N+10% <***> | N+12% <***> | N+15% <***> |
4 | Доля МКД, расположенных в "умном" городе, подключенных к автоматизированным системам учета потребления коммунальных ресурсов с возможностью дистанционной передачи данных в режиме онлайн <**> | дополнительный | 01.12.2019 | - | 5% | 10% | 30% | 50% | 60% | |
5 | Доля информации в сферах жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, благоустройства, критичной для принятия управленческих решений, собираемой и обрабатываемой в машиночитаемом виде <**> | дополнительный | 01.12.2019 | - | N+10% <***> | N+15% <***> | N+20% <***> | N+30% <***> | N+50% <***> | |
6 | Доля объектов уличного освещения, оснащенных энергоэффективными технологиями | дополнительный | N | 01.12.2019 | - | 20% | 25% | 30% | 40% | 50% |
7 | Доля остановок общественного транспорта, оборудованных информационными табло | дополнительный | 01.12.2019 | - | 10% | 15% | 20% | 25% | 35% | |
8 | Доля общественных мест, оборудованных системой видеонаблюдения | дополнительный | N | 01.12.2019 | - | 15% | 20% | 30% | 40% | 50% |
9 | Доля городских населенных пунктов, оснащенных автоматическими системами управления твердыми коммунальными отходами | дополнительный | 01.12.2019 | - | 15% | 20% | 30% | 40% | 50% |
________________
N - начальное значение.
** Целевые показатели в соответствии с ведомственным проектом цифровизации городского хозяйства "Умный город", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.10.2018 N 695/пр.
*** Значения целевых показателей будут определены после утверждения методик расчета показателей и начальных значений согласно паспорту ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.10.2018 N 695/пр.
Задачи и результаты региональной программы
N п/п | Наименование задачи, результата | Срок реализации | Характеристика результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Формирование методической базы для реализации Программы | ||
1.1 | Включение в участники Программы муниципальных образований Республики Хакасия с численностью населения более 20000 человек | 2020 | Включение муниципальных образований Республики Хакасия в участники Программы |
2 | Создание единой цифровой системы городского управления | ||
2.1 | Создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития | 2020 | Внедрена цифровая платформа (в том числе мобильное приложение), обеспечивающая реализацию следующих функций: участие граждан в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства; дистанционное обращение граждан, контроль исполнения поступивших заявлений и своевременности направления ответов на них; дистанционное обращение граждан с частной инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития, соблюдение регламента рассмотрения частных инициатив, контроль направления ответа о поддержке либо невозможности реализации предлагаемой инициативы; публичное размещение планов администрации муниципального образования по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам и иным вопросам, затрагивающим интересы граждан с обеспечением беспрепятственной возможности внесения гражданами замечаний и предложений; синхронизация деятельности муниципальных служб, обеспечивающих обслуживание критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения муниципального образования, автоматизация процессов выполнения заявок и контроль за их исполнением; отображение на карте муниципального образования мероприятий по проведению ремонтных работ на инженерных сетях, участках дорожной сети, изменению маршрутов транспортного сообщения и по отключениям предоставления коммунальных услуг |
2.2 | Внедрение концепции "Цифровой двойник города" | 2024 | Поэтапно внедрена концепция, включающая: государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и (или) иную информационную систему, обеспечивающую формирование в электронном виде данных об объектах недвижимости, земельных участках и их характеристиках и синхронизированную с электронными моделями систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения; электронный сервис, обеспечивающий регулярный анализ фактических данных об объектах недвижимости и данных кадастровой карты муниципального образования, направленный на выявление несоответствий и принятия соответствующих мер реагирования; интеллектуальную транспортную систему муниципального образования, обеспечивающую анализ маршрутов движения общественного и частного транспорта и уровень загруженности участков транспортной сети; электронную модель территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами |
