КОНСТИТУЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МИГРАЦИИ

от 20 мая 1987 года

Преамбула

Высокие Договаривающиеся Стороны,

ссылаясь на резолюцию, принятую 5 декабря 1951 года на Конференции по вопросам миграции в Брюсселе,

признавая, что зачастую требуется оказание миграционных услуг на международном уровне для обеспечения упорядоченных миграционных потоков по всему миру и для содействия при наиболее благоприятных условиях обустройству и интеграции мигрантов в экономические и социальные структуры принимающей страны,

что аналогичные миграционные услуги могут также потребоваться для временной миграции, обратной миграции и внутрирегиональной миграции,

что международная миграция также включает беженцев, перемещенных лиц и других лиц, вынужденных покинуть свою родину и нуждающихся в международных миграционных услугах,

что существует необходимость в расширении сотрудничества государств и международных организаций с целью содействия эмиграции лиц, которые желают мигрировать в страны, где они могут добиться самостоятельности посредством своей трудовой деятельности и жить со своими семьями с достоинством и самоуважением,

что миграция может способствовать созданию новых экономических возможностей в принимающих странах и что существует взаимосвязь между миграцией и экономическими, социальными и культурными условиями в развивающихся странах,

что при осуществлении сотрудничества и других международных мероприятий в области миграции следует учитывать потребности развивающихся стран,

что существует необходимость в содействии сотрудничеству государств и правительственных и неправительственных международных организаций для проведения исследований и консультаций по проблемам миграции не только в отношении процесса миграции, но также и конкретного положения и потребностей мигранта как индивидуальной личности,

что передвижение мигрантов следует по возможности осуществлять с помощью обычных транспортных услуг, но что в некоторых случаях существует необходимость в дополнительных или иных возможностях,

что должны быть тесное сотрудничество и координация между государствами, правительственными и неправительственными международными организациями по вопросам миграции и беженцев,

что существует необходимость в международном финансировании деятельности, связанной с международной миграцией.

Настоящим создают Международную организацию по миграции, именуемую далее Организацией, и

принимают настоящую Конституцию.

Глава I

Цели и функции

Статья 1

1. Цели и функции Организации заключаются в следующем:

(a) осуществлять меры по организованному перемещению мигрантов, для которых существующие возможности являются недостаточными или которые в противном случае не смогли бы перемещаться без специальной помощи в страны, предоставляющие возможности для упорядоченной миграции;

(b) заниматься организованным перемещением беженцев, перемещенных лиц и других лиц, нуждающихся в международных миграционных услугах, в отношении которых могут быть достигнуты договоренности между Организацией и соответствующими государствами, включая государства, обязующиеся принять их;

(c) обеспечивать по просьбе и согласованию с соответствующими государствами миграционные услуги, такие, как набор, отбор, подготовка к миграции, языковая подготовка, деятельность по информированию мигрантов, медицинское обследование, размещение, мероприятия, способствующие приему и интеграции, консультативные услуги по вопросам миграции и иная помощь, которая соответствует целям Организации;

(d) обеспечивать аналогичные услуги по просьбе государств или в сотрудничестве с другими заинтересованными международными организациями для добровольной обратной миграции, включая добровольную репатриацию;

(e) обеспечивать форум для государств, а также международных и других организаций для обмена мнениями и опытом и расширения сотрудничества и координации усилий в области международной миграции, включая исследования таких проблем в целях разработки практических решений.

2. При выполнении своих функций Организация тесно сотрудничает с международными правительственными и неправительственными организациями, занимающимися проблемами миграции беженцев и людских ресурсов, с тем чтобы, в частности, содействовать координации международной деятельности в этих областях. Такое сотрудничество осуществляется при взаимном уважении компетенции соответствующих организаций.

3. Организация признает тот факт, что контроль за критериями приема и числом принимаемых иммигрантов относится к внутренней юрисдикции государств и при осуществлении своих функций следует законам, правилам и политике соответствующих государств.

Глава II

Членство

Статья 2

Членами Организации являются:

(a) государства, которые, будучи членами Организации, приняли настоящую Конституцию в соответствии со статьей 34 или к которым применяются положения статьи 35;

(b) другие государства, которые, проявляя ярко выраженный интерес к принципу свободного передвижения лиц, которые обязуются вносить финансовые взносы, по крайней мере, на административные нужды Организации, размер которых будет согласован между Советом и соответствующим государством при условии принятия решения Советом двумя третями голосов и при признании данным государством настоящей Конституции.

Статья 3

Любое государство-член может направить уведомление о выходе из Организации, которое вступает в силу в конце финансового года. Такое уведомление должно быть составлено в письменной форме и должно быть представлено Генеральному директору Организации, по крайней мере, за четыре месяца до окончания финансового года. Финансовые обязательства перед Организацией государства-члена, которое направило уведомление о выходе, включает весь финансовый год, в течение которого направлено уведомление.

