Действующий

О положении творческих работников

4. Призвание и подготовка творческого работника

1. Государства-члены должны принимать все меры, с тем чтобы в школе и с самого юного возраста поощрять уважение к художественному творчеству, открытие и утверждение призвания к искусству, и учитывать, что эффективное стимулирование художественного творчества требует предоставления талантам необходимой подготовки для создания произведений высокого качества. В этих целях государства-члены должны:

а) принимать все необходимые меры для обеспечения образования, способствующего развитию таланта и призвания;

b) принимать, привлекая к этому творческих работников, все надлежащие меры, с тем чтобы образование заняло соответствующее ему место в воспитании художественного восприятия и содействовало таким образом формированию общественности, способной воспринимать искусство в любой его форме;

с) принимать, по возможности, необходимые меры для введения или развития преподавания отдельных художественных дисциплин;

d) с помощью поощрений, таких, как предоставление стипендий или оплачиваемого отпуска для получения образования, обеспечивать творческим работникам возможность пополнять знания в своей отрасли искусства или смежных специальностях и областях, совершенствоваться в плане мастерства, устанавливать благоприятствующие творчеству контакты и получать переподготовку для того, чтобы иметь возможность заняться другой областью художественной деятельности; в этих целях государства-члены должны следить за тем, чтобы была создана соответствующая материальная база и чтобы существующая по мере необходимости улучшалась и развивалась;

е) комплексно разрабатывать координированную политику и программы профессиональной ориентации и подготовки с учетом конкретной ситуации в области занятости творческих работников с тем, чтобы они могли перейти в другие области деятельности, если это необходимо;

f) стимулировать участие творческих работников в реставрационных работах, в мероприятиях по сохранению и использованию культурного наследия в самом широком смысле слова и обеспечивать творческим работникам средства передачи будущим поколениям художественных знаний и умений, носителями которых они являются;

g) признавать значение в области художественной или ремесленной подготовки традиционных форм передачи знаний и, в частности, обрядов посвящения, проводимых в различных сообществах, и принимать все надлежащие меры для их охраны и поощрения;

h) признать, что художественное образование не должно быть отделено от практики живого искусства, и следить за переориентацией этого образования таким образом, чтобы культурные учреждения (например, театры, художественные мастерские и органы теле- и радиовещания) играли важную роль в этой форме подготовки и обучения;

i) уделять особое внимание развитию творческих способностей женщин и поощрению групп и организаций, целью которых является содействие повышению роли женщин в различных отраслях художественной деятельности;

j) признать, что творческая жизнь и искусство имеют международный характер, и в этой связи предоставлять всем, кто посвящает себя творческой деятельности, все средства и, в частности, субсидии для поездок и учебных стипендий, способные позволить им вступить в живой и глубокий контакт с другими культурами;

k) принимать все надлежащие меры с целью содействия свободному передвижению творческих работников в международном плане и не препятствовать творческим работникам заниматься творчеством в избранных ими странах, в то же время следя за тем, чтобы это не наносило вреда развитию эндогенных талантов и условиям труда и занятости местных творческих работников;

l) уделять особое внимание потребностям творческих работников традиционных жанров и, в частности, содействовать их поездкам по своей стране и за ее пределами в целях развития местных традиций.

2. По мере возможности и без нанесения ущерба свободе и независимости творческих работников и педагогов государства-члены должны всячески поддерживать инициативы для обеспечения того, чтобы творческие работники в процессе обучения могли осознать культурную самобытность своего общества, включая традиционную и народную культуру, и таким образом способствовать утверждению или возрождению этой самобытности и культуры.