Недействующий

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О коммерческой тайне  

   

     

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с правовой охраной коммерческой тайны в целях предупреждения недобросовестной конкуренции и обеспечения условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров и услуг в Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации правовая охрана коммерческой тайны предоставляется настоящим Федеральным законом гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным гражданам и юридическим лицам.

3. На территории иностранного государства правовая охрана коммерческой тайны предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации и национальным законодательством данного государства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

коммерческая тайна - научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая:

обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того, что она не является общеизвестной и не может быть легко получена законным образом другими лицами, которые могли бы получить экономическую выгоду от ее разглашения или использования, и является предметом адекватных обстоятельствам правовых, организационных, технических и иных мер по охране информации (режим коммерческой тайны);

секреты производства (ноу-хау) - охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты творческой деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы им на законном основании, в том числе:

неопубликованные научно-технические результаты, технические решения, методы, способы использования технологических процессов и устройств, которые не обеспечены патентной защитой по законодательству или по усмотрению лица, обладающего такой информацией на законном основании;

знания и опыт в области реализации продукции и услуг; сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;

коммерческие, методические или организационно-управленческие идеи и решения;

гриф коммерческой тайны - реквизиты, свидетельствующие об установлении режима коммерческой тайны для информации (сведений) и проставляемые на носителе информации и/или на сопроводительном документе;

разглашение коммерческой тайны - действия, в результате которых коммерческая тайна, стала известна третьим лицам в нарушение закона или договора (в том числе, трудового);

неправомерные способы получения коммерческой тайны - хищение, коммерческий подкуп, дача взятки, введение в заблуждение, нарушение или подстрекательство к нарушению обязательств по соблюдению конфиденциальности, а также собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений;

использование секретов производства (ноу-хау) - использование секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве, распространение на основе лицензионных или иных договоров, любые другие действия по включению ноу-хау в хозяйственный оборот, либо изъятию из хозяйственного оборота.

Статья 3. Информация, которая может составлять коммерческую тайну

1. Правовая охрана, предоставляемая настоящим Федеральным законом, распространяется на коммерческую тайну, представленную в виде результатов интеллектуальной деятельности (ноу-хау), а также на информацию, не содержащую результатов творческой деятельности, но предназначенную для ограниченного круга лиц, в том числе, на:

первичные бухгалтерские документы и промежуточные финансовые отчеты;

сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций;

деловую переписку;

список клиентов;

сведения о заключенных договорах (контрактах), их содержании, предложения по их заключению;

планы развития и реорганизации производства; структуры и методы управления;

связи внутри и вне фирмы; распределение обязанностей и их содержание; кадровый состав, его подбор, формирование;

иную информацию, не подпадающую под действие статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Правовая охрана распространяется на коммерческую тайну независимо от ее носителя и формы представления.

Статья 4. Информация, которая не может составлять коммерческую тайну


К коммерческой тайне не может быть отнесена информация:

составляющая государственную тайну;

содержащаяся в учредительных документах;

содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т.д.);

содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах и других формах годовой бухгалтерской отчетности, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;

содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих;

о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера;

о деятельности благотворительных организаций;

о наличии свободных рабочих мест;

связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, с необеспечением безопасных условий труда, с реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также с другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;

о платежеспособности коммерческих организаций;

о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;

для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с законами Российской Федерации и принятыми в их развитие подзаконными актами.

2. Указанный в ч.1 настоящей статьи перечень сведений может быть дополнен или изменен Федеральным законом РФ.

     

Статья 5. Права на коммерческую тайну

1. Субъектами прав на коммерческую тайну являются обладатель коммерческой тайны и конфиденты коммерческой тайны.

2. Права обладателя на коммерческую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом вытекают из права на защиту от недобросовестной конкуренции, права на свободу экономической деятельности, права на защиту интеллектуальной собственности, а также из обязательств, принимаемых на себя сторонами при заключении трудовых, гражданско-правовых договоров.

3. Обладатель коммерческой тайны - физическое или юридическое лицо, обладающее на законном основании коммерческой тайной, имеет следующие права:

а) изменять и отменять режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом;

б) использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, включая ее использование в производстве, передачу другим лицам на основании договоров, а также иные способы включения указанной информации в хозяйственный оборот;

в) на защиту в административном порядке и на судебную защиту от действий, нарушающих установленный режим коммерческой тайны или создающих угрозу нарушения такого режима;

г) требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случая или ошибки, в том числе, требовать судебного принуждения к соблюдению режима коммерческой тайны указанными лицами с выплатой им денежной компенсации за данное указанным лицом обязательство не разглашать коммерческую тайну;

д) на денежную компенсацию за использование коммерческой тайны третьим лицом в своих интересах, при условии, что:

указанная информация была получена данным лицом в результате случайности, ошибки или была передана ему конфидентом без соответствующей санкции обладателя; и

данное лицо не имело достаточных оснований считать получение и использование им указанной информации незаконным; и

обладатель не имел и/или не имеет практической возможности пресечь такое использование коммерческой тайны.

4. Конфидент коммерческой тайны - физическое или юридическое лицо, использующее коммерческую тайну в пределах, установленных обладателем коммерческой тайны на основании договора или распорядительных документов.

Конфидент, связанный с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, имеет право обжаловать в судебном порядке установление режима коммерческой тайны и/или принятые обладателем коммерческой тайны меры по реализации этого режима по отношению к информации, которая стала известна конфиденту или может стать ему известной в силу его трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны.

     

Глава 2. Режим коммерческой тайны

     

Статья 6. Установление режима коммерческой тайны

1. Лицо, получившее информацию законным путем, имеет право установить относительно этой информации режим коммерческой тайны и получить правовую охрану этого режима при условии, что данная информация:

не включает в себя сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут составлять коммерческую тайну;

не подпадает под действие нормативно-правовых актов, делающих введение режима коммерческой тайны данным лицом неправомерным;

не является предметом обязательств, не позволяющих данному лицу устанавливать или изменять режим коммерческой тайны.

2. Для установления режима коммерческой тайны не требуется подачи заявки в органы власти Российской Федерации, субъектов Федерации или органы местного самоуправления, а также официальной регистрации или выполнения иных формальностей.

3. Для документов, содержащих коммерческую тайну, обладатель коммерческой тайны имеет право устанавливать гриф "Коммерческая тайна" или гриф "Конфиденциально", грифы государственной секретности и гриф "Служебная тайна" не допускаются.

При передаче документов, содержащих коммерческую тайну в органы государственной власти и органы местного самоуправления гриф "Коммерческая тайна" устанавливается в обязательном порядке.

4. Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет перечень сведений, которые составляют или могут составлять его коммерческую тайну, критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа коммерческой тайны, порядок доступа коммерческой тайне.

В число таких мер могут входить: установление специального порядка доступа к сведениям, включенным в указанный перечень, проставление специальных грифов на документах, содержащих указанные сведения, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным сведениям, и заключение с каждым из этих лиц либо специального соглашения о конфиденциальности, либо трудового или гражданско-правового договора, включающего условия конфиденциальности в отношении указанных сведений, а также другие меры, ограничивающие доступ к коммерческой тайне.

5. Обязательными мерами по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение должным образом оформленных соглашений о конфиденциальности, лицензионных или иных договоров, подтверждающих обязательства сторон не разглашать коммерческую тайну. Дополнительные меры обладатель коммерческой тайны устанавливает по собственному усмотрению в соответствии с п.6 данной статьи.

6. Меры по обеспечению режима коммерческой тайны должны быть документально подтверждены и адекватны коммерческой ценности охраняемой в установленном режиме информации.

     

Статья 7. Установление режима коммерческой тайны при заключении и выполнении гражданско-правовых договоров

1. При заключении и выполнении гражданско-правовых договоров (договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др.) стороны по согласованию имеют право устанавливать режим коммерческой тайны для информации, получаемой и используемой в процессе выполнения работ.

2. Необходимым условием установления режима коммерческой тайны при заключении и выполнении гражданско-правовых договоров является заключение сторонами в письменной форме специального соглашения наряду с договором либо включение соответствующих условий в договор.

     

Статья 8. Срок действия режима коммерческой тайны


Срок действия режима коммерческой тайны определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующей информации коммерческой тайной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Изменение или отмена режима коммерческой тайны

1. Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если такое изменение не нарушает обязательств, принятых им на себя при заключении соглашений о конфиденциальности, лицензионных или иных договоров.

При изменении и отмене режима коммерческой тайны обладатель обязан поставить в известность об этом конфидентов, с которыми он связан соглашениями о конфиденциальности, трудовыми, гражданско-правовыми и иными договорами.

Изменение режима коммерческой тайны означает изменение состава мер по обеспечению режима данной коммерческой тайны.

2. При реорганизации юридического лица право на установление, изменение или отмену режима коммерческой тайны переходит к его правопреемнику.

3. При ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) наряду с прочим принимает решение о порядке использования коммерческой тайны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»