Действующий

Рекомендация о профессиональном обучении моряков

III. Национальное планирование и администрация

A. Организация и координация

3. Во всех странах, имеющих торговый флот или намеревающихся создать его, органы власти, разрабатывающие национальную политику в области образования и профессиональной подготовки, должны следить за тем, чтобы в общей сети учебных заведений были созданы соответствующие возможности для подготовки моряков с тем, чтобы достигнуть целей, указанных в параграфе 2 настоящей Рекомендации.

4. Когда в какой-либо стране обстоятельства не позволяют создать возможности и условия для подготовки моряков всех необходимых категорий и рангов, эта страна должна рассмотреть вопрос о создании в сотрудничестве с другими странами, а также с международными организациями, систем подготовки моряков тех категорий, которые не могут быть охвачены национальными программами.

5. 1) Учебные программы всех государственных и частных учреждений, занимающихся подготовкой моряков, должны координироваться и разрабатываться в каждой стране на основе утвержденных национальных норм.

2) Такие программы должны быть разработаны в сотрудничестве с правительственными службами, учебными заведениями и другими органами, обладающими глубокими знаниями в области профессионального обучения моряков, и должны быть составлены таким образом, чтобы они удовлетворяли требованиям морского транспорта, сформулированным при консультации с организациями судовладельцев и моряков.

6. Органы, которые разрабатывают такие программы, должны, в частности:

a) поддерживать тесные связи между учебными заведениями и всеми заинтересованными кругами с тем, чтобы увязать обучение с потребностями морского транспорта;

b) регулярно посещать учебные заведения, которыми они ведают, и быть хорошо знакомыми с осуществляемыми программами;

c) принимать все необходимые меры для распространения информации об имеющихся возможностях обучения среди всех, кто в этом заинтересован;

d) сотрудничать в разработке и осуществлении практических программ морского обучения;

e) участвовать в разработке общих норм обучения, предусмотренных в параграфе 11;

f) участвовать в создании надлежащих национальных норм в отношении свидетельств о квалификации моряков различных категорий и рангов;

g) содействовать непосредственному сотрудничеству между учебными заведениями и теми, кто ведает вопросами набора рабочей силы и обеспечения занятости.

7. Компетентные органы власти и учреждения, в сотрудничестве с организациями судовладельцев и моряков, должны обеспечивать такое положение, при котором полная информация о государственных и частных системах обучения моряков и об условиях поступления на работу на морской транспорт предоставлялась бы в распоряжение служб, занимающихся вопросами профессиональной ориентации и предоставляющих консультации по вопросам трудоустройства, государственных служб занятости и профессионально-технических учебных заведений.

8. Компетентные органы власти и учреждения должны стремиться к тому, чтобы:

a) возможности судоверфей, механических мастерских, предприятий по производству оборудования, военно-морских баз и т.д. использовались, где это осуществимо и целесообразно, для обучения как офицеров, так и рядовых моряков;

b) принимались меры, направленные на то, чтобы, при прочих равных условиях, предпочтение в вопросах трудоустройства отдавалось лицам, которые получили надлежащую и признанную подготовку.

9. 1) Учебные программы должны регулярно пересматриваться и поддерживаться на современном уровне в свете изменяющихся потребностей судоходства.

2) При пересмотре учебных программ следует учитывать Документ 1968 года о руководящих принципах, подготовленный совместно Международной организацией труда и Межправительственной морской консультативной организацией и принятый этими организациями, в котором рассматриваются технические стороны вопросов, непосредственно влияющих на безопасность человеческой жизни на море, а также все последующие поправки или дополнения к этому Документу.

B. Финансирование

10. 1) Организация программ подготовки моряков должна осуществляться на систематической основе, а их финансирование должно обеспечиваться регулярным и надлежащим образом с учетом современных и будущих потребностей морского транспорта и его развития.

2) В соответствующих случаях правительство должно оказывать финансовую помощь программам подготовки, осуществляемым местными органами власти или частными организациями. Эта помощь может иметь форму предоставления общих субсидий, выделения земельных участков, помещений или демонстрационного оборудования (судов, двигателей, навигационных приборов и другой аппаратуры), бесплатного выделения инструкторов, выплаты пособий на обучение или платы за обучение курсантов в обычных училищах, училищах-интернатах или на учебных судах.

3) Моряки не должны лишаться возможности продвижения до самых высоких должностей на борту судов по причине ограниченности их финансовых ресурсов или из-за отсутствия возможностей для обучения. Поэтому моряки должны иметь возможность получать достаточную заработную плату или жалование, которые позволяли бы им проходить соответствующее обучение.

4) Обучение моряков в государственных учебных заведениях, когда это возможно, должно быть для них бесплатным.

5) Переобучение, необходимость которого для соответствующих моряков вызывается техническими нововведениями, должно обеспечиваться бесплатно. В период такого переобучения моряки должны получать достаточные пособия. Моряки, направленные на курсы такого переобучения судовладельцем, должны получать полностью свою основную заработную плату.

C. Нормы обучения

11. Нормы обучения должны быть установлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми в стране к морякам для получения ими различных свидетельств о квалификации. В частности, должно быть предусмотрено следующее:

a) характер медосмотра лиц, поступающих в учебные заведения, включая рентгенологическое исследование грудной клетки, исследование для выявления диабета и проверку состояния слуха и зрения; требования при таких медосмотрах, особенно в отношении зрения и слуха, могут быть различными в зависимости от служб на судне, в которых намереваются работать поступающие, но они ни в коем случае не должны быть ниже требований для приема на работу на морском транспорте;

b) уровень общего образования, требуемый для приема на курсы профессионального обучения, по окончании которых выдается свидетельство о квалификации;

c) предметы, которые должны включаться в учебную программу, в частности: навигация, морское дело, радиодело, электроника, механика, общее обслуживание, взаимоотношения между людьми;