_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 07.09.2000 N 7533-ЮД
_______________________________________________________________________________
В целях повышения безопасности мореплавания, выполнения требований, вытекающих из Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, поправок к этой Конвенции 1988 года, соответствующих рекомендаций Международной морской организации, усиления государственного регулирования и контроля за морским судоходством, в том числе в интересах обеспечения безопасности морского судоходства в условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 1286-50, а также повышения мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса приказываю:
1. Создать глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга) с использованием технических средств морской подвижной спутниковой системы связи "Инмарсат", глобальных спутниковых навигационных систем "Глонасс", "Навстар" и других современных технологий.
2. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 года Временное положение о глобальной автоматизированной системе мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Временное положение) (прилагается).
3. Поручить Государственному унитарному предприятию "Морсвязьспутник" Министерства транспорта Российской Федерации (далее - ГУП "Морсвязьспутник") (Богданов В.А.):
руководство и координацию работ по созданию Системы мониторинга;
разработку нормативно - технических документов, необходимых для функционирования Системы мониторинга, и представление указанных документов на согласование и утверждение Службе морского флота и Службе речного флота.
4. В составе Системы мониторинга предусмотреть:
Центр мониторинга для сбора и обработки информации о местоположении российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Центр мониторинга);
участие российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - суда), подлежащих оборудованию судовыми станциями Инмарсат-С в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 октября 1997 года N 125 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)";
участие судов, совершающих рейсы за пределами морских районов А1 ГМССБ или выходящих из портов более чем на 12 часов, при их оснащении судовыми станциями Инмарсат-С.
5. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.), ГВЦ Минтранса России (Семенов А.И.), ГУП ГЦССС (Розвадовский С.И.) организовать с использованием своих ресурсов Центр мониторинга.
6. Установить, что:
передача информации о местоположении судов в Центр мониторинга осуществляется в соответствии с порядком, определенным Временным положением;
информация о местоположении судов Центром мониторинга предоставляется судовладельцам и уполномоченным государственным органам бесплатно.
7. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.) предусмотреть в разрабатываемом проекте положения о лицензировании отдельных видов деятельности на морском транспорте оснащение судов и их участие в Системе мониторинга в качестве дополнительных лицензионных требований и условий для следующих видов деятельности на морском транспорте:
перевозки грузов морским транспортом;
перевозки пассажиров морским транспортом;
буксировка судов и иных плавучих объектов.
8. Морским администрациям портов, капитанам портов при оформлении отхода из порта судна, подлежащего в соответствии с пунктом 4 настоящего Приказа регистрации в Системе мониторинга, проверять на основании данных, предоставляемых Центром мониторинга, регистрацию судна в Системе мониторинга.
9. Службе морского флота (Матюшенко Н.И.), Службе речного флота (Смирнов Н.Г.) в срок до 21 августа 2000 года создать в установленном порядке комиссию по приемке в опытную эксплуатацию Центра мониторинга (далее - Комиссия).
10. Комиссии провести испытания Центра мониторинга и представить до 30 августа 2000 года руководству Министерства транспорта Российской Федерации акт ввода Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
11. Департаменту безопасности мореплавания (Палехов С.В.) довести до сведения судовладельцев и капитанов портов информацию о принятии Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
12. Суда, оборудованные судовыми станциями Инмарсат-С, подлежат регистрации в Центре мониторинга в месячный срок после принятия Центра мониторинга в опытную эксплуатацию.
13. Ввести в опытную эксплуатацию Систему мониторинга с 1 сентября 2000 года.
14. ГУП "Морсвязьспутник" (Богданов В.А.) в срок до 1 января 2001 года представить предложения по дальнейшему развитию Системы мониторинга, в том числе в интересах обеспечения безопасности российского морского судоходства в условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 1286-50.
15. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Службу морского флота (Матюшенко Н.И.).
Министр
С.О.Франк
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 17 июля 2000 года N 74
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о глобальной автоматизированной Системе мониторинга
и контроля за местоположением российских морских
и смешанного (река - море) плавания судов
1.1. Настоящее Временное положение определяет основные принципы построения и функционирования глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - Система мониторинга).
