ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2021 года N 384


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан"

(с изменениями на 3 марта 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 29.06.2022 N 200, от 03.03.2023 N 56)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить государственную программу Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан" (далее - Программа).


2. Внести в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 0500201610140002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 05000201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200006, N 0500201710200007; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; 20 июня, N 050201906200001; 4 июля, N 0500201907040001, N 0500201907040005; 6 августа, N 0500201908060004; 13 сентября, N 0500201909130011; 31 октября, N 0500201910310016; 13 ноября, N 0500201911130009; 13 декабря, N 0500201912130004; 16 декабря, N 0500201912160014; 17 декабря, N 0500201912170001; 25 декабря, N 0500201912250024; 2020, 3 февраля, N 0500202002030007; 26 февраля, N 0500202002260001; 27 марта, N 0500202003270006; 22 июля, N 0500202007220012; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 31 августа, N 05002005892; 2021, 19 января, N 05002006671; 27 апреля, N 0500207050; 6 июля, N 05002007432; 2 сентября, N 05002007626; 27 октября, N 05002007831), изменения, изложив пункт 23 в следующей редакции:

1

2

3

4

5

"23.

Управление региональными и муниципальными финансами Республики Дагестан

Министерство финансов Республики Дагестан

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан;

повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами;

обеспечение долгосрочной сбалансированности и повышение финансовой устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан;

повышение эффективности управления государственным долгом бюджетов"



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АМИРХАНОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
30 декабря 2021 г. N 384



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 29.06.2022 N 200, от 03.03.2023 N 56)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство финансов Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

Цели программы

-

повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан

Задачи Программы

-

повышение эффективности межбюджетных отношений с местными бюджетами;

обеспечение долгосрочной сбалансированности и повышение финансовой устойчивости бюджетов бюджетной системы в Республике Дагестан;

повышение эффективности управления государственным долгом

Этапы и сроки реализации

-

2022 - 2028 годы, в один этап

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля дотаций, предоставленных из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме дотаций на эти цели, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, - 100 процентов;

доля предоставленных из республиканского бюджета Республики Дагестан субвенций бюджетам муниципальных районов на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в общем объеме субвенций, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год, - 100 процентов;

выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий период;

сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания;

сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания;

количество муниципальных образований республики, в которых дефицит бюджета и предельный объем муниципального долга превышают уровень, установленный бюджетным законодательством, - 0;

удельный вес муниципальных образований республики, охваченных системой мониторинга исполнения местных бюджетов, - 100 процентов;

количество муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося отдельно по муниципальным районам и городским округам;

отношение объема государственного долга Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений - менее 50 процентов;

отношение расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан к объему расходов республиканского бюджета Республики Дагестан, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, - менее 15 процентов;

отношение дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан к годовому объему доходов республиканского бюджета Республики Дагестан без учета безвозмездных поступлений при утверждении республиканского бюджета Республики Дагестан - менее 10 процентов;

снижение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета Республики Дагестан, - не более 10 процентов;

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан - 0;

Объемы и источники финансирования Программы

-

источником финансирования Программы является республиканский бюджет.

Общий объем финансирования Программы составляет 60433819,91 тыс. рублей, в том числе:

в 2022 году - 9628340,15 тыс. рублей;

в 2023 году - 10427352,9 тыс. рублей;

в 2024 году - 8478174,6 тыс. рублей;

в 2025 году - 8484966,6 тыс. рублей;

в 2026 году - 7829502,41 тыс. рублей;

в 2027 году - 7804031,72 тыс. рублей;

в 2028 году - 7781451,53 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 03.03.2023 N 56)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

ежегодное обеспечение перечисления из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), а также субвенций муниципальным районам на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в объемах в соответствии с утвержденным законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий финансовый год;

обеспечение выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в соответствии с критериями, установленными законом Республики Дагестан о бюджете на соответствующий период;

сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) после выравнивания - не более 1,1 раза;

сокращение уровня дифференциации бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и наименее обеспеченными поселениями в целом по муниципальному району после выравнивания - не более 1,05 раза;

обеспечение достижения показателей, характеризующих размер дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), предельного объема государственного долга Республики Дагестан (муниципального долга), предельного объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Дагестан в пределах норм бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Дагестан;

обеспечение охвата системой мониторинга исполнения местных бюджетов муниципальных образований республики - 100 процентов;

рост количества муниципальных районов и городских округов республики, итоговая оценка качества управления и платежеспособности которых выше среднего показателя, сложившегося по муниципальным районам и городским округам;

сокращение доли муниципальных образований республики, имеющих задолженность по бюджетным кредитам на конец отчетного года, предоставленным из республиканского бюджета, - не более 10 процентов;

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Дагестан



1. Характеристика текущего состояния в сфере управления государственными и муниципальными финансами Республики Дагестан


Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Республики Дагестан, является логическим продолжением действовавшей в 2015 - 2021 годах одноименной государственной программы и сохраняет преемственность ее целей и задач.


Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами, безусловное выполнение принятых расходных обязательств и соблюдение бюджетного законодательства являются базовыми условиями для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан.


Управление государственными и муниципальными финансами представляет собой непрерывный процесс, связанный с финансовым обеспечением реализации функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формированием системы предоставления качественных государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.


Задачи, стоящие в рамках организации финансово-бюджетного регулирования, заключаются в максимально эффективном использовании имеющихся финансовых ресурсов, оптимизации доходов и расходов бюджетов всех уровней, обеспечении финансово-хозяйственной самостоятельности всех уровней власти.


Современное состояние системы управления государственными финансами в Республике Дагестан характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением эффективности и результативности расходов республиканского бюджета Республики Дагестан.


Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Дагестан занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые не только восполняют недостаток собственных бюджетных ресурсов региона, но и способствуют росту экономического потенциала.


Основной формой предоставления финансовой помощи по-прежнему остаются дотации из федерального бюджета, которые занимают до 60 процентов в структуре безвозмездных поступлений. На протяжении последних пяти лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 64583,6 млн. рублей в 2016 году до 134631,6 млн. рублей в 2020 году.


Несмотря на стабильное функционирование бюджетной системы, Республика Дагестан относится к числу регионов с ограниченными финансовыми возможностями, с высокой зависимостью от федерального бюджета.


В рамках реализации государственной программы Республики Дагестан "Управление региональными и муниципальными финансами в Республике Дагестан" в 2015 - 2021 годах была осуществлена поддержка муниципальных образований и обеспечена устойчивость местных бюджетов, что является приоритетным направлением.


С 2015 по 2021 год доходы муниципальных образований республики имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2021 году к фактическому уровню 2015 года составляет, по предварительным оценкам, 188,4 процента.


В 2015 - 2021 годах реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений более чем в 1,5 раза (с 5641,3 млн. рублей в 2015 году до 8623,6 млн. рублей в 2021 году).


В течение ряда лет проводилась работа по снижению просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований.


По данным отчетности, с 2017 года в муниципальных образованиях республики отсутствует просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений.


В 2018 и 2020 годах проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований до 1 декабря 2020 года, что способствовало созданию условий для долговой устойчивости местных бюджетов. Реструктуризация осуществлялась путем предоставления переноса срока погашения задолженности по основному долгу на 2020 - 2033 годы с возможностью ее досрочного погашения.


Кроме того, на постоянной основе осуществляется поддержка местных бюджетов за счет поощрения органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности путем осуществления ее ежегодной оценки и выделения грантов за достижение наилучших значений.


Несмотря на позитивные результаты исполнения консолидированных бюджетов муниципальных образований республики, достигнутые в 2015 - 2021 годах, сохраняется низкая финансовая дисциплина, отмечается низкое качество осуществляемой бюджетной политики. По итогам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями республики требований бюджетного законодательства и оценки качества управления муниципальными финансами, ежегодно проводимого Министерством финансов Республики Дагестан, в 44 процентах муниципальных районов и городских округов от их общего количества в 2019 году индивидуальный рейтинг сложился ниже средних значений.


По муниципальным образованиям республики имеет место высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития вследствие исторически сложившейся разветвленной структуры муниципальных образований и, как следствие, высокий разрыв в их бюджетной обеспеченности.


Таким образом, остается ряд проблем, повышающих риски несбалансированности бюджетной системы республики, которые планируется решить в рамках Программы, а именно: дальнейшее повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствование процедур бюджетного процесса, проведение эффективной долговой политики, использование административного ресурса, мотивирующего и стимулирующего механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Республики Дагестан.


Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.


В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан, отражаемых в ежегодных посланиях Главы Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.


Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными.


Начиная с 2014 года в процесс бюджетного планирования внедрены государственные программы Республики Дагестан, которые направлены на повышение качества управления государственными финансами, ответственности всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.


Большая часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан структурирована в рамках государственных программ Республики Дагестан.


Вместе с тем долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями республиканского бюджета Республики Дагестан. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.


В последние годы приняты активные меры по повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере бюджетных финансов.


В целях оздоровления государственных финансов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Республики Дагестан в 2020 - 2024 годах постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2020 г. N 295 утверждена Программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы, которой определен комплекс мер, направленных на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию расходов, сокращение государственного и муниципального долга.


Однако должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов, повышение качества управления региональными финансами и осуществление бюджетного процесса в Республике Дагестан.


Одной из важных задач управления государственными и муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Дагестан. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по повышению кредитного рейтинга Республики Дагестан, по эффективному управлению государственным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Дагестан, применению эффективных мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.


Комплексный подход к выполнению задач в рамках Программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Республики Дагестан на 2020 - 2024 годы, позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Республики Дагестан.



2. Приоритеты и цели государственной политики в финансово-бюджетной сфере


Постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 июня 2021 г. N 136 "Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период до 2035 года" определены основные приоритеты и цели государственной финансово-бюджетной политики Республики Дагестан, которыми являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»