Недействующий

Налоговый кодекс Российской Федерации

4. Оценка экономических последствий принятия
Налогового кодекса

Для оценки общего объема и структуры ожидаемой налоговой нагрузки были проведены соответствующие расчеты и анализ на основе данных 74900 предприятий и 3246000 физических лиц Свердловской области. Для сравнения наряду с данными по действующей системе и правительственному кодексу приведены данные по предлагаемому проекту. Результаты расчетов показаны в таблице 1. В этой и последующей таблицах используются следующие сокращенные наименования:

"Факт" - действующая налоговая система;

"Проект 1" - данные в соответствии с проектом налогового кодекса, выдвинутого правительством РФ;

"Проект 2" - данные в соответствии с предлагаемым проектом налогового кодекса.

В таблице 1 столбец "доля" показывает долю соответствующего налога в суммарной налоговой нагрузке, а столбец "доля к факту" долю налога в суммарной нагрузке, создаваемой действующей налоговой системой. Таким образом, в строке "итого" мы видим, что правительственный кодекс (проект 1) создает налоговую нагрузку на уровне 99.8% от действующей налоговой системы, а предлагаемый проект кодекса (проект 2) - на уровне 81.9%.

Таблица 1

Сравнительный анализ данных о действующей и проектируемых
налоговых системах

┌———————┬————————————————┬—————————————————————┬—————————————————————‰
│       │        Факт    │    Проект 1         │ Проект 2            │
│       ├—————————┬——————┼———————┬—————┬———————┼———————┬————┬————————┤
│Налог  │   Ставка│Доля  │ Ставка│Доля │Доля   │ Ставка│Доля│ Доля   │
│       │         │      │       │     │к факту│       │    │ к факту│
└———————┴—————————┴——————┴———————┴—————┴———————┴———————┴————┴————————…

Прибыль      35%  14.0%   30.0%  12.0%  12.0%     -      -     -

Подоходный 12.0%   6.8%   12.0%   7.4%   7.4%     -      -     -

НДС        20.0%  24.2%   20.0%  24.3%  24.2%   13.0%   21.7%  17.8%

Имущество   2.0%   6.5%    2.5%   6.5%   6.5%    2.4%    9.8%   8.0%

Инд.потребл.   -      -       -      -      -       -   15.5%  12.7%

Соц.налог      -      -       _      -      -    33.0%  13.7%  11.3%

Акциз          -   6.8%       -   8.6%   8.6%       -    8.3%   6.8%

Земельный      -   0.2%       -   0.2%   0.2%       -    0.6%   0.5%

Прир.ресурсы   -   0.5%       -   0.5%   0.5%       -    1.3%   1.1%

Труд.ресурсы   -      -       -      -      -       -    6.8%   5.6%

Сокр.числ.     -      -       -      -      -       -    3.4%   2.8%

Внеб.фонды     -  32.4%       -  28.7%  28.6%       -       -      -

Инд.предп.     -      -       -      -      -       -   11.3%    9.3%

Др.налоги      -   8.5%       -  11.8%  11.8%       -    7.5%    6.2%

Итого              100%           100%  99.8%            100%   82.0%

Таким образом, отмена в правительственном кодексе такого сравнительно крупного налога, как налог на объекты жилищно-коммунального хозяйства и соцсферы и снижения ставки налога на прибыль компенсируется увеличением облагаемых баз и ставок по другим налогам (подоходный, акцизы, транспортный и др.), а также введением новых налогов таких, как, например, налог с розничных продаж.

Также были проведены исследования по оценке роли и удельного веса обоих названных групп налогов в действующей налоговой системе, правительственном кодексе и предлагаемом проекте кодекса. Результаты исследования показаны в таблице 2.