2.3 | Создание интеллектуального центра городского управления | 2024 | Создан интеллектуальный центр городского управления: обладающий электронной базой актуальных сведений о параметрах функционирования города; работа которого синхронизирована со всеми экстренными службами и организациями, отвечающими за работу городской инфраструктуры; обеспечивающий выполнение сценариев реагирования на различные кризисные ситуации. Повышены и оптимизированы процессы принятия и подготовки управленческих решений, принимаемых органами власти различных уровней, а также службами экстренного оперативного реагирования |
3 | Цифровизация системы жилищно-коммунального хозяйства | ||
3.1 | Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов | 2024 | Коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, горячей воды оснащены автоматизированными системами, обеспечивающими снятие показаний температуры теплоносителя, давления, объема потребления с периодичностью 1 раз в час, а в случае наличия критических отклонений показаний - снятие показаний и их передачу каждые 10 минут. Коллективные (общедомовые) приборы учета потребления холодной воды оснащены автоматизированными системами учета, обеспечивающими снятие показаний давления и объема потребления с периодичностью ежедневно в определенное время, а в случае наличия критических отклонений показаний - снятие показаний и их передачу каждые 10 минут. Обеспечен прием данных с автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов в случае критических отклонений их показаний в единую диспетчерскую службу города, а также сведений о подтверждении фактов аварийных ситуаций и сроках их устранения с последующим контролем исполнения, синхронизация данных с ресурсоснабжающими организациями |
3.2 | Сокращение потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях | 2024 | Проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в зданиях государственных и муниципальных учреждений Республики Хакасия, зданиях органов местного самоуправления |
4 | Внедрение инновации для создания городской среды | ||
4.1 | Внедрение энергоэффективного городского освещения | 2024 | Внедрены энергоэффективные технологии при организации наружного (уличного) освещения. Заменены имеющиеся подсветки административных и иных муниципальных зданий на энергоэффективные аналоги с применением регулирования яркости освещения и автоматического отключения в зависимости от времени суток и погодных условий |
4.2 | Внедрение автоматизированного контроля за работой дорожной и коммунальной техники | 2024 | Внедрена система автоматического контроля: за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники; за эффективностью использования техники (расчет логистических маршрутов); за несанкционированным отклонением техники от маршрута |
5 | Цифровизация системы городского транспорта | ||
5.1 | Внедрение системы автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения | 2024 | Внедрена система автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Обеспечен доступ правоохранительных органов к данным из системы автоматической фотовидеофиксации для осуществления оперативно-розыскных мероприятий |
5.2 | Внедрение интеллектуальной системы управления городским общественным транспортом | 2022 | Внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме (в том числе с помощью мобильного приложения) |
5.3 | Создание безопасных и комфортных мест ожидания общественного транспорта | 2024 | Созданы безопасные и комфортные места ожидания общественного транспорта, оборудованные информационными табло о передвижении общественного транспорта, схемах и периодичности его движения |
6 | Создание единой интеллектуальной системы общественной безопасности | ||
6.1 | Создание системы интеллектуального видеонаблюдения | 2024 | Внедрена система видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики. Внедрена автоматизированная система контроля работы камер в местах повышенной опасности. Указанные системы синхронизированы с имеющимися системами видеонаблюдения, в том числе установленными в рамках АПК "Безопасный город". Обеспечен доступ правоохранительных органов в систему видеонаблюдения для получения сведений |
6.2 | Внедрение систем информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций | 2024 | Внедрена система информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также о неблагоприятных условиях (погодных, техногенных), в том числе через мобильные средства связи и системы оповещения |
7 | Создание единой интеллектуальной системы экологической безопасности | ||
7.1 | Внедрение автоматизированной информационной системы управления твердыми коммунальными отходами с использованием ресурсов Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Хакасия (в том числе ее электронной модели) | 2023 | Внедрена автоматизированная информационная система управления обращения с отходами, позволяющая: обеспечивать контроль за передвижением и работой специализированной техники в онлайн-режиме |
Ресурсное обеспечение реализации региональной программы