На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- алгоритм организации работы с несовершеннолетними группы риска в образовательных организациях;
- рекомендации по организации работы образовательной организации с семьями (детьми) группы риска.
2. ГБУ ДПО РТ "Республиканский центр воспитания и профилактики правонарушений" (Кыргыс Б.Г.) довести настоящий приказ до руководителей муниципальных органов управлений образованием, государственных образовательных организаций.
3. Руководителям образовательных организаций ежемесячно, до 5 числа каждого месяца, представлять информацию о деятельности образовательных организаций с несовершеннолетними (семьей) группы риска на электронный адрес: vospitanie17@yandex.ru.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Тыва Хардикову Е.В.
Министр
Т.О.САНЧАА
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРУППЫ РИСКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
┌═════════════════════════════‰
│ Образовательная организация │
└══════════════┬══════════════…
┌═══════════════════‰ V ┌═════════════════════‰
│ учреждения │ ┌═══════════════════════‰ │ структуры органов │
│ здравоохранения и ├══>│ раннее выявление │<═┤ местного │
│ социальной защиты │ │ детей группы риска │ │ самоуправления │
└═══════════════════… └═══════════┬═══════════… └═════════════════════…
/\ │ /\
┌═════════════════════════┴═‰ │ ┌═┴══════════════════════════‰
│ общественные институты │ │ │ правоохранительные органы │
└═══════════════════════════… │ └════════════════════════════…
═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ══> ‰ │ ┌<═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═ ═
/\ │ │ │ /\
│ ┌══════════════════‰ V V V ┌═══════════════════‰ │
│дети группы риска │ ┌═══════════════════‰ │ дети группы риска │
│ │ на ранней стадии │<═══┤ диагностика детей │ │в социально опасном│ │
│ семейного │ └═════════┬═════════… │ положении │
│ │ неблагополучия │ V └══════════════┬════… │
└═══════┬══════════… ┌═════════════════════‰ │
│ │ │ постановка на ВШУ. │ │ │
│ │ Составление │ │
│ │ │индивидуального плана│ │ │
│ │ сопровождения (ИПС)│ │
│ V └═════════┬═══════════… V │
┌═══════════════════════════‰ │ ┌═════════════════════════‰
││ Совет профилактики │ │ │ КНД │ │
│образовательной организации│ │ │ │
│└═════════┬═════════════════… │ └══════════════════┬══════… │
V │ V
│┌══════════════════════════════‰ │ ┌═════════════════════════════‰ │
│ определение технологии │ │ │ определение технологии │
││коррекционно-восстановительной│ │ │коррекционно-реабилитационной│ │
│ работы с детьми (семьей) │ │ │ работы с детьми (семьей) │
│└═════════┬════════════════════… │ └══════════════════════┬══════… │
│ V │
│ │ ┌═══════════════════════════════════‰ │ │
└══════>│ реализация индивидуального плана │<════════…
│ │ сопровождения (ИПС) │ │
└══════┬═════════┬══════════┬═══════…
│ V │ V │
┌══════════════════════════════‰ │ ┌═════════════════════════════‰
││коррекционно-восстановительная│ │ │ межведомственная │ │
│ работа с детьми │ │ │коррекционно-реабилитационная│
││ │ │ │ работа с детьми │ │
└════════════════════════┬═════… │ └════┬════════════════════════…
│ V │ V │
┌═══════════════════════════‰ │ ┌══════════════════════════‰
│ │ Совет профилактики │ │ │ КДНиЗП │ │
│образовательной организации│ │ │ │
│ └══════┬════════════════════… │ └═════════════════════┬════… │
│ V │
│ │ ┌══════════════════════════════════‰ │ │
└═══════>│ оценка результатов работы │<════════…
│ ┌════════┴══════┬════════════════════┬══════┴═════════‰ │
V V V V
│ ┌═════════‰ ┌══════════‰ ┌═════════‰ ┌══════════‰ │
│ проблемы│ │ проблемы │ │ проблемы│ │ проблемы │
│<═┤не решены│ │ решены │ │не решены│ │ решены ├═══>│
└═════════… └═════┬════… └═════════… └═════┬════…
V V
┌═══════════════‰ ┌═════════════════‰
│ снятие с учета│ │ возврат ребенка │
│ ребенка │ │ в группу "норма"│
└═══════════════… └═════════════════…
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ (ДЕТЬМИ) ГРУППЫ РИСКА
Внутришкольный учет (далее - ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемых образовательной организацией в отношении обучающихся и их семей на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- выявление детей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении;
- улучшение качества профилактической работы в целом, предупреждение попадания несовершеннолетнего в социально опасное положение.
Система индивидуальных профилактических мероприятий (ВШУ) в образовательной организации направлена на 2 целевые группы риска несовершеннолетних в зависимости от показателей семейного неблагополучия:
первая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;
вторая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.
К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, относятся несовершеннолетние, в семьях которых имеются неблагоприятные условия для жизни и развития ребенка, где проживает отчим (сожитель матери) или ранее судимые родственники, проживающие в одном доме или имеющие постоянный доступ к месту их проживания, существует дезадаптация ребенка в семье: показатели невосприятия ребенком форм воспитания, негативные детско-родительские отношения. Имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (приложение N 1, первая целевая группа).
Основные усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи детям предпринимает школа, родительская и детская общественность.
К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, в семьях которых сложились опасные для жизни и развития ребенка условия, превалирует негативное влияние родителей (одного из них) на поведение несовершеннолетнего, существует дезадаптация ребенка в семье, имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (приложение N 1, вторая целевая группа).
Усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи носят межведомственный характер. Специалисты системы образования играют роль координаторов межведомственного взаимодействия, являются источником оперативного информирования муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах ненадлежащего исполнения организациями и ведомствами мероприятий, принятых Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), индивидуальных планов оказания комплексной помощи ребенку.
Раннее выявление семейного неблагополучия
В выявлении семей группы риска задействованы специалисты всех органов и учреждений системы профилактики:
- образования;
- социальной защиты;
- органов внутренних дел;
- отделов по делам молодежи муниципальных органов местного самоуправления;
- культуры и спорта и др.
Специалисты вышеназванных субъектов системы профилактики являются непосредственными участниками своевременного обмена информацией с вышестоящим, соответствующим своему профилю, управлением, отделом, комитетом. Информирование производится в форме унифицированной для всех сигнальной карты (приложение N 2).
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях, на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, на основании:
- сбора первичной информации о несовершеннолетнем и его семье;