ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 августа 2020 года N 465-рп


О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации на 2020 - 2024 годы



В соответствии с Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 13 февраля 2020 года):


Утвердить:


1. Концепцию развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2020 - 2024 годы (далее - Концепция) (приложение 1).


2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции (приложение 2).



Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 14 августа 2020 года N 465-рп



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2020 - 2024 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)



I. Общие положения


Концепция представляет совокупность целей, задач, технологий и приоритетов деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, научных организаций, общественных объединений коренных малочисленных народов Севера и образовательных организаций автономного округа по формированию этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа на региональном, всероссийском, международном уровнях.


Концепция объединяет компетенции и интересы исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, представителей научной, педагогической общественности, средств массовой информации, некоммерческих организаций, граждан автономного округа из числа коренных малочисленных народов Севера основной темой - сохранением и передачей знаний в области традиционного природопользования, культуры, языка, укреплением связей между поколениями в каждом муниципальном образовании автономного округа.


Автономный округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера - ханты, манси, ненцев. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р межселенная территория муниципальных районов и 52 населенных пункта автономного округа отнесены к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.


Родной язык - это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа, преемственности поколений.


Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе ориентирована на оказание поддержки их самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию.


Природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность названных народов обусловили необходимость обеспечения их устойчивого развития, сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданским обществом, включая объединения народов Севера.


Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов автономного округа являются оленеводство, рыболовство, охота, звероводство, собирательство, традиционные промыслы и ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова и т.п.


Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера отличает способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации, обеспечивающей неистощимое (возобновляемое) природопользование.


Концепция исходит из необходимости системного подхода, направленного на сохранение, поддержание и воспроизводство традиционного образа жизни и хозяйствования народов Севера на территории автономного округа через обеспечение возможностей реализации права на непрерывное образование этносберегающего характера.


Концепция призвана стать организационной основой повышения доступности дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования детей без их отрыва от родителей, ведущих традиционный образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.


Концепция разработана в соответствии с:


Конституцией Российской Федерации,


Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации",


Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",


Федеральным законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах",


Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",


Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",


Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года",


распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р,


распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 1226-р,


Законом автономного округа от 4 декабря 2001 года N 85-оз "О видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре",


Законом автономного округа от 4 декабря 2001 года N 89-оз "О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",


Законом автономного округа от 18 июня 2003 года N 37-оз "О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",


Законом автономного округа от 31 декабря 2004 года N 98-оз "О народных художественных промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре",


Законом автономного округа от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре",


постановлением Правительства автономного округа от 27 мая 2011 года N 183-п "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",


распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года",


распоряжением Правительства автономного округа от 7 августа 2015 года N 451-рп "О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и плане мероприятий ("дорожной карте") по ее реализации",


распоряжением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 516-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".


При разработке Концепции учтены приоритетные направления развития системы образования автономного округа, а также опыт других субъектов Российской Федерации и мировой практики.



II. Основные понятия, используемые в Концепции


Этнокультурное образование - процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Реализуется через интеграцию в современную образовательную среду принципов, средств и форм этнической системы воспитания, сложившихся в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, и, формируя региональное образовательное пространство, включает в себя общеобразовательные организации, этнокультурные центры, студии, а также обучение и воспитание в семье, дистанционное обучение.


Электронный образовательный ресурс - основной компонент информационной образовательной среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и на применение новых методов и форм обучения.



III. Текущее состояние этнокультурного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в автономном округе проживают 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, что составляет 2% от общей численности населения автономного округа. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни.


По данным муниципальных органов власти автономного округа, на территориях традиционного природопользования (далее также - ТТП) количество субъектов права до 18 лет составляет 1 545, из них от 0 до 9 лет - 842, от 10 до 18 лет - 703. Почти 70% коренного населения региона проживает в сельской местности.


В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера расположены 16 общеобразовательных организаций, имеющих интернат, в которых обучаются 1403 человека:


в Белоярском районе - 2 (п. Полноват - с.п. Полноват, п. Казым - с.п. Казым);


в Березовском районе - 2 (п. Теги - с.п. Березово, п. Сосьва - с.п. Саранпауль);


в Ханты-Мансийском районе - 2 (с. Цингалы - с.п. Цингалы, п. Луговской - с.п. Луговской);


в Сургутском районе - 5 (с. Угут - с.п. Угут, д. Русскинская - с.п. Русскинская, п. Нижнесортымский - с.п. Нижнесортымский, п. Тром-Аган - с.п. Ульт-Ягун, д. Лямина - с.п. Лямина);


в Нижневартовском районе - 3 (д. Чехломей - с.п. Ларьяк, с. Корлики - с.п. Ларьяк, с. Варьеган - городское поселение Новоаганск);


в Кондинском районе - 1 (с. Алтай - с.п. Болчары);


в Октябрьском районе - 1 (с. Шеркалы).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»