Таблица 2

Доля условно постоянных налогов в действующей и проектируемых налоговых системах -общая и для среднего коммерческого предприятия

┌———————————————————————————————————————————————————————————————————‰
│           Доля условно постоянных налогов                         │
├———————————————————————————————————————————————┬———————————————————┤
│                                     Общая     │    Для предприятия│
└———————————————————————————————————————————————┴———————————————————…

                         Факт         12.2%                 13.8%

                       Проект 1       13.5%                 15.6%

                       Проект 2       39.2%                 38.6%

В этой таблице доля условно постоянных налогов оценена как в целом, так и в применении к среднему коммерческому (небюджетному) предприятию. Из таблицы видно, что правительственный кодекс не вносит существенных изменений в существующую ситуацию.

В процессе подбора ставок налогообложения было также проведено специальное исследование по вопросу о том, не приведет ли увеличение роли условно постоянных налогов к неприемлемо большому увеличению налогового давления на некоторые виды предприятий и, в первую очередь, на крупные предприятия, составляющие индустриальную основу российской экономики.

С этой целью были исследованы данные по группам предприятий города Екатеринбурга. Вся совокупность анализируемых предприятий была упорядочена по убыванию стоимости имущества, а затем получившийся список был разбит на десять равных по численности групп, начиная с наиболее крупных по имуществу и заканчивая группой наиболее мелких предприятий. Для каждой группы были вычислены средние (по группе) значения следующих пяти показателей:

1) Уровень налогового давления фактический (сокращенное обозначение "Факт"), который соответствует действующей налоговой системе и исчисляемый как отношение объема выплачиваемых предприятием налогов к величине его дохода.

2) Уровень налогового давления по проекту - анализировался вариант, данные которого соответствуют ставкам налогообложения предлагаемого проекта кодекса (обозначение "Проект"). Он вычислялся аналогичным образом. Результаты этих расчетов приводятся в таблице 3.

Таблица 3

Уровень и структура налогового давления

┌——————————————————————┬———————————┬—————————‰
│Стоимость имущества   │   Факт    │  Проект │
└——————————————————————┴———————————┴—————————…

группа 1                   65%           53%

группа 2                   64%           53%

группа 3                   66%           58%

группа 4                   65%           55%

группа 5                   64%           56%

группа 6                   67%           59%

группа 7                   61%           56%

группа 8                   64%           59%

группа 9                   60%           52%

группа 10                  60%           58%

Из данных таблицы 3 видно, что усиление роли условно постоянных налогов не создает неприемлемо большого налогового давления (по крайней мере, по сравнению с существующим уровнем) ни на одну из групп предприятий.

В процессе анализа вариантов налогообложения также были проведены расчеты с целью выявления зависимости таких показателей, как размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после вычета всех налогов, и уровень совокупной налоговой нагрузки на предприятие от роста эффективности его производства. Отметим, что первый из названных показателей определяет инвестиционный потенциал предприятия. Его зависимость от роста эффективности производства (в предположении, что прирост прибыли направляется в инвестирование) показана на графике 1.

График 1. Изменение инвестиционного потенциала предприятия в зависимости от роста эффективности производства.


Здесь линия, помеченная квадратами, соответстует ныне действующей налоговой системе, а ромбами - предлагаемому проекту кодекса. Шаг разметки по горизонтальной оси равен росту эффективности на 5 процентов. По вертикальной оси единица отвечает уровню остатков прибыли при действующей системе: 1.5 соответствует ее росту в 1.5 раза и т.д.

Из графика 1 видно, что как первоначальный уровень (около 109% от уровня, соответствующего действующей системе), так и, что особенно важно, скорость роста инвестиционного потенциала предприятия (около 33% на один шаг по горизонтальной оси против примерно 21% при действующей системе) в условиях предлагаемого проекта кодекса превосходят аналогичные показатели действующей системы. При этом важно подчеркнуть, что расчет проводился в предположениях, максимально благоприятных для условий действующей системы. А именно, при направлении всего прироста прибыли на инвестиции он весь освобождается от налога на прибыль.