МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ПРАВИЛА

     


Одобрены
Советом Международной
гостиничной ассоциации.
Катманду (Непал),
2 ноября 1981 года

Введение


Международные гостиничные правила были впервые опубликованы Международной гостиничной ассоциацией 60 лет назад. После этого они несколько раз пересматривались. Однако с учетом развития международного туризма за последние 20 лет стало необходимым сформулировать их заново.

I. Цель


Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфичных положений, касающихся договора на размещение в гостинице.

II. Договаривающиеся стороны


Лицо, останавливающееся в гостинице, необязательно является стороной в договоре; договор на размещение в гостинице может быть заключен от его имени третьей стороной. В этих правилах термин "клиент" означает индивидуала или юридическое лицо, заключивших договор на размещение в гостинице и несущих ответственность за оплату этого размещения. Термин "гость" означает индивидуала, который предполагает разместиться или размещается в гостинице.

Часть I
Договорные отношения

Статья 1. Договор на размещение


В соответствии с договором на размещение владелец гостиницы обязан предоставить гостю размещение и дополнительное обслуживание.

Предполагается, что предоставляемые услуги соответствуют обычным услугам в гостинице в зависимости от ее категории, включая использование номера и те удобства, которые обычно предоставляются для общих потребностей гостей.

Клиент несет ответственность за оплату по договорной цене.

Условия договора обусловливаются категорией гостиницы, национальным законодательством или инструкциями о деятельности гостиницы (если таковые имеются), Международными гостиничными правилами и правилами внутреннего распорядка гостиницы, которые должны быть показаны гостю.

Статья 2. Форма договора


Договор не имеет какой-либо особой формы.

Он считается заключенным, когда одна сторона принимает условия, предложенные другой стороной.

Статья 3. Срок действия договора


Договор может быть заключен на определенный или неопределенный период.

Когда договор заключается на приблизительный срок, согласованным считается наиболее короткий период.

Договор на размещение заканчивается в 12.00 дня, следующего за днем прибытия клиента, если в договоре не оговорено и не согласовано размещение дольше чем на один день.

Любой договор на неопределенный срок рассматривается как договор на один день. В этом случае заявление об окончании договора, действие которого завершается в 12.00 следующего дня, должно быть сделано одной из сторон.

Заявление, сделанное гостиницей по этому вопросу гостю, должно рассматриваться как заявление, сделанное клиенту.

Статья 4. Исполнение договора


Владелец гостиницы и клиент обязаны уважать условия договора.

Статья 5. Неисполнение договора


В случае, если договор полностью или частично не исполнен, виновная сторона обязана полностью компенсировать другой стороне все ее потери. Пострадавшая сторона обязуется принять все необходимые шаги с целью уменьшения возможных потерь.

Если владелец гостиницы не может исполнить договор, он должен принять меры к поиску другого размещения, равного или более высокого стандарта, в той же местности. Все дополнительные затраты, возникшие в связи с этим, должны быть покрыты владельцем гостиницы. Если он не обеспечит этого, то будет подсуден для выплаты компенсации.

Статья 6. Окончание договора


За исключением случаев, когда национальное законодательство или национальная торговая практика трактуют условия договора иначе, никакой договор не может считаться оконченным до полного его исполнения, если только это не будет согласовано сторонами на взаимной основе.

Статья 7. Оплата


Гостиница может запросить полную или частичную предварительную оплату.

Если гостиница получает от клиента определенную сумму денег в виде аванса, это должно считаться предварительной оплатой за размещение и дополнительные услуги, которые будут предоставлены.

Гостиница должна вернуть деньги, выплаченные вперед, в размере превышения предварительной оплаты над суммой, необходимой к выплате, если только заранее не было оговорено, что этот предварительный взнос является безвозвратным.

Счет вступает в силу с момента его вручения.

Гостиница не обязана принимать чеки, купоны, кредитные карточки или другие виды безналичного платежа, если это не оговорено отдельно.

Платежи должны осуществляться в соответствующей национальной валюте, если гостиницей не оговорен другой порядок.

Статья 8. Нарушение договора


Любое серьезное или повторяющееся нарушение договорных обязательств дает право пострадавшей стороне прекратить действие договора немедленно, без предварительного уведомления.

