Статус документа
Статус документа

               

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ

"Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах"



Утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 марта 2020 г. N 139


Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах" содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (оценки ожидаемой частоты аварий и оценки последствий) для опасных производственных объектов конденсатопроводов и продуктопроводов (в том числе внутрипромысловых трубопроводов), транспортирующих нестабильный и стабильный газовые конденсаты, сжиженные углеводородные газы, широкую фракцию легких углеводородов.

В разработке Руководства участвовали: Ю.В.Гамера, Ю.Ю.Петрова, С.В.Овчаров, Р.Р.Кантюков (ООО "Газпром ВНИИГАЗ"); М.В.Лисанов, А.А.Агапов, А.А.Швыряев, А.М.Сверчков (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"); А.С.Софьин, Д.В.Дегтярев (АНО "Агентство исследований промышленных рисков); С.И.Сумской (НИЯУ МИФИ); Ю.Л.Нестеров, В.Л.Титко (Ростехнадзор).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. N 96 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный N 28138), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 года, регистрационный N 28222), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. N 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. N 538 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30855), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный N 32326), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2017 г. N 515 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2017 г., регистрационный N 49330), и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) нефтегазового комплекса, в том числе конденсатопроводов и продуктопроводов (далее - КП/ПП).

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий (оценки ожидаемой частоты аварий и оценки последствий) (далее - анализ риска аварий) для опасных производственных объектов конденсатопроводов (далее - КП) и продуктопроводов (далее - ПП) (в том числе внутрипромысловых трубопроводов), транспортирующих нестабильный и стабильный газовые конденсаты, сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), широкую фракцию легких углеводородов (далее - ШФЛУ). Для стабильных жидких углеводородов в дополнение к настоящему Руководству по безопасности рекомендуется использовать Руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов", утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июня 2016 г. N 228, и Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей", утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 сентября 2015 г. N 366.

Руководство не распространяется на распределительные трубопроводы, трубопроводы и площадочные объекты, расположенные на шельфе морей, ОПО с обращением сжиженного природного газа, нефти и нефтепродуктов.

Настоящее Руководство описывает процедуру количественного анализа риска (далее - КолАР) аварий на КП/ПП, результаты которого могут быть использованы при разработке деклараций промышленной безопасности (далее - ДПБ), паспортов безопасности, обоснований безопасности (далее - ОБ), разделов по анализу риска, промышленной безопасности и инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ИТМ ГОЧС) в составе проектной документации на строительство, реконструкцию и документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию КП/ПП, специальных технических условий (далее - СТУ), планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) и иных документов, в которых содержатся результаты анализа риска.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценку риска аварий на КП/ПП, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины, определения и сокращения, приведенные в приложениях N 1, 2 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ РИСКА АВАРИЙ НА ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ И ПЛОЩАДОЧНЫХ ОБЪЕКТАХ КОНДЕНСАТОПРОВОДОВ И ПРОДУКТОПРОВОДОВ

     

2.1. Цели и задачи анализа риска аварий на различных этапах жизненного цикла опасных производственных объектов трубопроводного транспорта жидких углеводородов

5. Анализ риска аварий на ОПО трубопроводного транспорта жидких углеводородов - ОПО КП/ПП является необходимым элементом управления промышленной безопасностью в эксплуатирующих организациях и представляет собой периодическую процедуру, включающую систематизацию всей доступной информации о состоянии ОПО и его окружения с точки зрения промышленной безопасности, идентификацию опасностей, оценку риска аварий, анализ полученных показателей риска, разработку рекомендаций по снижению риска и проверку эффективности этих рекомендаций в следующем цикле анализа риска ОПО.

6. Основное назначение анализа риска аварий заключается в предоставлении лицам, принимающим решения:

объективной информации о состоянии промышленной безопасности ОПО;

сведений о наиболее опасных участках и составляющих ОПО;

сведений о возможном количестве пострадавших, объемах материального ущерба производству, третьим лицам и компонентам природной среды от возможных аварий на ОПО и ожидаемой частоте (вероятности) возникновения аварий и их нежелательных последствий;

обоснованных рекомендаций по уменьшению риска;

обоснованных рекомендаций по распределению материальных и финансовых ресурсов, направляемых на повышение уровня безопасности ОПО.