1.2. Система мониторинга предназначена для наблюдения и контроля за местоположением, другими параметрами российских морских и смешанного (река - море) плавания судов (далее - суда) и оперативного обеспечения этой информацией соответствующих подразделений Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), других федеральных органов исполнительной власти, Государственной морской аварийной и спасательно - координационной службы Российской Федерации (Госморспасслужба России), а также судовладельцев и функционирует в непрерывном круглосуточном режиме.
2.1. В обеспечении Системы мониторинга задействованы:
Служба морского флота Минтранса России;
Служба речного флота Минтранса России;
Государственное унитарное предприятие "Морсвязьспутник" Министерства транспорта Российской Федерации (ГУП "Морсвязьспутник");
Государственное унитарное предприятие Министерства транспорта Российской Федерации "Главный центр связи и спутниковых систем" (ГУП ГЦССС);
Государственное унитарное предприятие "Главный вычислительный центр Министерства транспорта Российской Федерации" (ГВЦ);
Государственный морской спасательный координационный центр Госморспасслужбы России (ГМСКЦ);
морские администрации портов, государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (далее - администрации портов);
суда;
судовладельцы.
Для взаимодействия в рамках Системы мониторинга могут быть также привлечены по согласованию с ними другие органы и организации.
3.1. Основными целями создания Системы мониторинга являются:
совершенствование организации обеспечения безопасности мореплавания;
повышение эффективности проведения поисково - спасательных операций на море;
совершенствование организации информационного обеспечения в целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на море;
совершенствование организации оперативного управления и контроля за безопасностью судоходства и мероприятий по обеспечению мобилизационной готовности на объектах транспортного комплекса, в том числе в особый период;
информационное обеспечение при проведении анализа нештатных и аварийных ситуаций с судами;
предоставление информации о местонахождении судов судовладельцам.
3.2. Координацию работ по созданию и функционированию Системы мониторинга осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".
4.1. На Систему мониторинга возлагается осуществление следующих основных функций:
обеспечение автоматической дискретной передачи или запроса и последующей автоматической передачи с судна через каналы системы ИНМАРСАТ-С данных о текущем местоположении судна в любое время, но с интервалом, не превышающим 12 часов по состоянию на 00.00 и 12.00 московского времени, а также в режиме поллинга в ИНМАРСАТ-С;
обеспечение опроса судов через каналы системы ИНМАРСАТ-С в полуавтоматическом режиме для сбора информации о местоположении и других данных этих судов (стандартные сообщения об отходе, прибытии, маршруте, отклонении от маршрута и т.п.) по распоряжению уполномоченных государственных органов или судовладельцев;
обеспечение запроса и передачи с судов информации по опасным грузам;
обеспечение вызова судна на связь;
обеспечение анализа местоположения судов и отображение этой информации на электронной карте;
обеспечение управления информационными потоками различных категорий срочности, распределения информации по сетям связи (локальным, региональным, глобальным), абонентам электронной почты и сети ИНТЕРНЕТ.
5.1. В рамках Системы мониторинга используются:
на судах - судовые станции ИНМАРСАТ-С со спутниковым навигационным приемником;
в Центре мониторинга - автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов, специализированное аппаратное и программное обеспечение (ПО) системы управления базами данных (СУБД), локальной вычислительной сети (ЛВС), удаленного доступа; электронно - картографической (ЭКС) и геоинформационной системы (ГИС).
5.2. В качестве географической базы ЭКС и ГИС используются электронные морские навигационные карты.
5.3. Разработка и поддержание ПО осуществляет ГУП "Морсвязьспутник".
6.1. Информационное взаимодействие в Системе мониторинга основывается на комплексном использовании действующих систем и сетей связи и передачи данных.
6.2. Доведение информации до потребителей обеспечивается с использованием каналов:
электронной почты (E-mail);
сети ИНТЕРНЕТ;
телефонной, модемной и факсимильной связи по телефонной сети общего пользования (ТФОП) (факультативно).
6.3. Предусматриваются следующие основные способы доступа к информационным ресурсам (базам данных) Системы мониторинга:
- непосредственный доступ до принципу "Клиент - Сервер" (по расписанию или программе);
- непосредственный доступ по принципу "Клиент - Сервер" (по запросу);
- через оператора Системы мониторинга (по запросу).
6.4. Средства информационного взаимодействия на местах и подключение к Центру мониторинга обеспечивают сами потребители услуг Системы мониторинга.
6.5. Определение состава и периодичности сбора и передачи данных с судов должно определяться в Системе мониторинга с учетом: