• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСТ Р 58849-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авиационная техника гражданского назначения

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ

Основные положения

Civil aircraft. Development procedures. General provisions


ОКС 49.020

Дата введения 2020-06-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.04.2020 N 176-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью определения основных положений в области порядка и содержания работ по созданию авиационной техники гражданского назначения в дополнение к требованиям воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации [1], федеральные авиационные правила [2] и др.), применению подлежат последние.

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основные положения в области общего порядка создания авиационной техники гражданского назначения и наиболее важных видов работ, связанных с созданием и использованием опережающих научно-технических разработок, участием организаций прикладной науки в создании воздушных судов и их составных частей, взаимодействием между организациями - участниками жизненного цикла указанных изделий.

Стандарт распространяется на пилотируемые воздушные суда, предназначенные для серийного производства, их авиационные двигатели, воздушные винты, бортовые системы, агрегаты, авиационные материалы.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 2.052 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения

ГОСТ 2.053 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения

ГОСТ 2.102 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.114 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 2.118 Единая система конструкторской документации. Техническое предложение

ГОСТ 2.119 Единая система конструкторской документации. Эскизный проект

ГОСТ 2.120 Единая система конструкторской документации. Технический проект

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ Р 53394-2017 Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения

ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой

ГОСТ Р 55860 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

ГОСТ Р 56129 (МЭК 62402) Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Управление номенклатурой устаревающих покупных комплектующих изделий

ГОСТ Р 56173 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения

ГОСТ Р 56176 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Управление стабильностью ключевых характеристик

ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения

ГОСТ Р 58048 Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий

ГОСТ Р 58054 Изделия авиационной техники. Управление конфигурацией. Общие положения

ГОСТ Р 58175-2018 Авиационная техника. Управление поставщиками при создании авиационной техники. Общие требования

ГОСТ Р 58339 Техника авиационная гражданская. Бюллетени. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием* выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины, определенные по [3], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1]

3.1.2 авиарегистр: Федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации".

3.1.3 авиационный агрегат: Составная часть воздушного судна (компонент, комплектующее изделие), обладающая взаимозаменяемостью и выполняющая определенную функцию в составе образца авиационной техники гражданского назначения.

3.1.4 безопасность полета: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

3.1.5 бортовое радиоэлектронное оборудование: Предназначенная для установки на борт воздушного судна совокупность информационных, вычислительных и исполнительных средств, полностью или частично выполняющих или использующих свои функции через соответствующее программное обеспечение в интегрированной вычислительной среде для выполнения задач, связанных с использованием воздушного судна по назначению.

3.1.6

ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.3]

3.1.7 воздушное судно: Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

3.1.8 второстепенное изменение конструкции: Модификация, не отнесенная к главным изменениям конструкции.

3.1.9 главный конструктор по типу АТ: Должностное лицо головного разработчика АТ, назначаемое в установленном порядке и отвечающее за разработку типа АТ.

3.1.10 главное изменение конструкции: Модификация, которая может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.

3.1.11

головной изготовитель: Юридическое лицо, отвечающее за обеспечение установленного качества выпускаемой продукции и осуществляющее координацию работ по изготовлению или ремонту ее составных частей.

[ГОСТ Р 58175-2018, пункт 3.1.2]

3.1.12 головной исполнитель: Юридическое лицо, которое по договору (контракту) с заказчиком осуществляет организацию и координацию работ по исследованиям, разработке и изготовлению АТ или ее составных частей.

3.1.13 головной разработчик: Юридическое лицо, являющееся разработчиком АТ, координирующее работу разработчиков составных частей АТ и отвечающее за разработку АТ в целом.

3.1.14 доказательная документация: Совокупность документов, содержащих результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям.

3.1.15 жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющаяся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

3.1.16

заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.4]

3.1.17

запасная часть: Отдельная деталь или сборочная единица, предназначенные для замены изношенных, неисправных или отказавших аналогичных частей объекта с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.

[ГОСТ 18322-2016, пункт 2.1.17]

3.1.18

изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.5]

3.1.19

интегрированная логистическая поддержка (процессов технической эксплуатации изделия) (integrated logistic support): Совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла.

[ГОСТ Р 53394-2017, пункт 3.8]

3.1.20 квалификационный базис (сертификационный базис КИ): Документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия.

3.1.21 квалификация материала: Комплекс действий, результаты которых должны подтвердить, что уровни свойств материалов, применяемых в типовой конструкции, и процессов их изготовления обеспечивают выполнение требований к летной годности образца.

3.1.22 компонент: Составная часть, являющаяся конструктивно законченным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, агрегат, прибор, блок или модуль оборудования, деталь, и т.д.), поставляемым при создании, эксплуатации и/или ремонте АТ.

3.1.23 компонент I класса: Авиационный двигатель, воздушный винт или вспомогательный двигатель.

3.1.24 компонент II класса: Фюзеляж, крыло, поверхности управления, секции механизации крыла, шасси, механическая система управления, несущий и рулевой винты и тому подобное, а также части силовой конструкции авиационного двигателя и воздушного винта, работоспособность которых непосредственно влияет на их летную годность.

3.1.25 компонент III класса: Комплектующее изделие (блок, модуль, сборочная единица, узел, деталь), предназначенное для применения в составе ВС, компонентов I или II класса.

3.1.26 комплекс бортового оборудования: Совокупность оборудования, устанавливаемого в составе конструкции воздушного судна определенного типа и объединенного информационными, электрическими, механическими и другими связями.

3.1.27 контрольный рубеж программы: Значимое событие программы создания АТ, срок которого документально определен и связан с проверкой выполнения всего комплекса работ по определенному этапу программы для принятия решения о дальнейшем ходе работ по программе (продолжать/прекратить/временно остановить/доработать).

3.1.28 летная годность: Состояние образца авиационной техники, характеризующее его соответствие применимым требованиям к летной годности и пригодность к выполнению безопасного полета в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.

3.1.29 модификация: Любое изменение конструкции авиационной техники, не являющееся ремонтом.

3.1.30 научно-технический задел: Совокупность знаний, технических и технологических решений, с использованием которых возможна разработка новой продукции или способов ее производства.

3.1.31 независимая инспекция: Подразделение или юридическое лицо, назначенное уполномоченным органом по сертификации для осуществления функций в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] в организации заявителя, разработчика или изготовителя.

3.1.32 нормы летной годности: Требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение их летной годности и безопасности полетов.

3.1.33

образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.13]

3.1.34

отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.

[ГОСТ Р 56080-2014, пункт 2.15]

3.1.35 опытный образец: Образец, изготовленный по вновь разработанной (модифицированной) рабочей конструкторской документации с целью проверки его соответствия заданным требованиям путем проведения испытаний.

3.1.36 послепродажное обслуживание: Совокупность видов деятельности организации (поставщика услуг), связанных с предоставлением заказчику (покупателю) авиационной техники услуг и выполнением работ, необходимых и достаточных для обеспечения требуемого уровня исправности и возможности эффективного применения поставленной авиационной техники.

3.1.37 программа создания АТ: Комплекс взаимосвязанных и скоординированных по срокам и ресурсам подпрограмм, проектов и других видов деятельности, выполняемых на всех стадиях жизненного цикла в отношении образца авиационной техники (типа изделия), и направленных на его разработку (включая модификацию), производство, поставку и послепродажное обеспечение эксплуатации в целях удовлетворения заданных требований и получения экономической выгоды.

3.1.38 разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

3.1.39 сертификация типа: Определение соответствия воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, оборудования управления и контроля беспилотной авиационной системы применимым требованиям.

3.1.40 сертификационный центр: Организация, аккредитованная в соответствии с федеральными авиационными правилами [2] для участия в работах по сертификации, оценке соответствия юридических лиц требованиям, в целях экспертной оценки результатов работ.

3.1.41

системный инжиниринг: Междисциплинарный подход и методы, обеспечивающие создание успешных систем, которые фокусируются на целостном и конкурентном понимании потребностей заинтересованных сторон, исследовании возможностей, документировании требований и разработке, проверке соответствия требованиям (верификации), испытании (валидации) и развитии решений, которые рассматривают проблемную область целиком на всех стадиях жизненного цикла, от замысла системы до ее утилизации.

[ГОСТ Р 58048-2017, пункт 3.1.8]

3.1.42 соисполнитель: Юридическое лицо, участвующее в исследованиях, разработке или изготовлении авиационной техники или ее составных частей.

3.1.43

составная часть воздушного судна: Изделие авиационной техники (компонент или покупное изделие), предназначенное для выполнения отдельных функций в составе воздушного судна, обладающее полной взаимозаменяемостью, имеющее присвоенное в установленном порядке обозначение и поставляемое эксплуатанту авиационной техники в составе воздушного судна или самостоятельно.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.14]

3.1.44 стадия жизненного цикла авиационной техники: Часть жизненного цикла АТ, выделяемая по признакам характерных для нее явлений, процессов (работ) и конечных результатов.

3.1.45 технические условия на образец авиационной техники гражданского назначения: Текстовый конструкторский документ, содержащий технические требования к типовой конструкции изделия АТ, а также методы контроля (испытаний) изделия АТ на соответствие этим требованиям в производстве и правила его приемки по результатам испытаний.

3.1.46 типовая конструкция: Конструкция образца или изделия АТ (включая его летные, эксплуатационные характеристики и их ограничения), отраженная в его конструкторской, в том числе эксплуатационной документации и любой другой информации, необходимой для определения соответствия требованиям, и одобренная согласно требованиям федеральных авиационных правил [2] и удостоверенная сертификатом типа.

3.1.47 уровень готовности технологий: Показатель состояния процесса разработки технологии, позволяющий в рамках формализованной шкалы оценить степень ее зрелости для практического использования при разработке и производстве инновационной продукции.

Примечание - В программах и проектах создания АТ и компонентов АТ уровень готовности технологий используется как мера для оценки реализуемости и эффективности конкретной технологии и применяется для обоснованного принятия решения о реализации или дальнейшей разработки рассматриваемой технологии.

3.1.48 этап авиационной программы: Составная часть программы создания АТ, включающая комплекс однородных работ, результаты выполнения которых являются необходимым и достаточным основанием для принятия решения о продолжении работ по программе или об их прекращении.

Примечание - Решение о продолжении работ по авиационной программе или их прекращению (приостановке) принимается при прохождении очередного контрольного рубежа авиационной программы.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АД - авиационный двигатель;

АТ - авиационная техника гражданского назначения;

ВВ - воздушный винт;

ВС - воздушное судно;

ГА - гражданская авиация;

ГГ - газогенератор;

ДДП - демонстрационный двигатель-прототип;

ЕСКД - единая система конструкторской документации;

ЕСТД - единая система технологической документации;

ЕСП - единый сквозной план;

ЗИП - запасные инструменты и принадлежности;

ЗЛИ - заводские летные испытания;

ИКАО - международная организация гражданской авиации;

ИЛП - интегрированная логистическая поддержка;

ИМА - интегрированная модульная авионика;

ИСР - иерархическая структура работ;

ЖЦ - жизненный цикл;

КБО - комплекс бортового оборудования;

КД - конструкторская документация;

КДД - конструкторская документация и данные;

КИ - комплектующее изделие;

КР - контрольный рубеж программы;

КЭТ - критический элемент технологии;

ЛИ - летные испытания;

ЛЛ - летающая лаборатория;

МТО - материально-техническое обеспечение;

НИИ - ведущий научно-исследовательский институт по направлению;

НИР - научно-исследовательская работа;

НТД - нормативно-технические документы;

НТЗ - научно-технический задел;

НТС - научно-технический совет;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

ПД - программная документация;

ПИВП - планирование использования воздушного пространства;

ПО - программное обеспечение;

ППО - послепродажное обслуживание;

ПСЛГ - первичный сертификат летной годности;

ПУР - план управления ресурсом;

РД - ремонтная документация;

РКД - рабочая конструкторская документация;

РТД - рабочая технологическая документация;

СБИ - система бортовых измерений;

СЗИ - сертификационные заводские испытания;

СИ - сертификационные испытания;

СКИ - сертификационные контрольные испытания;

СКСИ - сертификационные (квалификационные) стендовые испытания;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

СЧ - составная часть;

ТЗ - техническое задание;

ТД - технологическая документация;

ТО - техническое обслуживание;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТХ - технические характеристики;

УГТ - уровень готовности технологий;

ФПО - функциональное программное обеспечение;

ЭП - эскизный проект;

ЭД - эксплуатационная документация;

ЭТХ - эксплуатационно-технические характеристики;

ЭЦИ - эквивалентно-циклические испытания.

4 Порядок создания авиационной техники гражданского назначения

4.1 Общие положения

4.1.1 Работы по созданию АТ являются частью ее ЖЦ.

ЖЦ изделия АТ включает следующие стадии:

- стадия 0. Исследования в обеспечение создания образца АТ;

- стадия 1. Проектирование;

- стадия 2. Подготовка и освоение производства;

- стадия 3. Испытания и сертификация;

- стадия 4. Серийное производство;

- стадия 5. Эксплуатация;

- стадия 6. Модификация образца АТ;

- стадия 7. Утилизация.

Примечание - Работы на ряде стадий ЖЦ изделия АТ могут проводиться параллельно.

Настоящий стандарт определяет порядок создания образца АТ и устанавливает требования к порядку проведения работ на следующих стадиях ЖЦ:

- стадия 0. Исследования в обеспечение создания образца АТ;

- стадия 1. Проектирование;

- стадия 2. Подготовка и освоение производства;

- стадия 3. Испытания и сертификация.

В части, влияющей на требования, предъявляемые к созданию АТ, рассматриваются особенности работ, выполняемых на стадиях ЖЦ:

- стадия 4. Серийное производство;

- стадия 5. Эксплуатация;

- стадия 6. Модификация образца АТ;

- стадия 7. Утилизация.

4.1.2 Создаваемая АТ должна удовлетворять требованиям заказчика, требованиям к летной годности и охране окружающей среды от воздействия авиации и обеспечивать возможность ее эффективного и безопасного применения.

Требования к техническим, эксплуатационным и другим характеристикам АТ устанавливают с учетом существующих требований, предусмотренных в законодательных и иных правовых нормативных актах, в том числе международных. Уровень технических, эксплуатационных и других характеристик АТ должен обеспечивать ее конкурентоспособность и экономическую эффективность в течение прогнозируемой длительности ЖЦ АТ с учетом возможных модификаций, а также затрат на создание (модификацию) и использование различного рода обеспечивающих систем.

Примечание - Под обеспечивающими системами понимают:

- для стадии "Проектирование" - системы проектирования и инженерных расчетов, объекты экспериментальной базы, применяемые для проведения испытаний моделей и образцов АТ;

- стадии "Серийное производство" - производственные мощности и технологии, необходимые для изготовления АТ и ее компонентов;

- стадии "Эксплуатация" - наземные объекты и оборудование, необходимые для эксплуатации, наземного и технического обслуживания АТ.

4.1.3 Создание АТ осуществляется по договору с заказчиком или по инициативе разработчика. Разработку новых типов АТ на стадии проектирования (стадия 1, 4.1.1) необходимо проводить по результатам анализа альтернативных технических предложений с использованием существующего и опережающего НТЗ.

4.1.4 Функции заказчика, предусмотренные настоящим стандартом, может выполнять российское или иностранное физическое или юридическое лицо любой формы собственности, в том числе:

- государственная, коммерческая или общественная организация, которая уполномочена представлять интересы эксплуатантов и иных пользователей АТ (например, в случае государственной организации: министерство, ведомство или назначенная ими организация);

- изготовитель, который предполагает выпускать АТ по заказываемой им у разработчика документации;

- разработчик (изготовитель) АТ по отношению к разработчику (изготовителю) составных частей АТ;

- лицо, которому будет поставляться АТ

Если заказчиком является государственная организация, то заказчику на каждом этапе создания АТ должно предоставляться независимое подтверждение достижения заявленных характеристик в виде заключений НИИ, в остальных случаях такая необходимость определяется заказчиком.

4.1.5 В зависимости от участия в программах развития авиации, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности создание АТ осуществляют по следующим моделям организации работ:

- по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и/или бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - по государственному заказу);

- по заказу конкретных заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур;

- инициативные разработки АТ без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

4.1.6 Разработчик на основе исходных требований заказчика, изучения спроса, условий применения, тенденций развития и имеющегося НТЗ организует и проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, включая: патентные исследования, функционально-стоимостный анализ, моделирование, макетирование, конструирование и другие методы, применяемые для создания АТ. При этом следует руководствоваться нормативно-техническими и другими документами, в которых установлены значения показателей, определяющих технический уровень АТ, требования по надежности, безопасности, заменяемости, совместимости и возможности двойного применения составных частей и АТ в целом, охране здоровья и окружающей среды, а также другие значимые для создания и эксплуатации АТ показатели и требования.

4.1.7 Создание АТ предусматривает:

- выполнение исследований;

- разработку технического предложения;

- разработку ЭП;

- разработку технического проекта, макета (при необходимости);

- разработку РКД;

- изготовление опытного образца (СЧ опытного образца);

- наземные испытания опытного образца и СЧ;

- квалификационные испытания СЧ опытного образца;

- предварительные (летно-конструкторские) испытания опытного образца АТ;

- СИ опытного образца;

- корректировку и утверждение РКД для организации серийного производства АТ (СЧ);

- доработку опытного образца (СЧ опытного образца) по результатам испытаний (при необходимости).

4.1.8 Виды документов и данных, формируемых в процессе создания АТ (ТЗ, акты, ведомости поставки, результаты НИР, ОКР, патентных исследований, конструкторские документы, модели, базы данных, программы, протоколы испытаний и др.), их обязательный статус, учет, хранение и передача устанавливаются стандартами или договорными (контрактными) обязательствами.

4.1.9 Разработчики и изготовители АТ и ее СЧ должны обеспечивать однозначное выполнение требований, предъявляемых к разработке, производству, поставке, эксплуатации (включая летные свойства, ЭТХ, экологичность и др.), установленных в НТД, ТЗ, договоре (контракте), а также обеспечивать повышение качества продукции, эффективности производства и экономного использования всех видов ресурсов.

4.1.10 Определение целей и перспективных направлений развития авиации, обеспечение этого развития необходимыми ресурсами, а также создание отдельных образцов АТ наиболее эффективно осуществляется в рамках государственных программ.

4.1.11 В ходе выполнения государственных программ выполняются фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, в результате которых создается опережающий НТЗ по отдельным направлениям развития авиации, а также по технологиям авиастроения, включая обеспечивающие производственные и другие технологии.

4.1.12 При создании АТ необходимо наличие НТЗ с достаточным уровнем готовности технологий, который позволяет сократить общие сроки и затраты на создание АТ и ее отдельных составных частей, снизить риски, особенно в случаях, когда создается принципиально новая АТ или необходимо достичь существенного улучшения характеристик существующей АТ. Порядок и условия использования результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, полученных в ходе государственных программ, а также трансфера (передачи разработчикам и изготовителям) соответствующих технологий, определяется их заказчиком с учетом действующего законодательства и условий договоров (контрактов).

4.2 Программы создания авиационной техники

4.2.1 Важными особенностями создания АТ являются:

а) программно-целевой подход к развитию авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

б) государственный контроль (надзор) за развитием авиации;

в) обязательность для юридических лиц, которые осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, наличия лицензий, сертификатов и соблюдения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны;

г) ответственность разработчиков, производителей и эксплуатантов авиационной техники в отношении ее соответствия воздушному нормам и техническим требованиям;

д) ответственность авиационных организаций в отношении безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники;

е) финансирование развития авиации путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации АТ в целях обеспечения государственных нужд;

ж) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе собственных средств, государственными заказчиками и исполнителями авиационных работ и услуг.

4.2.2 В отдельных случаях с целью создания АТ формируются программы создания АТ, которые должны распространяться на все стадии ЖЦ АТ, от исследований и проектирования до утилизации.

При необходимости в программе предусматривают отдельные подпрограммы и проекты (например, создания СЧ АТ). Состав и последовательность выполнения таких подпрограмм зависит от особенностей создаваемой АТ, ее состава, стадии ЖЦ, участников программы, других факторов.

Программы создания АТ в качестве подпрограмм могут входить в программы верхнего уровня, например в программы создания авиатранспортных систем.

4.2.3 Взаимозависимые программы создания АТ, а также программы формирования непрерывно обновляемого опережающего НТЗ (полностью или частично финансируемые в рамках государственных программ) должны быть согласованы между собой по целям, срокам, стадиям ЖЦ, объемам и срокам финансирования, техническим и эксплуатационным характеристикам, другим важным для выполнения программ параметрам.

Программы формирования опережающего НТЗ включают поисковые научно-исследовательские работы, проблемно-ориентированные проекты и комплексные научно-технологические проекты, в рамках которых выполняются прикладные НИР, направленные на отбор и системную интеграцию взаимосвязанных технологий для достижения целевых характеристик АТ.

При планировании и исполнении программ создания АТ необходимо учитывать различие в сроках ЖЦ АТ и ее СЧ, предполагаемые планы по их совершенствованию (модификации), а также возможность применения создаваемых СЧ в различных образцах АТ.

Примечания

1 Программы создания авиационных двигателей рекомендуется начинать до принятия решения о создании конкретного типа ВС, так как к моменту принятия такого решения НТЗ по перспективному авиационному двигателю должен находиться на достаточно высоком уровне готовности технологии.

2 С учетом высокой скорости устаревания бортовое радиоэлектронное оборудование может подвергаться многократной модификации за срок эксплуатации ВС. Это необходимо учитывать в программах создания АТ с поэтапным наращиванием эксплуатационных характеристик, когда программой предусмотрено постепенное повышение эксплуатационных качеств ВС путем совершенствования (модификации) отдельных СЧ АТ.

4.2.4 В создании АТ участвуют:

- заказчик (в соответствии с 4.1.4);

- головной исполнитель (соисполнители);

- головной разработчик (разработчики СЧ);

- головной изготовитель (изготовители СЧ);

- НИИ и другие научные организации;

- уполномоченный орган в области гражданской авиации;

- авиарегистр и сертификационные центры;

- независимые инспекции;

- эксплуатанты, представляющие также интересы потребителей их услуг.

Примечание - Описанные далее роли в конкретных программах создания АТ могут исполняться как разными организациями, так и в рамках одной вертикально-интегрированной структуры (организации).

4.2.4.1 Заказчик выполняет следующие функции:

- определяет и утверждает цели программы создания АТ и итоговые финансовые требования к результатам программы создания АТ;

- определяет общие коммерческие параметры создаваемой АТ, включая объемы ее продаж, рынки, финансовые условия продаж и др.;

- формулирует общие условия предполагаемой эксплуатации АТ, например типы аэродромов, общие требования к организациям-эксплуатантам АТ и др.

Для управления программой создания АТ и достижения ее целей заказчик заключает контракт с головным исполнителем программы создания АТ.

4.2.4.2 Головной исполнитель несет ответственность перед заказчиком в соответствии с законодательством и условиями договора (контракта).

4.2.4.3 В процессе реализации своих функций головной исполнитель выполняет следующее:

- разрабатывает и представляет на утверждение заказчику ТЗ на выполнение НИР, ТЗ на разработку технического предложения и ТЗ на проведение ОКР в обеспечении создания образца АТГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения Разработка проектов ТЗ на выполнение НИР, ТЗ на разработку технического предложения, ТЗ на проведение ОКР в обеспечении создания образца АТ по поручению заказчика осуществляется головным разработчиком АТ с участием НИИ.

- организует конкурсы на размещение заказов на создание образцов АТ в целях определения головного разработчика (разработчика) и головного изготовителя (изготовителя) образца АТ;

- заключает контракты на разработку технического предложения и выполнение ОКР по созданию образца АТ с головным разработчиком, определенным по результатам конкурса;

- определяет перечень ТЗ на разработку СЧ образца АТ, подлежащих утверждению (согласованию) заказчиком;

- осуществляет контроль выполнения работ как на отдельных этапах программы создания АТ, так и в целом;

- организует рассмотрение, осуществляет приемку результатов работ по завершенным этапам программы создания АТ и всей программы в целом, а также утверждает акт сдачи-приемки работ;

- согласовывает цену серийного образца АТ, СЧ АТ;

- участвует в организации научного и научно-технического сопровождения работ;

- участвует в организации ППО АТ.

4.2.4.4 Головной разработчик образца АТ несет за него ответственность в соответствии с воздушным законодательством и условиями договора (контракта) на создание АТ.

4.2.4.5 Головной разработчик АТ при выполнении своих функций:

- согласовывает ТЗ на разработку образца АТ;

- осуществляет выбор головных исполнителей (соисполнителей) НИР и ОКР в обеспечение создания образца АТ, в том числе на конкурсной основе;

- заключает контракты на выполнение НИР по созданию образца АТ (СЧ);

- осуществляет выбор разработчиков СЧ (соисполнителей) на конкурсной основеГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения В случае проведения инициативных работ по созданию АТ соисполнителей определяет заказчик на основе предложений головного разработчика.


- согласовывает цену ОКР (этапа ОКР) при заключении с ним контракта на создание образца;

- заключает контракт с головным изготовителем на изготовление опытного образца (опытной партии) АТ и (после получения сертификата типа) контракт на изготовление серийных экземпляров АТГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения Контракт не заключается в случае, если головной разработчик и головной изготовитель являются структурными подразделениями (например, филиалами) одного предприятия, а также при наличии контракта между заказчиком и головным изготовителем.

- выполняет функции заказчика по отношению к разработчикам СЧ (соисполнителям), разрабатывает, утверждает и выдает ТЗ на разработку СЧ;

- согласовывает и утверждает цену на разработку СЧ и заключает контракты с разработчиками СЧ (соисполнителями);

- организует взаимодействие с независимой инспекцией в процессе создания и серийного изготовления АТ в соответствии с действующими положениями (см. 4.2.4.9);

- осуществляет разработку образца АТ;

- обеспечивает организационно-техническое руководство и координацию разработки образца АТ и его СЧ;

- организует передачу комплекта рабочих КДД головному изготовителю(ям) для производства АТ;

- контролирует (в рамках авторского надзора) соответствие изготовленного опытного образца АТ (СЧ) и выполненных работ требованиям КДД и условиям договора (контракта);

- организует и проводит сертификационные работы и испытания опытного образца и его СЧ;

- участвует в подготовке и освоении серийного производства АТ, в ППО на стадии эксплуатации;

- обеспечивает заказчику проведение контроля выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки образца АТ (СЧ);

- анализирует причины и организует устранения выявленных в производстве и эксплуатации конструктивно-производственных недостатков и их причин, а также осуществляет разработку и контролирует рассылку бюллетеней;

- передает заказчику материалы и результаты разработки, указанные в договоре (контракте), в том числе калькуляцию фактической сметной стоимости разработки образца после ее окончания;

- организует и проводит работы по обеспечению (увеличению) заданных значений ресурсов и сроков службы;

- осуществляет доработку КДД по результатам технологической подготовки производства и испытаний;

- разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите интеллектуальной собственности, коммерческой тайны в процессе разработки, осуществляет мероприятия по комплексному противодействию техническим средствам субъектов промышленного шпионажа со стороны зарубежных компаний-конкурентов и защите интеллектуальной собственности, а также производства опытного образца АТ;

- проводит работы по внедрению нормативного обеспечения процессов создания образца АТ (СЧ) и технологий информационной поддержки его ЖЦ;

- обеспечивает заказчику условия для осуществления научного и научно-технического сопровождения выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки образца АТ (СЧ);

- обеспечивает управление конфигурацией и управление требованиями АТ;

- осуществляет разработку и согласование единого сквозного план-графика по созданию АТ.

4.2.4.6 Головной изготовитель АТ при выполнении своих функций:

- заключает договор (контракт) с головным разработчиком на изготовление опытного образца (опытной партии) АТ и договор (контракт) на изготовление серийных экземпляров АТГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения Договор (контракт) не заключается в том случае, если головной разработчик и головной изготовитель являются структурными подразделениями (например, филиалами) одного предприятия.

- определяет соисполнителей работ (изготовителей), в том числе по согласованию с головным разработчиком и заказчиком;

- утверждает (совместно с головным разработчиком и по согласованию с независимой инспекцией) акт передачи РКД для организации производства и изготовления опытных образцов АТ (СЧ), а также акт передачи РКД для серийного производства АТ;

- осуществляет разработку ТД АТ и обеспечивает ее соответствие требованиям РКД и НТД;

- контролирует разработку ТД СЧ;

- организует и осуществляет подготовку опытного производства и постановку образца АТ (СЧ) на серийное производство;

- выполняет функции заказчика по отношению к изготовителям СЧ, а именно согласовывает цену на производство СЧ и заключает контракты с изготовителями СЧ;

- на основании требований головного разработчика АТ осуществляет определение ключевых характеристик СЧ, их компонентов, а также реализует контроль за обеспечением стабильности ключевых характеристик со стороны изготовителя СЧ и их компонентовГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения Управление стабильностью ключевых характеристик должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 56176.

- организует и проводит (в процессе производства) предусмотренные технической документацией испытания образца, агрегатов и элементов конструкции образцов АТ (СЧ);

- осуществляет надзор за планированием, организацией и реализацией процедур контроля первого изделия поставщиками СЧГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения;
_______________
ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения Контроль первого изделия должен осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 56173.