7. Цели и задачи анализа техногенного риска на разных этапах жизненного цикла ОПО различаются и конкретизированы для каждого этапа.

8. На этапе обоснования инвестиций (далее - ОИ) (когда решаются задачи оценки целесообразности реализации проекта, поиска приемлемого варианта размещения ОПО и его основных составляющих, оценки предлагаемых вариантов принципиальных решений, сравнительной оценки экономической эффективности, оценки побочных социальных и экологических последствий) целями анализа риска могут быть:

выявление опасностей и предварительная оценка риска (причем при соответствующем обосновании достаточно провести только оценку последствий от наиболее критичных аварий) для различных вариантов размещения объекта на местности и альтернативных технических решений с учетом возможного воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду, анализ приемлемости предложенных принципиальных технических решений и выбор оптимального размещения ОПО в целом в окружении иных производственных, социальных и природных объектов;

оценка финансового, инвестиционного риска, обусловленного потерями дорогостоящего оборудования и продукции в результате возможных аварий;

определение (выделение) рисков, требующих дальнейшего, более глубокого исследования.

9. На этапе разработки проектной документации на строительство ОПО целями анализа риска аварий являются:

выявление опасностей и предварительная количественная оценка риска для проектируемого ОПО с установленными в целом технико-экономическими характеристиками ОПО с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население и окружающую среду для выбора оптимального варианта размещения технических устройств, зданий и сооружений ОПО по критерию безопасности для персонала, населения и окружающей среды;

обеспечение информацией для разработки инструкций, технологических регламентов и ПМЛА на проектируемом ОПО;

обеспечение разработчиков проекта информацией для оптимального выбора и размещения систем противоаварийной и противопожарной защиты, блокировок, сигнализаций на ОПО;

обеспечение информацией для разработки ДПБ в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки раздела ИТМ ГОЧС в составе проектной документации;

обеспечение информацией для разработки СТУ и/или ОБ.

10. На этапе ввода в эксплуатацию ОПО целями анализа риска являются:

выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах жизненного цикла ОПО;

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию;

11. На этапе эксплуатации ОПО целями анализа риска являются:

проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности;

получение новой или уточнение существующей информации об основных опасностях и рисках на ОПО для персонала, населения и окружающей природной среды, в том числе при разработке вновь ДПБ, разработке паспортов безопасности и ОБ ОПО;

расстановка приоритетов при направлении имеющихся в эксплуатирующей организации ограниченных ресурсов на техническое обслуживание и обновление оборудования с целью оптимального распределения средств по составляющим ОПО в соответствии с уровнями рассчитанного для них риска;

разработка рекомендаций и мероприятий по снижению риска;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, уточнение ПМЛА ОПО;

_______________

При уточнении ПМЛА для объектов I и II класса опасности рекомендуется использовать результаты анализа риска из ДПБ в части сценариев аварий и размеров зон поражения.


оценка степени снижения риска в результате внесенных изменений в организационные структуры ОПО, приемы практической работы и технического обслуживания ОПО при совершенствовании системы управления промышленной безопасностью.

12. При реконструкции и техническом перевооружении ОПО целями анализа риска являются:

обеспечение информацией для разработки ДПБ, раздела ИТМ ГОЧС, ОБ или СТУ в составе проектной документации/документации на реконструкцию, техническое перевооружение ОПО;

выбор оптимальных (с учетом показателей риска) технических решений и размещения реконструируемых (перевооружаемых) составляющих ОПО;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом технико-технологических изменений объекта, связанных с реконструкцией (перевооружением) отдельных участков и составляющих ОПО (в том числе при декларировании промышленной безопасности);

уточнение инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, ПМЛА.

13. При капитальном ремонте на ОПО целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей ремонтных работ;

уточнение информации об опасностях и рисках на ОПО с учетом изменений в результате капитального ремонта технико-технологических характеристик и технического состояния ОПО и технологически сопряженных объектов;

обеспечение информацией для разработки ОБ ремонтируемого ОПО;

уточнение технологических регламентов и инструкций, связанных с капитальным ремонтом.

14. На этапах консервации и ликвидации ОПО целями анализа риска являются:

выявление специфических опасностей, характерных для консервации и ликвидации ОПО, расчет показателей риска аварий с учетом этих опасностей;

обеспечение информацией для разработки ДПБ или ОБ в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО;

разработка и уточнение инструкций по консервации и/или ликвидации ОПО.

2.2. Структура показателей риска аварий

15. Показатели риска аварии на ЛЧ и площадочных объектах КП/ПП количественно характеризуют опасность аварии, используются для ранжирования опасных составляющих (далее - ОС) ОПО по степени опасности и обоснования приоритетов в мероприятиях по обеспечению безопасного функционирования ОПО.

Показатели риска аварии, расчет которых предусмотрен в настоящем Руководстве, разделяют на промежуточные и итоговые (потенциальный, индивидуальный, коллективный, социальный риски, ожидаемый годовой ущерб). Промежуточные показатели являются расчетными составляющими итоговых показателей, но при этом имеют и самостоятельное значение, прежде всего, при выполнении вариантов анализа риска, не требующих расчета итоговых показателей.

Перечень промежуточных показателей риска приведен в подразделе 3.1 Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2018 г. N 647 (при использовании аббревиатура "МГ" заменяется на "КП/ПП"), в дополнение к которым в настоящем Руководстве вводится показатель "Частота аварий на n-ом участке ЛЧ КП/ПП, приводящих к разливу продукта массой не менее М (М=100, 500, 5000 т)".

Расчет промежуточных показателей риска аварии на объектах КП/ПП осуществляют по алгоритмам, изложенным в разделе V настоящего Руководства.

Рекомендации по определению итоговых показателей риска приведены в подразделе 5.2.6 настоящего Руководства.

2.3. Общий алгоритм количественного анализа риска аварий на линейной части и площадочных объектах конденсатопроводов и продуктопроводов

16. Основные этапы и подэтапы количественного анализа риска аварий на ОПО КП/ПП приведены (с учетом рекомендаций руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 г. N 144) в табл.1. Состав этапов и подэтапов может уточняться в зависимости от задач анализа риска.

Таблица 1

     
Этапы количественного анализа риска аварий на ОПО

N этапа, под-
этапа

Наименование этапа, подэтапа

1

Планирование и организация работ

1.1

Определение факторов и проблем, обусловивших необходимость проведения КолАР

1.2

Организация группы специалистов для выполнения КолАР

1.3

Определение целей и задач КолАР

1.4

Определение глубины (детальности) анализа, уточнение алгоритма и набора методов анализа

1.5

Описание ОПО, его окружения на базе сбора и анализа исходных данных. Разделение линейной части на участки с выделением потенциально опасных участков (ПОУ), а площадочных объектов - на опасные составляющие (ОСПО)

1.6

Обоснование критериев допустимого (приемлемого) риска

2

Идентификация опасностей

2.1

Идентификация источников опасностей

2.2

Определение спектра возможных нежелательных событий на ОПО

Выбор и обоснование основных (расчетных) сценариев аварий

3

Оценка риска

3.1

Анализ частоты

3.1.1

Оценка ожидаемой частоты аварий для выбранных основных (расчетных) источников опасности

3.1.2

Оценка условных вероятностей реализации расчетных сценариев аварий

3.2

Анализ последствий

3.2.1

Расчет интенсивностей и объемов аварийных выбросов опасных веществ для всех расчетных сценариев аварий

3.2.2

Расчет распространения поражающих факторов аварий в окружающей среде для всех расчетных сценариев аварий

3.2.3

Расчет условных вероятностей поражения людей, количества пострадавших для всех расчетных сценариев аварий

3.2.4

Расчет ущерба: социально-экономического ущерба (связанного с поражением людей), ущербов имуществу и компонентам природной среды для всех расчетных сценариев аварий

3.3

Расчет показателей риска

3.3.1

Расчет потенциального, коллективного, индивидуального и социального риска или иных показателей риска

3.3.2

Расчет ожидаемого годового ущерба с учетом частоты аварий на ОПО

4

Сравнительная оценка риска

4.1

Сравнение показателей риска с рекомендуемыми или установленными уровнями допустимого риска или другими показателями обоснованной базы сравнения и определение степени опасности аварий на ОПО

4.2

Определение перечня наиболее опасных участков и составляющих ОПО

5

Разработка рекомендаций по снижению риска

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs