ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2020 года N 203


Об утверждении Концепции 1-го этапа развития пожарной охраны на территории Вологодской области на период до 2025 года



В соответствии с Планом реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года в Вологодской области, утвержденным постановлением Губернатора области от 13 января 2020 года N 4, постановляю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию 1-го этапа развития пожарной охраны на территории Вологодской области на период до 2025 года (далее - Концепция).


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина.


Справку о ходе исполнения настоящего постановления представлять ежегодно к 10 апреля года следующего за отчетным годом.


Справку об исполнении настоящего постановления представить к 15 апреля 2026 года.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ



Утверждена
Постановлением
Губернатора области
от 11 августа 2020 г. N 203



КОНЦЕПЦИЯ 1-ГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА



1. Общие положения


Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности страны и области функций государства.


Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях экономики области (до 130 млн. рублей только прямого ущерба ежегодно), приводят к травматизму и гибели людей (до 140 погибших ежегодно), являются наиболее часто возникающей и опасной из всех внешних угроз (ежегодно происходит свыше 2,8 тыс. пожаров, уничтожается свыше 370 строений). Подразделениями пожарной охраны ежегодно в ходе тушения пожаров предотвращается прямой ущерб на сумму в среднем 160 млн. рублей и спасается в среднем 220 человек.


Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь от пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и Вологодской области в частности.


Концепция 1-го этапа развития пожарной охраны на территории области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в целях реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", закона Вологодской области от 7 мая 2007 года N 1593-ОЗ "О пожарной безопасности в Вологодской области", постановлений Правительства области от 17 октября 2016 года N 920 "О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года" и от 26 декабря 2016 года N 1228 "О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года".


Концепция направлена на реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 года N 2, выполнение подпункта "б" пункта 5 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 27 сентября 2017 года и Плана реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года в Вологодской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 13 января 2020 года N 4.


Концепция определяет основные перспективные направления по развитию пожарной охраны на территории области в целях обоснования потребности в необходимых средствах при формировании областного бюджета в 2021 - 2025 годах.


В дальнейшем с учетом результатов реализации настоящей Концепции планируется разработка Концепции 2-го этапа развития пожарной охраны на территории области на период до 2030 года.



2. Анализ ситуации


По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года на территории области располагалось 8030 населенных пунктов, в которых проживало 1 млн. 202 тыс. 444 человека, из них городское население - 849 тыс. 853 человека (71%), сельское население - 352 тыс. 591 человек (29%).


На территории области деятельность в сфере обеспечения пожарной безопасности осуществляется несколькими видами пожарной охраны, предусмотренными действующим законодательством:


федеральная противопожарная служба;


противопожарная служба Вологодской области;


ведомственная пожарная охрана;


частная пожарная охрана;


добровольная пожарная охрана.


В целях повышения эффективности действий по тушению пожаров и спасению людей и имущества от пожаров все подразделения пожарной охраны объединены в территориальный и местные пожарно-спасательные гарнизоны.


Благодаря наличию широкой сети подразделений пожарной охраны и активной профилактике пожаров в целом по области за последние 5 лет (2015 - 2019 годы) зафиксирована устойчивая тенденция снижения количества пожаров и погибших на пожарах:


количество пожаров и загораний на территории области снизилось на 39,6% (с 3713 случаев в 2015 году до 2242 случаев в 2019 году);


число погибших на пожарах снизилось на 6,5% (с 123 в 2015 году до 115 в 2019 году).


На 100 тыс. человек населения в Вологодской области в 2019 году произошло 190,5 пожаров, что является одним из самых низких показателей среди регионов Северо-Западного федерального округа (2-е место после Республики Коми), а среди всех регионов России Вологодская область по этому показателю находится на 14-м месте.


Вместе с тем в настоящее время в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории области существует ряд основных проблем, затрудняющих реализацию права жителей и гостей области на своевременную защиту от пожаров. Решение указанных ниже проблемных вопросов напрямую зависит от дальнейшего развития пожарной охраны на территории области.


В Вологодской области, как и в целом в Российской Федерации, количество погибших на пожарах по-прежнему остается достаточно высоким и значительно превышает количество погибших на пожарах в сопоставимых по площади или количеству населения с Вологодской областью европейских странах.



