АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2013 года N 103


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области"

(с изменениями на 9 октября 2017 года)

(в ред. постановлений администрации Липецкой области от 23.07.2013 N 340, от 03.02.2014 N 45, от 16.06.2014 N 255, от 06.05.2015 N 227, от 30.12.2016 N 545, от 19.05.2017 N 238, от 09.10.2017 N 460)




В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р администрация Липецкой области постановляет:


Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области".



Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ



Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении плана мероприятий
     ("дорожной карты") "Изменения
в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение
эффективности здравоохранения
в Липецкой области"



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ"


(в ред. постановлений администрации Липецкой области от 23.07.2013 N 340, от 03.02.2014 N 45, от 16.06.2014 N 255, от 06.05.2015 N 227, от 30.12.2016 N 545, от 19.05.2017 N 238, от 09.10.2017 N 460)




I. Общее описание "дорожной карты"


Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.



Анализ медико-демографической ситуации в Липецкой области


(в ред. постановления администрации Липецкой области от 06.05.2015 N 227)




Обоснование необходимости повышения эффективности деятельности медицинских организаций Липецкой области


На 1 января 2014 года численность постоянного населения Липецкой области составила - 1159,9 тыс. человек и сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 17,1 тыс. человек (1,2%). В возрастной структуре населения области лица моложе трудоспособного возраста составляют 15,9%, трудоспособного возраста - 57,8%, старше трудоспособного возраста - 26,3%.


Общий коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) в Липецкой области, как и по России в целом, в пятилетней ретроспективе изменился следующим образом: в 2010 году он составлял 10,9, в 2011 году - 10,7, в 2012 году - 11,7, в 2013 году рождаемость снизилась до 11,3, в 2014 году - 11,6.


В 2014 году естественные потери населения Липецкой области составили 4349 человек (2013 год - 4496 человек). Коэффициент естественной убыли населения в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился по области на 2,6% (с -3,9 до -3,8 на 1000 чел. населения).


Одной из существенных характеристик состояния здоровья являются показатели смертности населения. В 2014 году многолетний позитивный вектор снижения смертности изменил свою направленность: количество умерших увеличилось на 157 человек с 17642 до 17799 чел. (с 15,2 до 15,4 на 1000 нас.).


Величина смертности в Липецкой области (15,4 на 1000 чел. населения) в 2014 году выше, чем в среднем по ЦФО, на 12,4% (13,7 на 1000 чел.) и по России на 17,6% (13,1 на 1000 чел. населения).


При анализе причин сложившихся медико-демографических показателей установлено нарастающее влияние причин смерти, обусловленных алкоголем. На протяжении ряда лет проблема преждевременной смертности от алкоголизма становится все более острой.


Позитивным моментом за 2014 год в области является снижение смертности по сравнению с предыдущим годом: от новообразований на 7,6%, в т.ч. от злокачественных новообразований на 7,8%; от несчастных случаев, травм и отравлений на 9,5%; от болезней органов дыхания на 16,7%; от болезней органов пищеварения на 3,9%.


Отмечается рост смертности за счет: болезней системы кровообращения на 1,3%; болезней нервной системы и органов чувств в 2,5 раза; инфекционных и паразитарных болезней на 3,1%; врожденных пороков развития на 17,4%.


В структуре причин смерти населения области первое место занимают болезни системы кровообращения - 48,8% (2013 год - 48,7%); второе место - новообразования - 12,0% (2013 год - 13,2%); третье место - несчастные случаи, травмы и отравления - 8,9% (2013 год - 9,9%); четвертое место - болезни органов пищеварения - 3,6% (2013 год - 3,7%); пятое место - болезни органов дыхания - 3,5% (2013 год - 4,3%); шестое место заняли болезни нервной системы и органов чувств - 2,6% (2013 год - 1,1%); седьмое место - инфекционные и паразитарные болезни - 0,4% (2013 год - 0,4%); другие болезни - 20,2% (2013 год - 18,7%).


Ухудшение демографической ситуации произошло в первую очередь за счет роста смертности населения трудоспособного возраста с 593,4 до 606,3 на 100 тыс. населения соответствующего возраста, или на 2%.


В трудоспособном возрасте в 2014 году умерло 4063 человека (почти каждый четвертый от общего числа умерших), из них женщин - 736, мужчин - 3327 (в 4,5 раза больше, чем женщин).


По сравнению с 2013 годом количество умерших от злоупотребления алкоголем выросло в 1,5 раза (с 634 до 960 человек), 749 из которых (636 мужчин, 113 женщин), или 80%, относились к категории трудоспособных.


Среди неестественных причин смерти высокий уровень смертности принадлежит дорожно-транспортным происшествиям. С 2013 года по 2014 год показатель смертности от этой причины по области вырос на 4,7% (с 16,9 до 17,7 на 100 тыс. населения).


На территории области регистрируется положительная тенденция увеличения показателя ожидаемой продолжительности жизни населения. Если в 2004 году она составляла 66 лет, то к 2013 году увеличилась до 70,66 лет. Вместе с тем сохраняется высокой разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин и составляет около 14 лет. Ключевое влияние на формирование данного показателя оказывает смертность людей трудоспособного возраста. На фоне сложившихся демографических показателей естественного движения населения отмечается стойкая тенденция увеличения хронических заболеваний, атипичность их течения и многосистемность поражения, а также связанное с этим возрастание потребности в получении соответствующей специализированной медицинской помощи.


Показатель первичной инвалидности взрослого населения Липецкой области за период с 2005 года по 2014 год уменьшился в 3,9 раза, или с 217,5 до 55,6 на 10 тыс. населения. Распределение впервые признанных инвалидами в 2014 году по причинам: злокачественные новообразования - 33,2%, болезни системы кровообращения - 29,8%, болезни костно-мышечной и соединительной ткани - 8,8%, последствия травм и отравлений - 7,6%, психические расстройства и расстройства поведения - 4,4%, болезни нервной системы - 3,0%, болезни глаза - 2,5%, болезни пищеварения - 2,1%.


Таким образом, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей, состояние общественного здоровья в Липецкой области определяет необходимость его дальнейшего улучшения путем повышения качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников с учетом трехуровневой системы, а также ресурсного обеспечения региональной системы здравоохранения.


В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на территории Липецкой области сформирована и развивается трехуровневая система организации медицинской помощи гражданам:


первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (в городских, районных, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи);


второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной), медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;


третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.


Распределение по уровням медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 572н.


Мероприятия, направленные на повышение эффективности здравоохранения области:


1. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи.


1.1. Организация первичной медико-санитарной помощи.


1.2. Формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации.


1.3. Развитие стационарозамещающих и выездных методов работы.


1.4. Создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.


1.5. Совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.


1.6. Совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому.


1.7. Сохранение и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению за счет сохранения и развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров общей врачебной практики, расширения выездной работы в составе врачебных бригад.


2. Структурные преобразования системы оказания специализированной (стационарной) помощи.


2.1. Развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания.


2.2. Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий.


2.3. Обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах.


2.4. Оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров.


2.5. Обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий.


2.6. Оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий.


2.7. Развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.


3. Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям.


3.1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных.


3.2. Развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»