Часть II
Другие обязательства

Статья 1. Ответственность владельца гостиницы


Юридическая ответственность владельца гостиницы определяется национальным законодательством.

При отсутствии в национальном законодательстве соответствующих положений должно приниматься положение Европейской конвенции от 17 декабря 1962 года.

Ответственность за имущество гостя обычно ограничена, за исключением случаев, когда очевидна вина владельца гостиницы или его служащих.

Обязанность гостиницы принимать на хранение ценности зависит от размера и категории гостиницы.

Ответственность за ценности может быть разумно лимитирована, если гость был об этом своевременно проинформирован.

Владелец гостиницы не несет ответственность за автомашины гостей и их содержимое.

Статья 2. Ответственность гостя/клиента


Гость (клиент) несет перед владельцем гостиницы юридическую ответственность за любой ущерб, нанесенный лицам, зданию, отделке или оборудованию, по его установленной вине.

Статья 3. Задержка имущества гостя


Гостиница в качестве гарантий оплаты любых положенных ей сумм имеет право задержать и в дальнейшем реализовать по коммерческой стоимости любое имущество, доставленное гостем в помещение гостиницы.

Статья 4. Поведение гостя


Гость должен вести себя в соответствии с обычаями и правилами внутреннего распорядка, принятыми в гостинице.

Серьезное или повторяющееся нарушение правил внутреннего распорядка дает гостинице право прекратить действие договора немедленно, без предварительного уведомления.

Статья 5. Домашние животные


Если гость хочет привезти с собой в гостиницу домашнее животное, он обязан предварительно убедиться, что это разрешено правилами внутреннего распорядка данной гостиницы.

Статья 6. Занятие и освобождение номеров


Если это не оговорено иначе, номер(а), зарезервированный(ые) за гостем, должен быть готов к 14.00, а номера отъезжающих освобождены к полудню.

Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов

     


Одобрена
региональными комиссиями ВТО.
Мадрид (Испания),
ноябрь 1989 года
(извлечения)

1. Здание гостиницы

1.1. Автономия

  

     Все категории

Здание гостиницы должно быть физически автономно от других зданий или от других частей того же здания.

1.2. Вход

  

     Все категории

Отдельный вход, если гостиница занимает часть здания.

     3-5 звезд

Вход в ресторан (кафетерий и т.д.) гостиницы из гостиницы и с улицы. Отдельный служебный вход.

1.3. Основная и служебная лестничные клетки

     3-5 звезд

Основная лестничная клетка отделена от служебной лестничной клетки (исключение может быть сделано для малоэтажных зданий).

1.4. Минимальное количество номеров

     Все категории

10 номеров.

2. Качественные требования

     Все категории

Все установки, оборудование и мебель в номерах, санузлах и общественных помещениях должны быть рассчитаны на усиленную эксплуатацию, функциональны, безопасны, гармоничны и пропорциональны по отношению к помещениям, в которых они находятся.

  

Требования к качеству здания и всего в нем установленного возрастают с каждой категорией и должны соответствовать стоимости. Стоимость отражает качество материалов и труда, используемых при строительстве и производстве установок, оборудования и мебели.

     1 звезда

Дешевые строительные материалы; простые, массового производства установки, оборудование и мебель.

     2 звезды

То же.

     3 звезды

Средняя стоимость строительных материалов, установок, оборудования. Мебель по заказу.

     4 звезды

Высокая стоимость строительных материалов и установок. Оборудование и мебель по заказу.

     5 звезд

Строительные материалы, установки, оборудование, мебель (по заказу) высшего качества. Интерьеры должны быть оформлены авторскими предметами искусства.

3. Водоснабжение

     Все категории

Горячее и холодное водоснабжение круглосуточно (обеспечение питьевой водой, см. в п.15.2 настоящих стандартов).

4. Энергоснабжение

     Все категории

Постоянное обеспечение электрической энергией.

4.1. Аварийные энергоустановки

     1 звезда

Аварийное освещение (аккумуляторы, газ, свечи).

     2 звезды

Тоже.

     3 звезды

Стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу оборудования в минимальный период времени (не менее 24 часов).

     4 звезды

Стационарный генератор, обеспечивающий электропитание, отопление, водоснабжение, основное освещение и работу такого оборудования, как лифты, холодильники, кухонное оборудование.

     5 звезд

Тоже.