Число погибших на пожарах на 100 тыс. человек населения (среднее значение за 2011 - 2015 годы)

Вологодская область

12,3

Белоруссия

7,4

Греция

0,4

Болгария

1,4

Латвия

5,1

Эстония

4,2


Несмотря на снижение в 2019 году этого показателя в Вологодской области до 9,77 погибших на 100 тыс. человек населения число погибших на пожарах остается крайне высоким для развитого в экономическом плане региона. Ежегодное количество погибших на пожарах сопоставимо с количеством погибших в дорожно-транспортных происшествиях, что требует принятия не менее масштабных мер и не менее серьезного финансирования.


Опыт европейских стран и опыт регионов России, имеющих низкие показатели по количеству пожаров и погибших на них, показал, что наряду с расширением профилактической работы необходимо количественное и качественное развитие пожарных служб всех видов.


Для Вологодской области расширение сети пожарных подразделений планируется за счет стимулирования развития добровольной пожарной охраны, а качественное развитие - за счет технического перевооружения созданной ранее широкой сети подразделений противопожарной службы Вологодской области.


Ключевой проблемой для технического перевооружения является необходимость серьезных затрат областного бюджета на эти цели. Современная пожарная техника и пожарно-техническое вооружение во всем мире высокотехнологичны и сложны в производстве и соответственно они имеют высокую стоимость, несмотря на имеющуюся конкуренцию на рынке. Серьезных затрат также требует повышение заработной платы основных категорий работников противопожарной службы Вологодской области, без которого невозможно обеспечение квалифицированным персоналом высокотехнологичной экстренной оперативной службы.


Несмотря на значительное увеличение финансирования противопожарной службы Вологодской области из областного бюджета (в 2020 году по сравнению с 2011 годом финансирование увеличено более чем на 65% - до 469,9 млн. рублей) его существующие объемы не позволяют произвести обновление пожарной техники в достаточном количестве, а только позволяют обеспечить текущие потребности крупной организации (почти 1 тыс. работников, более 100 подразделений на территории области).


Доля расходов областного бюджета на обеспечение деятельности противопожарной службы Вологодской области составляет в 2020 году всего 0,54% от общих объемов расходной части областного бюджета.


При этом соседние регионы Северо-Западного федерального округа, имеющие развитые пожарные службы, направляют на эти цели более серьезные суммы (данные по бюджетам 2019 года):


Архангельская область - 1,07%;


Республика Карелия - 1,09%;


Республика Коми - 1,73%;


Ленинградская область - 0,9%;


Мурманская область - 1,78%.


В настоящее время подразделения противопожарной службы Вологодской области в почти 95% случаях оперативных выездов осуществляют только тушение пожаров. При этом подавляющая часть аналогичных оперативных служб в других странах мира уже давно идет по пути расширения функционала пожарных подразделений, включая не только проведение аварийно-спасательных работ, но и оказание первой помощи, поиск людей и другие виды помощи населению. При наличии необходимого технического оснащения это позволяет не только повысить эффективность работы пожарной службы, но и приводит к серьезной экономии бюджетных средств. Для проработки механизма создания пожарного подразделения нового типа необходима реализация пилотного проекта на базе действующей пожарной части противопожарной службы Вологодской области (пожарная часть N 55 в городе Череповце) по созданию специализированной пожарно-спасательной части, способной реагировать на все максимально возможные виды чрезвычайных происшествий и оснащенной необходимым современным оборудованием и техникой.


Серьезной проблемой, имеющей производный характер от объемов финансирования, является значительный износ автопарка пожарной техники, недостаточное техническое и технологическое оснащение подразделений противопожарной службы Вологодской области.


Из более чем 230 единиц пожарной техники, состоящей на вооружении в противопожарной службе Вологодской области, 90% находятся в эксплуатации свыше 12 лет, в том числе 111 автомобилей эксплуатируются свыше 30 лет. Ввиду полной утраты эксплуатационных характеристик и невозможности восстановления ежегодно утилизируются (без замены на новые) до 10 - 15 пожарных автомобилей. Общая потребность в новых пожарных автоцистернах в областной службе составляет не менее 100 единиц, что требует ежегодного приобретения минимум 15 - 20 единиц.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»