- участвует в работах по обеспечению заданных значений ресурсов, сроков службы;

- осуществляет тиражирование ЭД серийной техники;

- обеспечивает заказчику, головному разработчику условия для осуществления контроля выполнения работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе производства АТ и ее СЧ;

- обосновывает цену постановки на серийное производство и цену серийного образца;

- осуществляет серийное производство АТ и организует серийное производство СЧ;

- обеспечивает соответствие выпускаемых серийных экземпляров АТ сертифицированной типовой конструкции образца АТ;

- несет ответственность за качество серийных экземпляров АТ, совместно с головным разработчиком осуществляет управление цепочками поставок СЧ и компонентов при серийном производстве АТ;

- осуществляет гарантийное обслуживание экземпляров АТ, находящихся в эксплуатации (если иное не установлено в контракте с покупателем (эксплуатантом);

- организует производство ремонтных комплектов запасных частей и инструмента, разрабатывает нормы расхода ремонтных комплектов ЗИП, организует разработку и производство технических средств для проведения ремонта, технического обслуживания и утилизации АТ (СЧ);

- совместно с головным разработчиком (разработчиками СЧ) анализирует причины и осуществляет устранение выявленных в эксплуатации конструктивно-производственных недостатков;

- осуществляет мероприятия по комплексному противодействию техническим средствам субъектов промышленного шпионажа со стороны зарубежных компаний-конкурентов и защите интеллектуальной собственности, коммерческой тайны в процессе производства и испытаний серийного образца АТ (СЧ);

- обеспечивает транслирование требований к агрегатам, СЧ и КИ от заказчика и головного разработчика к соисполнителям;

- организует внедрение вновь разработанных и актуализированных действующих НТД для создания образцов АТ (СЧ).

4.2.4.7 НИИ в обеспечение создания АТ по решению головного разработчика проводят комплекс прикладных НИР, порядок проведения и основные результаты которых установлены в 5.2.

НИИ (совместно с головным разработчиком и по его решению) на договорной (контрактной) основе осуществляют научное и научно-техническое сопровождение работ в процессе создания образцов АТ (см. 4.4).

4.2.4.8 Авиарегистр и сертификационные центры выполняют следующие задачи:

- участвуют в проведении СИ АТ в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2];

- участвуют в обязательной сертификации организаций-изготовителей АТ в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил [2];

- в случае необходимости проводят независимую экспертизу по работам, связанным с реализацией конкретных программ создания АТ.

4.2.4.9 Независимая инспекция в организациях разработчика и предприятиях изготовителя в процессе создания АТ осуществляет:

- контроль за соблюдением разработчиком и изготовителем процедур сертификации в процессе разработки, изготовления, испытаний АТ и внесения изменений в типовую конструкцию;

- контроль соответствия результатов работ требованиям НТД, а также контроль корректировки КДД и организации хранения контрольного и текущего комплектов КДД;

- контроль качества изготовления, проведения испытаний АТ на предприятиях и в организациях;

- приемку опытных образцов и серийных изделий АТ;

- выдачу удостоверения о приемке на вновь изготовленный экземпляр АТ;

- надзор за сертифицированным производством и ремонтом;

- согласование направляемых уполномоченному органу в области гражданской авиации отчетов о результатах деятельности сертифицированных предприятий и организаций.

4.2.5 Для управления программой создания АТ под руководством главного конструктора создают и поддерживают в течение всего срока ее действия органы управления (проектные группы, наблюдательные, координационные и экспертные советы и др.). Управление программой рекомендуется осуществлять в соответствии с ГОСТ Р 54869 и ГОСТ Р 54871.

4.2.6 В программах создания АТ рекомендуется предусматривать этапы, соответствующие проведению однородных работ, заканчивающихся значимым результатом и проводимых на соответствующих стадиях ЖЦ. Этапы могут объединяться в фазы программы. При завершении очередного этапа (фазы) программы, до перехода на следующий этап (фазу), на основании результатов проводимых технических проверок (обзоров) принимают решение о возможности и целесообразности продолжения работ по программе и о переходе к следующему этапу (фазе).

4.2.7 Ключевыми работами по созданию АТ, определяющими содержание соответствующих программ, являются работы по системному инжинирингу (проектированию), выполняемые на стадиях ЖЦ "Исследование", "Проектирование", "Подготовка и освоение производства".

4.2.8 При системном проектировании определяют функциональную, физическую и системную архитектуру разрабатываемой АТ и ее СЧ. Функциональная архитектура описывает с помощью каких функций реализуются требования. Физическая архитектура показывает из каких взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем и компонентов состоит образец АТ. Системная архитектура определяет состав систем, в том числе обеспечивающих, необходимых на всех стадиях ЖЦ, в частности для обучения, проведения испытаний и т.д. На основе системной архитектуры обычно разрабатывают ИСР программы.

Примечание - Один из широко применяемых типовых вариантов функциональной, физической и системной архитектуры для АТ приведен в пункте 8.2.5 авиационного справочника [4].

4.2.9 На рисунке 1 представлен пример соответствия фаз контрольных рубежей и этапов программы создания АТ стадиям ЖЦ, результатам работ, техническим проверкам (обзорам) и базовым конфигурациям.

4.2.10 С точки зрения системного инжиниринга в процессе создания АТ и ее СЧ выделяют четыре этапа, по окончании которых принимают решения о запуске программы создания АТ, о завершении исследований и начале детального проектирования, о разработке КДД и ТД для изготовления и испытаний опытного образца, а также о начале серийного производства:

а) исследование концепции:

- на основе существующего НТЗ, изучения и прогноза развития авиационных и других технологий, маркетинговых исследований определяют общую концепцию использования будущей АТ в составе авиатранспортной или другой эксплуатирующей системы с учетом необходимых систем обеспечения;

- проводят прогнозирование их развития и возможных рисков с использованием средств моделирования;

ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

Рисунок 1 - Пример соответствия фаз, контрольных рубежей и этапов программы создания АТ стадиям ЖЦ


- определяют ключевые летно-технические, эксплуатационно-технические и другие характеристики, показатели по стоимости и срокам создания;

- рассматривают возможность их достижения и альтернативные варианты облика АТ;

- принимают решение о запуске программы создания АТ (обычно соответствует стадии разработки технического предложения согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.118);

б) предварительное проектирование ВС:

- из альтернативных вариантов выбирают наиболее перспективный;

- определяют предварительный облик и архитектуру АТ, состав подсистем для достижения требуемых летно-технических, эксплуатационно-технических и других характеристик, обеспечивают снижение риска программы создания АТ путем демонстрации компонентов и технологий, возможности их интеграции и совместного использования;

- на основании анализа требований определяют предварительную базовую конфигурацию функций АТ;

- подтверждают возможность создания АТ с требуемыми характеристиками, принимают решение о завершении исследований и начале детального проектирования (обычно соответствует стадии разработки технического предложения согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.118);

в) предварительное проектирование и интеграция компонентов:

- определяют физическую и функциональную архитектуру, конструктивное исполнение АТ, необходимые для достижения заданных характеристик, функции распределяют по системам и компонентам;

- подтверждают базовую конфигурацию функций;

- определяют предварительную базовую конфигурацию распределения функций по системам (соответствует стадии разработки эскизного проекта АТ согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.119), затем разрабатывают технические описания конструктивных особенностей компонентов (подсистем);

- при необходимости уточняют базовую конфигурацию распределения функций по системам;

- принимают решение о разработке КДД и ТД для изготовления и испытаний опытного образца (соответствует стадии разработки технического проекта согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 2.120);

г) разработка рабочих КДД и ТД и демонстрация:

- разрабатывают и по итогам испытаний уточняют детальные технические описания компонентов (подсистем), достаточные для их производства;

- подтверждают базовую конфигурацию функций и базовую конфигурацию распределения функций по системам;

- определяют и по итогам испытаний закрепляют базовую сертифицированную конфигурацию образца АТ;

- принимают решение о начале серийного производства (соответствует стадии разработки РД и ЭД согласно ГОСТ 2.103 и ГОСТ 3.1102).

4.3 Создание опережающего научно-технического задела

4.3.1 При создании авиационной техники необходимо руководствоваться современными принципами ее проектирования и разработки на базе опережающего НТЗ, возможно применимого к различным образцам АТ

Готовность опережающего НТЗ к использованию подтверждается достижением соответствующих уровней готовности технологии, а также другими объективными свидетельствами.

В соответствии с концепцией опережающего создания НТЗ задел необходимо создавать к моменту принятия решения о создании конкретного образца АТ. При этом требования к перспективным образцам АТ и новым технологиям формулируются не детально, а только на верхнем (системном) уровне, определяющем ключевые ТХ этой АТ, но не конкретные пути их достижения.

Опережающий НТЗ в авиастроении формируется в рамках проблемно-ориентированных и комплексных научно-технологических проектов. Для оценки зрелости разработанных технологий используют шкалы УГТ в соответствии с ГОСТ Р 57194.1 и ГОСТ Р 58048.

4.3.2 Основной целью создания опережающего НТЗ в области развития авиации гражданского назначения является получение научно-технических результатов, обеспечивающих:

- достижение приемлемого уровня обеспечения безопасности полетов;

- повышение эффективности и качества, экономической и физической доступности услуг, оказываемых с применением АТ российского производства;

- повышение уровня ее конкурентоспособности; снижение вредного воздействия АТ на окружающую среду.

При создании НТЗ возможность достижения образцами АТ и в авиатранспортной системе требуемых значений целевых показателей подтверждается в рамках проблемно-ориентированных и технологических проектов на уровне технических концепций и математических моделей, а в рамках комплексных научно-технологических проектов - на уровне демонстраторов технологий.

Создание НТЗ проводят с учетом анализа международного рынка ВС и прогноза перспектив его развития, требований потенциальных покупателей и эксплуатантов, мирового опыта создания АТ, тенденций ее развития, международных требований по безопасности полетов и требований к экологическим характеристикам АТ.

В процессе работ по созданию НТЗ получают, обобщают, накапливают и систематизируют новые знания в области авиационной науки и техники, результаты фундаментальных и поисковых исследований, теоретической и конструкторской проработки, экспериментальной проверки и демонстрации новых идей и технических решений в форме авиационных технологий, норм, правил и НТД, направленных на снижение затрат, сроков и рисков при создании АТ, достижение основных целевых показателей (уровня конкурентоспособности, безопасности полетов, эргономики, экологической безопасности и экономической эффективности воздушного транспорта).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

Название документа: ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

Номер документа: 58849-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 24 апреля 2020

Дата начала действия: 01 июня 2020