Статья 4

1. Если государство-член не выполняет свои финансовые обязательства перед Организацией за два финансовых года подряд, Совет двумя третями голосов может приостановить право голоса и все или часть услуг, на которые данное государство-член имеет право. Совет имеет право восстановить такое право голоса и услуги простым большинством голосов.

2. Совет двумя третями голосов может приостановить членство любого государства-члена, если оно постоянно нарушает принципы настоящей Конституции. Совет имеет право восстановить такое членство простым большинством голосов.

Глава III

Органы

Статья 5

Органами Организации являются:

(a) Совет;

(b) Исполнительный комитет;

(c) Администрация.

Глава IV

Совет

Статья 6

Функциями Совета в дополнение к упомянутым в других положениях настоящей Конституции являются:

(a) определение политики Организации;

(b) рассмотрение докладов, утверждение и руководство деятельностью Исполнительного комитета;

(c) рассмотрение докладов, утверждение и руководство деятельностью Генерального директора;

(d) рассмотрение и утверждение программы, бюджета, расходов и счетов Организации;

(e) осуществление любой другой надлежащей деятельности для содействия целям Организации.

Статья 7

1. Совет состоит из представителей государств-членов.

2. Каждое государство-член имеет одного представителя и таких заместителей и советников, которых оно сочтет необходимыми.

3. В Совете каждое государство-член имеет один голос.

Статья 8

Совет может разрешить государствам, не являющимся членами, и международным правительственным или неправительственным организациям, занимающимся вопросами миграции, беженцев или людских ресурсов, по их заявкам присутствовать в качестве наблюдателей на его заседаниях на условиях, которые могут быть предусмотрены в его правилах процедуры. Такие наблюдатели не имеют права голоса.

Статья 9

1. Совет ежегодно проводит очередную сессию.

2. Совет проводит специальную сессию по просьбе:

(a) одной трети его членов;

(b) Исполнительного комитета;

(c) Генерального директора или Председателя Совета при чрезвычайных обстоятельствах.

3. В начале каждой очередной сессии Совет избирает Председателя и других должностных лиц сроком на один год.

Статья 10

Совет может создавать такие подкомитеты, которые могут потребоваться для надлежащего выполнения своих функций.

Статья 11

Совет принимает свои собственные правила процедуры.

Глава V

Исполнительный комитет

Статья 12

Функции Исполнительного комитета заключаются в следующем:

(а) рассматривать и проводить обзор политики, программ и деятельности Организации, ежегодных докладов Генерального директора и любых специальных докладов;

(b) рассматривать любые финансовые или бюджетные вопросы, входящие в компетенцию Совета;

(c) рассматривать любые вопросы, специально переданные ему Советом, включая пересмотр бюджета, и осуществление таких действий, которые могут представляться в этой связи необходимыми;

(d) предоставлять консультации Генеральному директору по любым вопросам, которые он может поставить перед ним;

(e) принимать в период между сессиями Совета любые срочные решения по вопросам, которые входят в компетенцию Совета и представляются на утверждение этого органа на его следующей сессии;

(f) предоставлять консультации и направлять предложения Совету или Генеральному директору по своей собственной инициативе;

(g) направлять доклады и/или рекомендации в Совет по рассматриваемым вопросам.

Статья 13

1. Исполнительный комитет состоит из представителей девяти государств-членов. Это число может быть увеличено на основе решения Совета, принятого двумя третями голосов, при условии, что оно не превышает одной трети всех членов Организации.

2. Эти государства-члены избираются Советом на два года и имеют право на переизбрание.

3. Каждый член Исполнительного комитета имеет одного представителя и таких заместителей и советников, которых он сочтет необходимыми.

4. Каждый член Исполнительного комитета имеет один голос.

Статья 14

1. Исполнительный комитет проводит заседания, по меньшей мере, один раз в год. По мере необходимости он проводит заседания для осуществления своих функций по просьбе:

(a) его Председателя;

(b) Совета;

(c) Генерального директора после консультации с Председателем Совета;

(d) большинства его членов.

2. Исполнительный комитет избирает Председателя и заместителя Председателя из числа своих членов сроком на один год.

Статья 15

Исполнительный комитет может при условии последующего одобрения Советом создавать такие подкомитеты, которые могут быть необходимы для надлежащего осуществления его функций.

Статья 16

Исполнительный комитет принимает свои собственные правила процедуры.

Глава VI

Администрация

Статья 17

Администрация включает Генерального директора, заместителя Генерального директора и такой штат сотрудников, который может быть определен Советом.

Статья 18

1. Генеральный директор и заместитель Генерального директора избираются двумя третями голосов Совета и могут быть переизбраны. Срок их пребывания на посту обычно составляет пять лет, но в исключительных случаях может быть меньше, если двумя третями голосов Совет примет такое решение. Они работают по контрактам, которые утверждает Совет и подписывает от имени Организации Председатель Совета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»