5. Отопление

     1 звезда

Отопление по необходимости (в зависимости от местных условий и сезона).

     2 звезды

То же, но на базе центрального отопления.

     3 звезды

То же, что для гостиниц "2 звезды", но с дополнительным индивидуальным регулированием в номерах. Охлаждение (кондиционирование) в районах с жарким климатом. Тепловой комфорт (температура от 18 до 25°С).

     4 звезды

То же, что для гостиниц "3 звезды", но с кондиционированием в разных климатических зонах в течение года или сезона в зависимости от погоды. Индивидуальное кондиционирование как в номерах, так и в общественных помещениях.

     5 звезд

То же.

5.1. Вентиляция

     Все категории

Естественная (через окна) и/или принудительная во всех комнатах и зонах. Вентиляция через окна должна быть в номерах, залах ресторана, кухнях, помещениях для персонала.

6. Санитарные требования (все категории)

6.1. Общие

Строгая санитария, чистота, гигиеничность повсеместно в здании. Уборка всех секций гостиницы на непрерывной основе. Сантехническое оборудование в рабочем состоянии в любое время суток.

6.2. Отходы

Сбор в специальных контейнерах с ежедневным вывозом из здания. Зона сбора отходов и контейнеры должны постоянно находиться в хорошем санитарном состоянии.

6.3. Защита от насекомых и грызунов

Эффективная защита от насекомых и грызунов по всему зданию.

7. Безопасность и охрана

     Все категории

Гостиницы должны соответствовать архитектурным и техническим условиям и иметь противопожарное обеспечение и систему пожарного оповещения, аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные инструкции и т.п., требуемые для общественных зданий и увязанные с особенностями гостиницы. Все электрическое, газовое, водо- и канализационное обеспечение должно быть установлено и эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями безопасности и соответствующими инструкциями. Безопасность проживающих и их вещей должна быть обеспечена круглосуточно.

8. Условия для использования инвалидных колясок

     Все категории

У входа в гостиницу и у некоторых номеров, ванных комнат, туалетов должны быть полозья для приема инвалидов на колясках.

9. Техническое оборудование

9.1. Лифты для проживающих

     1 звезда

Для гостиниц, имеющих более 3 этажей.

     2 звезды

Для гостиниц, имеющих более 2 этажей.

     3 звезды

То же.

     4 звезды

Для гостиниц, имеющих более чем 1 этаж.

     5 звезд

То же.

Мощность лифтов: в пропорции к вместимости гостиницы.

9.1.1. Служебные лифты

4 и 5 звезд

Служебные лифты отдельно от лифтов для проживающих.

9.2. Телефон

     Все категории

Должен быть телефон для местных и междугородных переговоров.

9.2.1. Телефоны в номерах

     1 звезда

Звонок для внутренней связи.

     2 звезды

Внутренний телефон (без выхода за пределы гостиницы). Включение городского телефона по отдельной просьбе.

     3 звезды

Телефон для внутренней и внешней связи через коммутатор гостиницы.

     4 звезды

Телефон для прямой связи с другими помещениями гостиницы и с городом.

     5 звезд

Телефон для прямой связи с другими помещениями гостиницы, с городом, страной, для междугородных переговоров (если есть автоматический набор). Телефон в ванной комнате.

9.2.2. Телефоны на этаже

     Все категории

Не менее одного телефона на этаж в гостиницах, где в номерах нет телефонов с выходом за пределы гостиницы (в основном для гостиниц "1 и 2 звезды").

9.2.3. Телефоны около общественных помещений

     3-5 звезд

Телефон около всех общественных помещений.

9.2.4. Телефонная кабина в вестибюле (платный телефон)

     1 звезда

Наличие телефона в службе приема.

     2 звезды

Телефонная кабина в вестибюле.

     3 звезды

То же.

     4 звезды

Звуконепроницаемая телефонная кабина в вестибюле с международной и междугородной связью.

     5 звезд

То же.

10. Номера

10.1. Размер

  

     Все категории

Размер номера должен позволять передвигаться и использовать все оборудование и мебель свободно, удобно и безопасно.

     Площадь номера (м) по категориям:

  

одноместный

двухместный

     1 звезда

8

10

     2 звезды

8

10

     3 звезды

10

12

     4 звезды

12

14

     5 звезд

13

16

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»